Views Comments Previous Next Search

Tideland (Страна приливов) не для всех

563604
НаписалJuraski Piliskine25 августа 2008
563604
Tideland (Страна приливов) не для всех. Изображение № 1.

Год выпуска: 2005

Страна: Канада, Великобритания

Жанр: Недетская сказка

Режиссер: Терри Гилльям

В ролях: Джодель Ферланд — Джелиза-РоузДжеф Бриджес — НойДженнифер Тилли — Королева ГунхильдаБрендан Флетчер — ДиккенсДжанет МакТир — Делл

Мрачная кинофантазия Терри Гиллиама, поставленная по мотивам одноимённого романа американского писателя Митча Каллина. Премия ФИПРЕССИ на международном кинофестивале в Сан-Себастьяне.

http://www.youtube.com/v/4pySXc-6GoU&hl=en&fs=1Tideland (Страна приливов) не для всех. Изображение № 2.

Гильям — сказочник. Все, что мне доводилось прежде у него смотреть, было игривой и вывернутой сказкой. Сказкой с подкладкой, сказкой с изнанкой. И хотя легкость фантазий и невинность обращения с окружающей действительностью вызывали симпатию, Гильям казался режиссером для необязательного просмотра. Для воскресной вечерней программы.

Случайно увиденная «Страна приливов» перевернула мое представление об этом художнике.

Полностью ленту удалось посмотреть только с третьего раза. Первые два заканчивались неудачей — так тяжел вход в пространство, выкроенное режиссером. Пережить фильм можно только, если жить в нем. Если перестать оценивать происходящее, лениво глядя наружу из недр уютного диванчика, и увидеть мир глазами героини Джелизы-Розы.

«Страна приливов» тоже на самом деле сказка. На этот раз сказка о девочке со спичками. Дитя, обделенное всем, потерявшее родителей, которые и живые были мертвее мертвых, а мертвые оказываются живее живых. Ребенок, оставшийся один посреди полей в полуразрушенном доме без еды. Ребенок, все сокровища которого — лишь несколько кукольных голов. Но есть еще мир вокруг. Девочка счастлива миром, который окружает ее, пусть этот мир и создан ее огнем, ее воображением.

Фильм начинаешь принимать тогда, когда можешь выключить действительность мира взрослых и принять увиденное как то, что невозможно изменить, потому что дети не в силах изменить окружающее. Принять, проживая его всеми своими уже к тому времени немалыми жизнями и познавая его теми средствами, тем образом, которым умеешь.

Пересказ сюжета фильма бессмысленен. Простое упоминание происходящих событий способно привести в ужас даже закаленного зрителя, кажется, что все кошмары и все пороки мира сосредоточились вокруг ребенка. Но неестественность происходящего ничем не особеннее мира фантазий, границы между мирами неразличимы. Девочка имеет дело только с имбецилами, наркоманами и психопатами, но они не более странны для нее, чем разумная белка, говорящие кукольные головы, норка белого кролика и другие вещи, которые она видит вокруг себя.

Актриса, играющая Джелизу-Розу, необыкновенно талантлива. Своей фантазией она размывает края сценария, добавляя истории правдоподобия и естественности. Героиня фильма вовлекает в игру все, что видит. Старые вещи, деревья, мертвый отец, Ее игры с куклами ужасают не меньше, чем бред безумцев, окружающих ее — он точная копия той вывернутой жизни, что знакома девочке.

Извращенный мир семьи, который поначалу просто невыносим, неестественен (в Лас-Вегасе есть подобное ощущение), чрезмерно натуралистичен, со смертью отца становится миром кукол, в котором, собственно и живет девочка.

Вот это двуоборотное ощущение — мир как кукольный, и куклы живее людей — это и есть самое главное, что оставляешь в себе после просмотра. И безумная реальность в виде сумасшедшей чучельницы и вечного ребенка-эпилептика, и кукла отца — все дано лишь для того, чтобы соединить прозаические бытовые вещи с фантастическим миром переживаний. Действительность подыгрывает воображению.

Фильм прекрасно снят, завораживающе прекрасен, он весь — сказка, он ежесекундно преображает окружающие предметы, как похожая на ведьму соседка преображает дом, в котором живет героиня.

С какого-то момента куклы начинают приходить в негодность и портиться. Мир становится все сумрачнее, пока, наконец, не происходит схлопывание пустой оболочки, источенной гнилью, и она прорывается наружу, в нормальный мир.

Но плоская чистая белая правильная жизнь может соединиться с вывернутым миром только взрывом, через смерть всех, кроме безумцев и случайных альтруистов.

Однако соприкосновение двух миров произошло — Джелиза-Роза, вероятно, примет новую реальность так же, как принимала до этого и старую — с доверчивостью и интересом.

Гильям всегда немного шутил с действительностью, ничего не снимая совсем всерьез. В «Стране приливов» он показал невыносимо серьезный мир, сыгранный детским сердцем.

Впервые режиссер так откровенен и искренен, а фильм неожиданно оказывается если не гениальным, то необычайно важным, без которого уже невозможно помыслить кинематограф.

Неудивительно, что «Страну приливов» приняли не все. Привычка к тому, что у режиссера всегда должна быть фига в кармане, а всякая серьезность пафосна и неуместна, не дают опытному и отстраненному зрителю ощутить эмпатическое переживание. Как бы то ни было, Гильям свое слово в кино сказал и тем получил свою долю вечности.

Статья была написана для сетевого журнала Новые облака Ларисой Йоонас

от себя:

музыка от mychael danna & jeff danna написанная к фильму передает загадочную атмосферу закрыв глаза… это уже не реальность…

Рассказать друзьям
56 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются