Views Comments Previous Next Search

Руслан Баженов

02342
Написалjoseph borutsky23 мая 2009
02342

Руслан Баженов. Изображение № 1.

Интервью с администратором портала прогрессивного исскусства REDAR.RU было сделано мной для одного самиздат журнала осенью 2008. Печаталось только там и еще на сайте портала. Портал же многим должен быть интересен! На сайте можно найти множество фильмов, которые все любят и пересматривают не один раз и каждый раз, как впервые. Благодаря своим убеждениям все фильмы на портале доступны к свободному скачиванию. Многие фильмы на сайте впервые переведены и озвучены на русский именно посетителями сайта. В общем, читайте интервью и смотрите фильмы:)

Привет! Представтесь, пожалуйста.
Привет! Руслан Баженов, никнэйм - Skifred.

Расскажите, у кого и когда возникла идея создания портала?
Краткая история такова: примерно полтора года назад был создан литературно-политический журнал "Редар". Планировалось собирать интересные малоизвестные работы современных авторов и их публиковать. Худо-бедно журнал поработал некоторое время: низкая посещаемость, редкие обновления и никакой внятной концепции. Однажды на форуме сайта коммунист.ру я прочитал вопрос одного из посетителей:" Почему до сих пор не создан мультимедийный портал левой направленности, почему никто этим не займется?" Я к нему обратился, предложил осуществить этот проект. Немного с ним попереписывались, но он как-то пропал. Пришлось начинать самостоятельно...

Что такое "Redar"? И почему порталу дали именно такое название?
Название портала возникло случайно. Первоначально планировалось назвать его Red Army. Потом это, излишне политизированное название, было решено заменить на RedArt. Но увы нам: все домены оказались заняты, а достаточно короткий и симпатичный redar.ru - свободен. В конце концов, название это понравилось, прижилось и утвердилось. Быть может, не совсем понятно, но зато - коротко, ясно, звонко. И есть этакий интересный и многообещающий намек на игру слов red и radar: быть может, мы его еще используем =)

Руслан Баженов. Изображение № 2.                    Руслан Баженов. Изображение № 3.

"Портал прогрессивного исскусства"... Но все же на сайте большинство файлов - кинофильмы. Что для вас, вообще, кино? Считаете ли вы, что фильмы более способны обратить внимание людей на ту или иную проблему, чем, например, музыка?
На мой взгляд, на настоящий момент кино является одной из наиболее популярных и легких для восприятия форм искусства. Кино работает со слухом и со зрением, с мыслью и чувствами. Кино экономно: за какие-то полтора часа хороший фильм способен буквально переработать зрителя, глубоко вовлечь его в процесс сопереживания, перетрясти устоявшееся мировоззрение. Разумеется, у книги, например, есть свои преимущества, которые кино трудно у нее отнять (хотя попытки, и очень удачные, бывали), но в наших планах - обязательное развитие и этих разделов.

Образно говоря, кино - тот паровоз, который привлекает аудиторию, который говорит на более доступном и понятном языке, и к нему обязательно будут прицеплены вагончики и других форм искусства. Музыка, по сути, другой формат, эмоциональный, неинформационный. И кино с большим успехом интегрирует его в себя: представьте, как бы проиграли такие замечательные фильмы, как "Фонтан", "Реквием по мечте" или "Олдбой" без своих саундтреков? Раздел "Музыка" мы постепенно пополняем, но он играет (пока!) скорее вспомогательную роль, являясь поводом для рассказа о том или ином историческом событии, например, гибели Виктора Хара, Великой Французской Революции и т.д.

Не возникало желания кроме портала делать кинопоказы/фестивали (если, конечно, уже не делали такого; если делали, расскажите подробнее)?
Желание делать кинопоказы есть и очень горячее. Есть даже проектор - проблема в помещении, поиском которого сейчас мы и занимаемся. Наверное, кинопоказ рассматривается не с целью распространения фильмов портала (интернет для этого предоставляет намного больше возможностей), а для живого обсуждения, создания комьюнити, привлечения людей к работе над порталом. Есть планы создания небольших передач "круглых столов", открытых дискуссий, видеоинтервью с интересными людьми - но, опять же, пока загвоздка в помещении.

Чем-то, кроме Redar'а, занимаетесь?
Над редаром работает много людей (вот ЗДЕСЬ об этом подробнее) самых разных профессий и увлечений: инженеры, программисты, писатели, левые активисты и т.д., поэтому скажу за себя =). Я журналист (сейчас, кстати, остался без работы). Немного занимаюсь политэкономический критикой, пока есть только одна работа - "Ампутация сознания" (критика трудов С.Г. Кара-Мурзы), выложена на нескольких сайтов в и-нете, в частности, на www.scepsis.ru .

Каким образом выбираете фильмы для портала?
Определить, как именно отбираются фильмы на сайт, довольно сложно, но можно попробовать =)
При подборе фильма желательно "держать в голове" следующие моменты:

1. Восприятие фильма современным зрителем. Надо учитывать, что существует разный уровень восприятия кино: кто-то будет в восторге от фильма "Куклы" или "Фландрия", а кто-то выключит на середине. То есть, будет правильнее разбавлять достаточно тяжелые для восприятия фильмы, артхаусного плана, более легкими и динамичными, такими, например, как "Класс". Легкими, конечно, не в плане несерьезности поднимаемых проблем, а в плане понимания достаточно широкой аудиторией.

2. Уникальность фильма. Размещать такие замечательные фильмы, как "Судьба человека", или "Калина красная", или "Терминатор 2", наверное, не имеет большого смысла: их и так регулярно крутят по ТВ и достать их очень уж легко. Впрочем, бывают и исключения. А вообще, уникальность фильма иногда позволяет более снисходительно отнестись к его художественным качествам (но, до определенной степени).

3. Главное - фильм не должен нести в себе исключительно развлекательную функцию, он должен заставлять задумываться, нести какие-то новые для зрителя мысли, должен, грубо говоря, немного менять человека к лучшему. Может быть, пробудить отвращение к войне, к диктатуре, может быть, дать энергию для того, чтобы зритель смог в чем-то изменить к лучшему мир вокруг себя, может быть, открыть для него новое понимание красоты, любви, счастья.

Возможно, эти слова покажутся довольно громкими, но по-другому сказать трудно. Пока прослеживаются несколько направлений в фильмах редара:

1. Левое кино. Например, "Сальвадор", "Ветер который качает вереск", "Земля и свобода", "Кулак" и т.д.
2. Антитоталитарное и антифашисткое кино. Здесь много разных лент, этот раздел частично смыкается с первым. Это "Эксперимент", "Пятая печать", "1984", "Скотный двор" и т.д.
3. Общегуманистические ленты. "Красота по-американски", "Фонтан", "Пустой дом", "Амели" и т.д.
4. Социальное кино. "Точка", "Двойная порция", "Реквием по мечте", "Класс" и т.д.
5. Фильмы о детях, педагогика. "Хористы", "Общество мертвых поэтов", "Дети Ленинградского", "До первой крови" и т.д.

Многие фильмы можно отнести сразу к нескольким категориям (например, "Класс" - и к 4-му и к 5-му), можно выделить подразделы и т.д., но примерная схема такова (осталось закрепить ее в дизайне портала, над чем скоро будем работать). То есть фильм "Монстро" или неплохой фильм "P.S. Я люблю тебя", на редар вряд ли попадут, так как первый - развлекательный, а второй - неплохо сделан, но уж очень слабоват. А вот "Мы из будущего", несмотря на то, что фильм не первоклассный, вполне может оказаться на портале: для российского кино такой фильм - редкость.

Но главное: облик портала, в основном, формируется самими рецензентами. Если человек хочет развивать какое-то направление, готов обосновать в своей рецензии, почему именно этот фильм является, на его взгляд, прогрессивным, то есть меняющим мир к лучшему - то, разумеется, он может отстоять свою точку зрения и разместить фильм, который другие рецензенты и редакторы сочтут слабым и ненужными. Все рождается в борьбе мнений и, в конечном счете, состав фильмов определяется, в основном, трудом, вложенным в их рецензирование.

Ваш "Топ 5" фильмов на портале.
Топ-5 очень сложно определить, но попробую:
1. Фонтан.
2. Реквием по мечте.
3. Общество мертвых поэтов.
4. Точка.
5. Спаситель.

Хотя вот сейчас смотрю и вижу, сколько замечательных фильмов не вошло в этот топ и хочется все переделать, за исключением, 1-го, 2-го места =)

Руслан Баженов. Изображение № 4.

Ваши социально-политические предпочтения (хотя, судя по содержимому сайта, несложно догадаться))?
Социально-политические взгляды - обновленный марксизм, безусловный интернационализм, прямая демократия, участие в управлении обществом самых широких масс населения, максимальная прозрачность и открытость как государственных, так и коммерческих структур, контроль за ними со стороны общества. Не сказал бы, что они сформировались полностью, но это довольно обширный вопрос =). А вообще, над порталом работают люди с самыми разными политическими взглядами, в том числе и те, кто принципиально дистанцируется от политики.

Как вы относитесь к сайтам, где скачка платная? Считаете ли вы, что искусство должно быть доступным всем?
К таким сайтам отношение отрицательное. Обидно, что часто они наживаются на незнании людей, на том, что пользователи не могут найти нужные им фильмы в свободном доступе (хотя, чаще всего, это можно сделать). Интересно, какими методами пользуются коммерческие порталы (разумеется, не все): у нас довольно часто берут рецензии без ссылок на портал, пытаются украсть прямые ссылки на фильмы (личеры), или, вот недавно, была забавная история. Мы озвучили такой замечательный фильм, как "Американское преступление", выложили его, и, буквально на следующий день, он появился на нескольких известных коммерческих порталах с кричащими заголовками: "Впервые в русской озвучке только у НАС!". Не подумайте, что мы жалуемся: важнее тот факт, что этот фильм, который мы считаем прогрессивным, получит более широкое рапространение. А грязные методы - ну что ж, стараемся с ними бороться =).

Наша твердая позиция - искусство должно быть общедоступным, а значит - бесплатным. Капиталистическая система сдерживает распространение произведений искусства, хотя, разумеется, и часто обеспечивает возможность их создания. Но надо отделять мух от котлет. Основной доход от фильма создатели получают от кинопроката. В кинотеатры зритель ходил, ходит и будет ходить вне зависимости от того, доступна ли в интернете пиратская экранка. Кстати, довольно много людей сначала качает и просматривает экранку, чтобы потом решить: отправляться им в кино или нет?

Итак, создатели фильма "отбивают" средства на создание новых лент за счет кинопроката, который проходит достаточно быстро. А что потом? А потом произведение искусства долго и беззастенчиво эксплуатируется многочисленными посредниками, начиная от официальных издаталей лицензионных DVD и заканчивая пиратами и коммерческими киносайтами. Впрочем, и их роль важна: они способствуют дальнейшему распространению произведений искусства.

Но система далеко не идеальна. В кинотеатрах можно посмотреть только новые ленты, причем в достаточной степени "раскрученные". Большая часть из них - коммерческий мусор. На DVD - выбор больше, но лицензируется только малая часть фильмов. У пиратов выбор еще богаче, но и у них можно найти далеко не все, тем более, если вы живете не в Москве. Наконец, платное скачивание фильмов из интернета создает массу дополнительных сложностей с оплатой.

Но тот же интернет дает обществу возможность уйти из коммерческого пространства с его непременными ограничениями и реализовывать самостоятельные крупные проекты со сравнительно небольшими финансовыми затратами. Торренты, пирринговые сети - техническое воплощение коммунистических идей, утопии, которая, обретя соответствующую техническую базу, внезапно становится реальностью. Появляются энтузиасты, вроде arjlovera (www.arjlover.net), создающего с товарищами огромный архив советского кино, Lak'ea - ведущего самый крупный интернет-архив советской музыки (www.sovmusic.ru) - и множество других. При всем при этом государство и коммерческие структуры не только не помогают - они мешают, они тормозят развитие общественной инициативы. Например, в Гостелерадиофонде лежит множество фильмов и музыки, которую безуспешно разыскивают сотни энтузиастов - но за возможность ее копирования надо платить и немало. А многие интереснейшие материалы, вообще, можно раздобыть только "по знакомству", обходными путям, за большие деньги.

Именно поэтому сегодня приходится часто выполнять нелепую работу: переводить и озвучивать заново какой-то интересный западный фильм, который профессионально дублирован в советское время, но который невозможно достать из наших гос. архивов. А сколько отличных лент проходит мимо нашего зрителя только потому, что ими не заинтересовались коммерческие структуры?! Интереснейший фильм "Сико" Майкла Мура вышел осенью прошлого года и до сих пор не переведен на русский язык. Мы нашли русские субтитры к нему, и сейчас наши посетители самостоятельно начали процесс его озвучки. Уже упомянутое "Американское преступление" точно так же решили не показывать в России, выбрав вместо него другой фильм с участием Элен Пэйдж - "Джуно", который, имхо, на порядок слабее.

В начале этого ответа, кстати, есть небольшое противоречие - с одной стороны я указал на то, что произведения искусства должны быть бесплатны, а с другой - что кап. система обеспечивает их создание. Но противоречие это кажущееся. Разумеется, при современном капитализме невозможно, сохранив экономическую основу общества, политическую систему управления, взять и перевести искусство на полностью бесплатную основу: создание, например, фильмов требует определенных затрат и часто очень больших. Произведения искусства станут полностью бесплатными, только при новом общественном строе. Но уже сейчас надо стремиться к этому, пролагать новые пути, показывать альтернативу капиталистической системе.

Показывать силу альтруизма, показывать, что жизнеспособны некоммерческие проекты, что в обществе сокрыты силы, способные взять на себя функции традиционных, капиталистических методов управления и распределения. Разумеется, капиталистическое право трактует такую деятельность как преступление. Ну что ж, когда-то и современные понятия капиталистического права считались преступлением. Когда-то закон освящал рабство. Новое будет пробивать себе дорогу с боем, через преграды и попытки старого остановить его. Это нормально и надо понимать, что прогресс - на нашей стороне и его не остановить, потрясая пыльными томами закона об авторском праве.

Ваши планы на будущее?
О планах на будущее уже немного упоминал - найти помещение и постараться создать основу для переноса части деятельности Редара из и-нета в реал. Возможно, организовать кинопоказы, дискуссионный клуб, съемку каких-то передач. Создать региональную сеть, чтобы собирать актуальные фото-видео-материалы, например, на социальную тематику. Шире вовлекать посетителей в процесс работы над порталом. А вообще, будущее - покажет =)

Ну и пожелания посетителям сайта redar.ru и нашим читателям.
Спасибо вам за то, что ваши интересы выходят за пределы массовой коммерческой культуры, что вас интересует именно то искусство, которое помогает тянуться вверх росткам нового, более счастливого мира. Но не останавливайтесь только на интересе: наше время предоставляет нам уникальные возможности для того, чтобы самим участвовать в создании нашего будущего. Присоединяйтесь. И не столь важно, чем вы будете заниматься: искусством, общественной деятельностью или просвещением - ваш труд не пройдет бесследно. И когда-нибудь, глядя на то, как изменился в лучшую сторону мир, вы сможете сказать: "И моего здесь капля мёда есть..."

redar.ru
 

Рассказать друзьям
0 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются
чтобы можно было оставлять комментарии.