Views Comments Previous Next Search

Алексей Янковский

124466
Написалкира Малинина10 апреля 2009
124466

Этот текст был записан во время мастер-класса Алексея Янковского в Харькове. Думаю, театральным людям это будет особенно интересно.

АЛЕКСЕЙ ЯНКОВСКИЙ.

В жизни ты обязан подчиняться законам. Театр существует для нарушения законов. Театр существует, чтобы при всех на сцене нарушить закон, установленный в жизни.

Очень трудно привести человека к сцене. К сцене как таковой.Что вы дальше будете на ней делать — это ваше личное дело. Это совокупность талантов. Бог может человеку талант при рождении, а человек его может проесть. Хочу вам сказать, талантом не играют. Талант дает вам покой. И каждый день,если актер не идет на территорию незнаемого, он начинает поедать свой талант.

Сейчас масса проблем у театра, потому что мы потеряли зрителя. Потому что толпа не является зрителем. Зритель — это продукт воспитания. И когда у актеров что-то не получается на сцене, я всегда говорю:«Неправда начинается не в театре, неправда начинается там, где вы живете». Выговорите каждый день неправду: одни от страха перед жизнью, другие, молодые, от неведения. Васильев говорит правильно: сначала нужно человека научить жить, а как играть на сцене, он поймет сам.

 Театр - это вообще государственное явление. Потому что пока существует академический театр и его законы, то существует и андеграунд. Академия и андеграунд составляют вертикаль, но когда время переворачивается, они становятся в одну линию, горизонтально. Почему трудно жить в эпоху перемен —потому что время становится линейным. Ты не можешь поднять голову и посмотреть, потому что тебе мешает впереди стоящий. Почему сейчас нет возраста, сейчас можно и на молодой жениться. Потому что как дети не понимают, как жить, так и старики. «Дож Жуан или любовь к геометрии» — это учебник театра. Потому что жест — это геометрическая прогрессия.

 Древние были не дураки. Театр устроен по законам герметизма (я не имею ввиду уличный театр как явление). Окна и двери в театре закрыты, и мы не может увидеть здесь никакое творение Божее, кроме нас самих. Потому что все это придумано человеком. Раньше были такие герметисты. Они сидели, никуда не выходя, в полутьме, при свечках и составляли самые точные карты миры. Их дух путешествовал. Они говорили, что земля плоская и держится на трех китах, и уходя ты не знаешь, как сюда вернуться. Для человека мир был открыт. И когда Колумб открыл Америку и к ним пришли с претензиями: «Ребят, вам платили деньги, где же три кита?», — и они назвали Колумба величайшим преступником человечества. Они сказали, что с этого времени земля будет становиться все меньше и меньшее. Первым, кто замкнул круг в материально-визуальном смысле, — был Колумб. С этого времени единица земли оставалась одна, а объем ее начинал уменьшаться, и, возможно, через какое-то время, это будет один город. Единственным местом для путешествия духа на земле остается сцена. Сцена стоит на трех китах. Вы видите только ограниченный рамками мир. Откуда приходит актер и куда он уходит,зрителю неизвестною. Там и там бесконечность.

 Игра — это сознание, скорость мышления. Вы можете играть от своего представления. А можете играть в чистом виде. Нужно понять, что такое игра в истом виде и почему она дает энергию.

 Я искал театр, пока не понял: если театр не там, где я стою, его нет. В этом глубокая вера и мое глубокое убеждение. Если то место, где мы сейчас сидим, не является центром мира, то вы кормите иллюзиями Москву, Питер и так далее.

 Институт — это система отживания иллюзий по поводу профессии. Если вам там не помогут изжить иллюзии, и вы выйдете с ворохом того,чему вас научили, вы так долго можете простоять на перекрестке, не понимая,почему это никому не нужно. Потому что это, в принципе, никому не нужно. Но когда вы высвобождаетесь от всего этого…

 Смотришь сейчас режиссерский спектакль — все вроде придумано хорошо, но смотришь и думаешь — это второй курс режиссуры. В институте вам дано 4 года, чтобы вы сыграли в туалете, на потолке, заманили зрителей в бактериозную лечебницу. Вы должны наиграться. А дальше зритель должен сидеть в зале, а на сцене все происходить. И происходить не ваше. Потому что и головы можно придумать один раз, два — это мучения 1–2 курса режиссуры, а дальше… Атмосфера — это то, что спускается в результате ваших правильных действий на сцене. Потому что атмосфера — одно из названий бога в древнеиндийском языке.

 На сегодняшний день людей, особенно мужчин, может спасти только дело. Дело не заканчивается одной жизнью. Либо ты участвуешь в деле и понимаешь, что твоей жизни катастрофически не хватает на это, либо… Сейчас время товара. Но быть знаменитым — некрасиво. Я смотрю на тех, кто занимается пиаром, и мне хочется им сказать: «Боже мой, быть знаменитым — некрасиво»… Вы хотите туда? Но сначала пойдите к доктору и вырежете свой талант.

 Я преподавал 5 лет в театральной академии. И там было обязательный раздел — басни. Я объяснял студентам, что смысл басни в первых ее словах, остальное — содержание. Меня спрашивают, в чем смысл, я говорю: «Вороне где-то бог послал кусочек сыра». Они не понимают: «Ну и что вороне»… Вы разве не слышите: «Вороне где-то бог послал кусочек сыра»? Ворона его не заработала, ворона вообще ничего не делала, она только села на правильное место, бог ей послал кусок сыра и сказал: «Не пой»… Их сейчас раскручивают даже на ледовое шоу. И они не только петь, уже и боксировать начали… нужно заниматься своим делом. Потому что ты можешь продать только то, что ты умеешь делать. Ты должен научиться что-то делать, чтобы не продавать себя. Как только ты начинаешь становиться товаром — дальше другие законы. Потом можно оттуда уйти только через собственную смерть. Вы можете продать только то, что умеете, поэтому учитесь. Первое, что должен уметь артист, — выйти на сцену и нравиться публике, а дальше уже то, что тебя попросят… про макароны. Унизительно играть про макароны, не владея профессией, не понимая, что ты делаешь. То есть, ты становишься этой лапшой и этими макаронами. Я вам предлагаю однажды уйти, чтобы вернутся, но уже живыми. А театр он везде театр. Я всегда говорил, если девушка окончила хороший театральный институт и стала хорошей матерью, то это заслуга театрального института. Если человек окончит театральный институт и стал летчиком, то это заслуга театрального института. Оно ему показало, куда идти дальше. Потому что в институте заложена система медитирования.

 Нельзя кормить хаос. Сейчас происходят такие хаотические движения. Они призваны взять у вас энергию для материи. Если вы хотите ее отдавать — пожалуйста.

 Без среды зерно человека не растет. Театр тоже можно объяснить на спичечном коробке. Он вышел из двух явлений: из Греции, где подражали богам и из древнего Рима, где ты приходил к художнику и говорил: сделай так, чтоб не на бога, а на меня был похож, чтоб я себя узнал. Это две разные реальности. Два взгляда на мир. Один из них говорит: мир прекрасен, что я должен в нем сделать. Второй говорит: мир прекрасен, вы мне все должны.

 Знаете, у философа Плотина есть градация людей. Есть тип музыканты-артисты. Там написано: «Люди с очень скудным внутренним миром». Потому что, если вы переполнены чем-то, вы ничего не увидите, а в конце концов опротивеете и сами себе.

 Был великий советский театр, который выполнял очень объективную функцию. Он показывал человеку, как выжить в данное время, в данных условиях, не теряя своего человеческого достоинства. Условия поменялись, а они продолжают нам изображать, что им ломают руки…

 Задача критика не поставить свой новый спектакль, а увидеть в каком-то бедламе с точки зрения зрителя зерно, из которого через 10 лет может произрасти нечто большее… Потому что задача критика не критиковать, а увидеть и помочь вырастить.

 Высочайшим достижением в театре является все-таки исполнение, а не переживание. Это спор между Станиславским и Михаилом Чеховым. Действие на сцене первично.

 Пьеса — это Библия. До нее здесь ничего не было.

 Я сейчас вижу талантливых, но чудовищно необразованных людей. Зачем изучать Грецию? Потом ты играешь водопроводчика, и вдруг возникает миф. Даже без тебя, потому что ты потратил на это время. Соединяются века. Потому что ничего с тех пор не изменилось.

 В этой жизни будущего нет. Успокойтесь. Я теперь никуда не спешу, можем поговорить. В этой жизни будущего нет. Могут измениться только предлагаемые обстоятельства. Станиславский пишет, что в результате игры должны поменяться предлагаемые обстоятельства, а не вы. В жизни вы можете стать старше или моложе каким-то образом, уехать в Америку жить, но это не будущее. Просто изменятся ваши предлагаемые обстоятельства.

Театральная мастерская «АСБ»

Театральная мастерская «АСБ» была создана в 2000 году. Официальное название «Санкт-Петербургская театральная мастерская по реабилитации актеров государственных и академических театров драмы». Художественный руководитель и вдохновитель – Алексей Янковский – режиссер, педагог, актер, лауреат фестивалей «Новая драма», «Монокль» в номинации «За лучшую режиссуру». Театральная мастерская принимала участие в фестивалях: «Новая драма» (2002, 2003, 2005гг.), «Монокль», «Золотой софит», «Майские чтения», «Сибирский транзит», «Реальный театр», «Золотая Хортица». В 2004 г. спектакли «Активная сторона Бесконечности» и «Я… она… не Я и Я» вошли в юбилейную программу национальной театральной премии и фестиваля «Золотая Маска». Спектакли Театральной мастерской поставлены как самостоятельно, так и совместно с другими театральными коллективами в Санкт-Петербурге, Москве, Омске, Чернигове, Риге. В работе Театральной мастерской приоритетным направлением является – работа актера. В основе большинства постановок Мастерской используются пьесы Клима – драматурга, режиссера, художника, лауреата премии ЮНЕСКО.

Сайт театральной мастерской "Активная сторона бесконечности"

группа в контакте

Рассказать друзьям
12 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются