Views Comments Previous Next Search

Florian Gaag

73475
НаписалAlex Liquid21 июня 2009
73475

florian

Флориан Гааг, создатель фильма “Состав”(2006), картины о человеческом выборе и граффити в реальной жизни большого города, получившей множество наград на фестивалях по всему миру.
Будучи сам уличным художником в восьмидесятых, теперь, по прошествии времени, Флориан написал сценарий, снял фильм и спродюсировал саундтрек, мастерски сумев справиться по всем позициям.
Большое количество людей, посмотревших “Состав”, в один голос утверждают, что это самый достоверный и показательный рассказ о феномене граффити-арта за всё время существования этого явления.
Давайте посмотрим, как простой человек смог пройти путь от урбанистического “наскального” творчества улиц до кресла режиссёра, увенчанного мировыми кинонаградами. Свет! Камера! Мотор!

Удовлетворены ли вы своим фильмом?
Очень удовлетворён. Не только потому, что я и в самом деле весьма удовлетворён результатами этой долгой и кропотливой работы и тем, что фильм, который я снял, оказался именно таким, как я и планировал изначально, но ещё и потому, что работа над “Составом” дала мне нечто очень важное. Все эти превосходные люди, с которыми мне довелось поработать, люди, с которыми я повстречался, а потом и подружился, во всех странах, в которых я побывал… знаете, я могу продолжать вечно.

wholetrain movie

Что такого особенного в “Составе”, что он получил столько наград и номинаций?
Ну, я не совсем уверен, что я правильный адресат для такого прямолинейного вопроса. Ведь я могу быть пристрастен.
Но я таки отвечу и попробую рассказать вам, что, как мне кажется, нравится людям в “Составе”. Единственная причина, почему я начал снимать этот фильм, это мои любовь и страсть к граффити и киноискусству, конечно. В любом случае, это никогда не было для меня способом зарабатывания денег или съёмок всякой “клюквы” на потребу широкой аудитории. Я думаю, люди почувствовали это, о чём многие мне и сказали уже. Они понимают, что “Состав” это искреннее кино, которое не торгует своей концепцией и не ищет дешёвой шумихи или коммерческого успеха. Существуют не так много фильмов, исследующих ту или иную область субкультуры и прочих поп-культурных движений, которые не только работают в качестве реалистичного отображения этих явлений, но также и компетентны в своих суждениях и оценках молодых творческих течений. По отзывам, полученным мною, “Состав” является одним из подобных фильмов.

wholetrain movie

Что стало причиной того, что вы решили взяться за производство фильмов? Посвящение граффити? Исповедь?
Основной причиной для этого послужило моё личное прошлое в граффити-культуре и мой продолжающийся интерес к ней. Я начал как райтер в 1984 году и активно занимался этим вплоть до начала 90-х. Таким образом, можно определенно сказать, что “Состав” это дань уважения моему занятию. Но также я чувствовал, что у граффити-арта не было ещё достойных экранных воплощений, а уж тем более попыток изобразить эту культуру реалистично, с достоверными персонажами, за которыми стоят реальные люди, которые, в свою очередь, стоят за рисунками на стенах и поездах метро, с идеальной передачей атмосферы этого революционного городского искусства.

wholetrain movie

Вы учились в Школе искусств Tisch в Нью-Йорке в начале девяностых, когда тамошние поезда метро уже были чистыми. Какие вибрации вы получали от города?
О да, годы в Нью-Йорке лет были и остаются, пожалуй, самым важным моментом в моей жизни и сейчас. Не только в плане граффити, и всего, что с ним связано, но и с точки зрения музыки. Я большой поклонник фанка, и я хочу получать свою дозу этой музыки круглосуточно. Большинство великих команд тогда по-прежнему выступали в Нью-Йорке и было адски кайфово ощущать все это. Первый раз я отправился в Нью-Йорк в 1991 году, потом жил там с 1994 по 2000 годы – это был ещё один великий момент для хипхоп-музыки. Так что я был под постоянным музыкальным кумаром, который значит для меня больше, чем что бы то ни было. За то время я также проделал подготовительную работу для документального фильма о первых райтерах, которые расписывали вагоны метро, так что теперь я повязан с такими парнями, как Phase II, Flint 707, Lee, Seen, Futura и многими другими, и, плюс ко всему, это было просто интересно – изнутри получать своё собственное мнение об этой культуре. Это было после граффити-кича 80-х и до любого из документальных фильмов о граффити, так что райтерство снова стало походить на тайное общество, к которому средства массовой информации ещё не выказывали никакого серьёзного интереса. Общение с некоторыми из этих людей дало мне гораздо больше глубокого понимания корней этой культуры.

Разрисовывали ли вы хоть когда-нибудь нью-йоркские поезда – мировую Мекку трэйнбомберов?
К сожалению, нет. Возможно, сделав “Состав”, мне удалось немного загладить этот чудовищный просчёт.

wholetrain movie

Встречались ли вы с легендами граффити-арта или, как их называют некоторые, “динозаврами” граффити? Чем был “андеграунд ” Нью Йорка для европейского мальчишки? Что вы получили от этого города такого, чего не смогли получить больше нигде и как это сказалось на вашей жизни?
Одной из основных причин, почему большинство так называемых “явлений субкультуры” типа граффити, хип-хопа, панка и прочих, было то, что современное доминирование молодых течений было заложено в Нью-Йорке гораздо раньше – в конце 60-х и в принявших у них эстафету 70-х. Город бедствовал и имел множество более серьёзных проблем, нежели ребятишки, валяющие дурака в заброшенных зданиях, разрисовывавшие поезда метро и прочие штуки в этом духе. Он был похож на огромную городскую игровую площадку, и эти зарождающиеся культурные явления не имели ещё достаточного времени для того, чтобы заявить о себе во весь голос и претендовать на звание полноценных молодёжных движений. Тогда была особенная ситуация. В определённой степени её можно сравнить с тем периодом в Берлине, когда была разрушена Стена. Тогда появилось огромное количество бесхозных общественных мест, и появилась возможность делать великое множество разных творческих штук. То, что я взял от Нью-Йорка, так это бесконечное число незабываемых впечатлений, опыта, диковинных встреч и ещё уйма всякого. И это именно то, что и делает Нью-Йорк таким особенным. Там с вами в течение дня (или ночи) происходит столько всяких приключений на любом углу, чем вы сможете увидеть, например, в Германии за год.

wholetrain movie

Давайте вернёмся к истории вашей жизни. Покатилась бы ваша жизнь той же дорогой, если бы вы не стали райтером? Есть ли что-то, что творческая уличная деятельность даёт людям? Многие ли райтеры, которых вы знаете, стали серьезными художниками? Помог ли им в этом граффити-арт?
Трудно сказать, что было вначале, курица или яйцо. Я всегда симпатизировал тем вещам или явлениям, которые не всегда сочетаются с прилежным, “день-за-днём-распланированным” стилем жизни, так что уход в граффити-арт был естественен для меня. И, конечно, он на меня сильно повлиял в самых разных аспектах. Также и в том, как я пришёл к съёмке фильмов или продюсированию музыки. Он дал мне перфекционизм, приобретённый мною как раз в бытность райтером; вот, к примеру, когда вы оформляете что-то, обязательно нужно, чтобы идея была свежайшей, с пылу-с жару. Не только стиль шрифта, но и цвет, разработка фона, вообще всё. Это внимание даже к самым мельчайшим деталям дисциплинирует и учит вас. А с другой стороны, “я не даю установок”, когда вы выходите на улицу рисовать, то, находясь в состоянии постоянной борьбы с общественной моралью, окружающей вас, вы должны сами оттачивать и полировать свои собственные и ни на кого не похожие навыки.Я знаю некоторых райтеров, достаточно успешных в том, что вы можете звать как “официальный мир искусства”. Большинству из них с трудом удаётся примирять эти разнородные занятия. Многие райтеры, однако, работают весьма успешно в области графического дизайна, ведь дизайн в наше время в значительной степени зависит как раз-таки от граффити и уличной культуры. Райтинг для многих является первым знакомством с искусством или вообще с каким-либо видом творческой деятельности, особенно для людей, которые не растут в условиях, расположенных к творчеству, или кому не посчастливилось пойти в хорошую школу с творческими программами и прочими темами в этом духе. Поэтому я считаю, что граффити-райтинг может быть очень полезен при поиске личного творческого пути.

wholetrain movie

Как вы умудрились от стен Мюнхена попасть на мировые киноэкраны? Каковы наиболее важные моменты/ аспекты этого пути?
Пожалуй, наиболее важным аспектом следует назвать терпение и упорство, так как это был долгий и нелёгкий путь. Вы не поверите, сколько сил уходит на создание фильма, особенно если у вас небольшой бюджет или вы не подстрахованы большой дистрибьюторской компанией. Временами вы должны быть диктатором, страстным любовником, терминатором, поэтом, циничным дельцом, прожжённым светским львом и ещё где-то более ста противоположных образов, характеров и персонажей. Если вам удаётся находить баланс и не наживать неприятностей с людьми, о которых вы заботитесь, на вас будут работать 365/24/7 (то есть без перерыва). Способность мириться со всем этим и никогда не терять своё творческое видение и есть залог успеха.

wholetrain movie

Как вы управляетесь сразу с режиссурой, сценарием, продюсированием и бизнесом одновременно? Существует же ещё один важный человек в вашей жизни, который требует внимания. Как организовать всё так, чтобы всем было хорошо?
Множество вещёй просто приходится делать в одно и то же время, и я, пожертвовав таким великим благодеянием, как сон, много сделал в ночные смены. Например, я монтировал фильм в течение дня, а над саундтреком работал в ночное время, в первой половине дня я встречался с моим напарником-дизайнером, и мы работали над офрмлением плакатов, листовок и прочего. В то время и вправду действительно очень трудно дать близким людям то внимание, которого они заслуживают и ожидают. Один совет: Найдите сильного и понимающего партнера.

wholetrain movie

“Состав” привлекает достоверным отображением реального мира современного европейского граффити. Пытаетесь ли вы встать в один ряд с такими культовыми вещами, как “Beat Street” или Style Wars?
Вовсе нет. За исключением одной вещи: я действительно хотел сделать кадры с движущимся wholetrain’ом похожими на классические сцены в “Style Wars”. Я надеюсь, что нам это удалось, по крайней мере, мы хотя бы приблизились к ним.
Какой участок фильма является автобиографическим? Бьюсь об заклад, вы включили множество личных моментов в него.

wholetrain movie

Да, некоторые детали явлются автобиографическими, но весь фильм в целом – вымысел, это не пересказ моей жизни. Одна вещь, которая вполне автобиографична, это приговор суда в самом начале ленты; так вот текст судьи идентичен тому, по которому я был осужден. Я думаю, что это очень смешно и символично, особенно этот пассаж судьи: “Его злостные деяния уже не могут пройти незамеченными”.

wholetrain movie

Музыка в фильме – это не просто фон, с помощью неё так же, как и с помощью визуальных образов, рассказывается история. Вы были также и продюсером – как вы работали в этой части производства? Что было самым сложным?
Я хотел, чтобы музыка была неотъемлемой составляющей фильма и акцентировала важнейшие моменты развития сюжета. Поэтому я сразу решил работать с MC, который одновременно сотрудничал с граффити-тусовкой и был близок им по духу. Ну, как, к примеру, Tame One или El Da Sensei, которые работали вместе с Artifacts, KRS-One и Planet Asia. Я созвонился с ними, рассказал о нашем проекте и когда у меня появился отснятый материал, отослал им те эпизоды, которые хотел, чтобы они озвучили плюс пару страниц с собственными мыслями о глобальной концепции фильма и конкретике того, что я бы хотел видеть в текстах их песен. Знаете, я, к примеру, хотел, чтобы они сделали такой убойный драйвовый трек, такой как трек Freddie Foxxx, который я сделал для R.I.P. – такая жесткая уличная музыкальная секвенция в конце фильма, или наоборот, что-то задумчивое, как трек Grad Agent в том эпизоде, где они сидят дома и рисуют. После всего этого я послал им записи, которые я сделал в своей домашней студии и мы договорились о времени сведения треков. Самым сложным было организовать все с десятью разными американскими музыкантами – мы записывали музыку в Нью Йорке, Филадельфии, Бостоне, Лос-Анджелесе и Мюнхене – параллельно находясь под гнётом нашего жесточайшего дедлайна – фильм уже был объявлен в программе Международного кинофестиваля в Берлине. И потом постоянные личные договоренности с артистами – обо всём об этом можно снять полнометражный документальный фильм.

wholetrain movie

Граффити в фильме были сделаны настоящими райтерами, а актеры просто притворялись, что рисуют их. Кто были эти райтеры и как вы работали с ними?
На фильме работали такие райтеры, как Neon, Cemnoz, Won, Pure, Ciel и Mons. Neon’a, Cemnoz’a и Won’a я знал ещё по граффити-тусовке 80-х, поэтому мне было приятно с ними поработать. Pure, райтер из Нью-Йорка, был представлен мне Neon’ом, а Ciel и Mons – очень талантливые райтеры из молодого поколения. Наше сотрудничество было идеальным с самого начала. Мне кажется, что все мы старались сделать что-то особенное.

wholetrain movie

Уверен, у вас есть множество историй о том, как создавался этот фильм. Может быть, расскажете нам некоторые? Что было самым неожиданным или смешным? Что осталось в памяти?
Да, в памяти всплывает слишком много историй. Я больше всего люблю вспоминать, как мне работалось с моей командой, со всеми, начиная с актеров, всей моей творческой группой и заканчивая техническими работниками. Это было по-настоящему душевное сотрудничество, когда каждый переживал за судьбу картины. Одно я никогда не забуду. Почти каждую ночь у нас случались вечеринки в том паршивом отеле в Варшаве, где мы базировались. Порядка 30 человек были втиснуты в крошечные, прокуренные номера. Это было похоже на соревнование для книги рекордов Гиннеса на тему, сколько человек может поместиться в телефонной будке.

wholetrain movie

Я знаю, что многие райтеры оценили фильм, как правдивое отображение уличного противостояния между граффити командами. Как вы наверняка знаете, это единственный художественный фильм, который удостоился столь высокой оценки в этой среде. Как вы добились «реальной истории» и делали ли что-то, чтобы избавиться от сравнения с вашим первоначальным выводом?
Я рад, что райтеры именно так почувствовали фильм, ведь для меня была особенно важна их оценка «Состава». О «реальной истории»: Все началось со сценария. Когда я его писал, я решил, что не буду слушать мнения так называемых экспертов. Поэтому в фильме нет типичного любовного конфликта с хэппи-эндом, персонажи говорят на том сленге, который может быть непонятным для большинства зрителей и, кроме всего, я хотел написать историю не просто какого-то интересного окружения, но самой сути граффити-движения.
К тому же я требовал от своих актеров очень реалистического исполнения. Мы репетировали каждый день на протяжении месяца, делали даже прогоны с записью на видео и к тому моменту, как мы начали снимать, актеры чувствовали себя уверенно и знали все эпизоды наизусть.
Я не хотел, чтобы «Состав» был неправильно понят, поэтому каждое мое решение было тщательно обдумано.

wholetrain movie

Это ваш первый полнометражный фильм. Вы можете назвать его “делом всей вашей жизни”? Или вы планируете сделать что-то ещё более грандиозное?
Ну, на сегодняшний момент, это, безусловно, мой самый любимый фильм. Специально, я не буду стремиться к чему-то более грандиозному, но уж точно продолжу не сидеть на месте.

p.s. 23-го июня, 2009 состоится мастер-класс немецкого режиссера и райтера Флориана Гаага, снявшего фильм «Состав»/”Wholetrain”. Он расскажет о съемочном процессе, об истории создания фильма, а также о редком соединении граффити и кино. Подробности и интервью с Флорианом Гаагом вы найдете в продолжении поста.

Мастер-класс Флориана Гаага состоится в 19:00 в конференц-зале «Енисей» по адресу: Москва, ул. Большая Спасская, д.4, стр.1

Премьера фильма "Wholetrain" на большом экране в Москве, 24 июня в 19.00 кинотеатр "Космос" (м. ВДНХ)

www.wholetrain.ru

Рассказать друзьям
7 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются