Views Comments Previous Next Search

Dopplereffekt и невидимая сторона науки

23551
Написалtechnoid23 сентября 2009
23551

До крайности скрытный, но очень влиятельный, музыкальный коллектив Dopplereffekt сделал всему просвещенному миру шикарный подарок - рассщедрился на первое и последнее человеческое интервью для  журнала "Wire". В честь предстоящего их единственного живого выступления в Москве, на вечеринке "Voices", с любезного разрешения автора и журнала, мы публикуем перевод этой статьи. 

Dopplereffekt – это звук науки. Поведение квантовых частиц, теоретические измерения и гипотетические частицы - все это принадлежит к фантомной области электроники. Когда неизвестная субатомная частица оставляет контрольный след в лабораторной камере Вильсона или когда возникает новая модель поведения субатомной частницы, как они совмещаются, распадаются, кружатся по новым орбитам, то все это отражается на радаре Dopplereffekt.

Дуэт, который признается в том, что он базируется в Германии, хотя где точно, неизвестно и поныне, следует за наукой с поистине религиозным рвением. Работы по изучению физики тел, которые проводились в DESY (Deutsches Elektronen Synchrotron или «Немецкий Электронный Синхротрон») или в ЦЕРНЕ (Европейская организация по ядерным исследованиям) оказывают сильное влияние на текущие работы дуэта. Бозон Хиггса, последняя недостающая часть стандартной модели физики элементарных частиц и ускорители частиц размером с кафедральный собор созданные с целью найти его - все это стало объектом одержимой веры. Последние два альбома Dopplereffekt "Linear Accelerator" и "Calabi You Space" берут свои названия и специфическое оформление именно из этого исследования и составляют герметичное, толковательное исследование самой сути Вселенной.Несмотря на пелену секретности, главной движущей силой стоящей за Dopplereffekt является Джеральд Дональд (Gerald Donald), являвшийся к тому же одним из участников дуэта Drexciya, который, в свою очередь был одним из самых мифологизированных проектов в детройтском техно до тех пор, пока второй участник дуэта, Джеймс Стинсон (James Stinson) не умер в 2002 году.

Работы Dopplereffekt Джеральд описывает как "похожие на уважение. Это настолько просто, насколько я могу просто выразиться. Музыка проявляет свое уважение всем этим достижениям", добавляет он. "Эти ускорители и ученые, которые ими управляют, пытаются открыть глубокие физические загадки касающиеся материи и вселенной".Когда я попытался организовать интервью мне позвонил некто, которого поначалу я принял за агента Дональда. После нескольких минут разговора я понимаю, что это, вероятно сам Дональд, чей американский акцент полностью исчез. Подобно огромным, полуавтономным исследовательским работам, которые вдохновляют его работу - ЦЕРН нанимает тысячи ученых и инженеров невзирая на национальное происхождение - национальные границы гораздо ниже его.

Dopplereffekt и невидимая сторона науки. Изображение № 1.

Их музыка полностью вывернула себя наизнанку с того момента как проекта появился на свет в середине девяностых, еще когда проявлял активность другой проект Дональда - Drexciya. Далекая от высоко концептуального техно, музыка Dopplereffekt была чистой физической механикой, причем в девяностых электро обрело острые синтезаторные тональности, вертящиеся вокруг ритмической структуры, словно лезвия у швейцарского армейского ножа. В отличии от громких артистических деклараций Drexciya, с их темнокожей риторикой и заявлениями касающиеся мировой истории кодекс Dopplereffekt был прост - это была наука и техника.


Фрагмент видео, сделанный для трека "Scientist" демонстрирует мужчину и женщину в белых халатах - Дональда и его помощницу - старательно работающих и нажимающих кнопки в какой-то лаборатории, напоминающую лабораторию времен Холодной Войны. Их лица чисты, как если бы процесс шел так как надо. Они быстро усовершенствовали эту сжатую и лаконичную эстетику, которая оказала прямое влияние на электроклэш, фетишисткий синти-поп Мисс Киттин, Hacker и всех прочих. Собрав вместе все свои работы и выпустив их под помпезным названием "Gesamtkunstwerk" (или "Чистое искусство") на International Deejay Gigolos казалось что цель достигнута.

Но после смерти партнера по Drexciya Джеймса Стинсона работа Дональда подверглась одной из самых запоминающихся трансформаций в современной электронной музыке. Возможно, он пытался обмануть жизнь, жертвой которой стал проект Drexciya, и Dopplereffekt шагнул в царство чистой науки. Их два последующих альбома были посвящены квантовой геометрии и физике элементарных частиц, где ритмика была заменена на парообразные облака тонов. Первый трек с альбома 2003 года "Linear Accelerator" (также выпущенный на International Deejay Gigolos) сразу же показывает изменение в системе взглядов. "Photo Injector" был двадцатиминутной пьесой состоящей из слоев и текстур, смелым словом, объявляющем о разрыве с прошлым, которое напоминало и изменчивую атмосферу чужой планеты, которая медленно подгоняется под человеческие требования. Все названия треков ведут отсылки к физике элементарных частиц, а оформление релизов было составлено из схематических диаграмм использовавшихся в научно-исследовательских работах.

Их ранние релизы были толчком к ньютоновской механике, эта музыка раскалывает атом и всматривается внутрь. На "Linear Accelerator" и "Calabi You Space" (вышедший на Rephlex в 2007 году) ударные рассеянные, порой прогоняемые через фильтры до тех пор, пока не потеряют форму, представляя из себя пустую обертку атома, взломанную и испорченную. В тот же временной период визуальное искусство Dopplereffekt стремилось к науке, современная физика становилась все более креативной или, хотя бы, образной, дисциплиной. Элементы физики элементарных частиц невидимы: частицы должны быть выведены из уравнений, новые измерения экстраполируются из моделей, показывающих как работает вселенная. Осознание того факта, что эта авангардная физика, со всеми своими мимолетными субатомными частицами и непостоянных физических состояний полностью чужды нашему ежедневному понимаю мира и находят свое отражение в музыке Dopplereffekt в которой, словно в пинг-понге, рикошетят в стерео панораме звуки, будто блуждающий между низкими и высокими регистрами призрак. Учитывая отсутствие человека в музыке коллектива, не удивительно, что они стесняются огласки.

Dopplereffekt и невидимая сторона науки. Изображение № 2.

© Доминик Гигер (The Wire)

До сих пор они не давали интервью и существовало не так много их фотографий. Когда я, посредством электронной почты, вошел с ними в контакт, то в ответ получил короткий ответ: "Не раскрывать процессы или детали персонала, все это должно оставаться техническим решением". Из чего следовало, что они не будут подтверждать детали своей биографии или то, как сделана их музыка, к тому же Дональд не будет ни официально подтверждать членство в Drexciya, ни обсуждать иные проекты, вроде Arpanet (микроскопическая информация о котором, на альбоме, содержит и адрес электронной почты, общий вместе с Dopplereffekt). Личные детали, кажется, и вовсе неуместны. В письмах они отвечали на вопросы с надменной, абстрактной риторикой, рассказывая больше о целях своей миссии, чем давая более конкретные ответы.    Однако я все-таки встречаюсь с Dopplereffekt - Джеральдом Дональдом, который в большинстве своих проектов числится как Генрих Мюллер, и Михаэлой То Нхан Ле Тхи (Michaela To Nhan Le Thi), появлявшаяся в многочисленных клипах Dopplereffekt и на концертах. Встреча произошла перед их лондонским дебютным концертом, случившийся в этом году. "После того, как вы разрабатываете определенный стиль в определенном временном промежутке, все начинает повторяться. И затем автоматически вас осеняет, что пришло время попробовать заняться чем-то другим", объясняет Дональд смену их направления. "Это непроизвольная реакция и делается это ненамеренно". "Linear Accelerator" по его словам, являлся "попыткой разорвать связи" с их прежней музыкой. Оба периода их работы, и до и после, крепко завязаны с наукой. "Среда, в которой выражена электронная музыка, сама по себе научна", заявляет он. "Инструментарий, используя напряжение, воспоминания, различные типы технических устройств, создает эту музыку. Это не похоже на стандартный набор из барабанной установки, гитары и баса. Так что тут нужно применять настоящий научный подход для того, чтобы извлечь требуемые звуки".

Определенная степень мифичность окружает и Dopplereffekt и Drexciya. Большая их часть была запущена самими участниками, благодаря их любовью к псевдонимам и отказам обсуждать детали биографии. Но они настоящие, земные люди. Входя в гостиницу они больше всего похожи на деловых путешественников: Дональд в широких брюках и видных ботинках, То Нхан Ли Тхи - одета аккуратно и со вкусом. Дональд вытаскивает пачку Marlboro и предлагает мне закурить, как будто мы сделали в работе перерыв. Он говорит самоуверенно, кажется, с целью скрыть неловкость. Но при этом выглядит дружелюбно, даже если и поглядывает нервно по комнате."Все делается по науке", рассказывает он о своей работе. "Это не строгий научный метод. Но у него есть много общего с тем, как построена физика. Нет никакого набора шаблонов, вещи происходят произвольно". После заметных отсылок в "Linear Accelerator" и "Calabi You Space" у каждого из них есть и собственная научная структура. Альбом "Linear Accelerator" ссылается в буклете к альбому на Немецкий Электронный Синхротрон и названия треков это лишний раз подтверждали: "Graviton", "Myon-Neutrino", "Z-Boson", "Higgs-Mechanism" - все это отсылки на объекты физики элементарных частиц. Их последний, вышедший в 2007 году, альбом "Calabi You Space" ссылался на швейцарский ЦЕРН, и названия треков, вроде "Hyperelliptic Surfaces", "Mirror Symmetry" и "Holomorpic n-0 Form" отсылали к странной геометрии и завораживающих пространствах используемых в текущих моделях поведения субатомных частиц и теории струн. В "Linear Accelerator" "тональность и аранжировки отражали используемую концепцию. Так пытаясь вообразить задачу поисках новой материи на субатомном уровне, использовался звук, который вы могли услышать".  "Calabi You Space", по его словам, "был завязан на теме многочисленных измерений. То, что вы никак не можете испытать. Таким образом звуки и аранжировки в значительной степени отражают хаос, который мог бы существовать в тех измерениях". У каждого из последних двух альбомов различное поле деятельности. "Мы хотим чтобы каждая пластинка не была связана с ее предшественницей". "Calabi You Space" длится всего 38 минут, но целые параллельные вселенные свернуты в ее короткую продолжительность. У нескольких треков есть некие под-треки, скрытые в нем. Пространство и время здесь прерывисто: несколько раз музыка резко искажается и цепляется за звуковые огрызки прежде чем ускользнуть в абсолютно новую физическую область.

То, как сделана эта музыка, я не спрашиваю, но внимательно вслушиваясь в музыку, можно предложить, что явно стандартные процессы написания были применены ими довольно изобретательно. Тремоло и панорамные эффекты слишком быстры, чтобы можно было уследить за каждым отдельным звуков, и это создает непостоянное, исковерканное звуковое пространство, возможно даже в подражание колебаниям теориям суперструн. Жесткая фильтрация и стробирование вызывают выгибаемые звуки и внезапно переключается между несколькими разными (кванты?) состояниями. Тут присутствует неожиданная реверберация и изменения темпа, но не смотря на эти изменения общая структура чрезвычайно устойчива. "Этот хаос должен существовать лишь на одно единственное мгновение. И затем все возвращается обратно к порядку и симметрии", объясняет он. "Разные звуковые балансы начинают работать гармонично. Есть очень много симметрии в звуке, в музыке. Все появляется тогда, когда нужно появиться и исчезают когда нужно исчезнуть. Один звук исчезает, другой появляется"."Это уважение", подводит он итог, "и все это делаестя для того, чтобы вызвать интерес к науке через музыку". Живые выступления Dopplereffekt, которые они безо всякой помпы запустили три года назад являются частью того, что они называют воспитательной ролью. "Когда вы покупаете пластинку или CD, то это все обезличено. Когда же мы устраиваем выступления мы пытаемся высказать идеи и донести их прямо вам", продолжает свою тему Дональд. "Я думаю, что если бы вы смогли объяснить математику более простыми формами или если приводить аналогии из повседневных событий, тогда ваши идеи стали бы понятны обывателю. Чтобы понять науку на сложном уровне вы должны показывать взаимодействия с повседневными событиями"

Dopplereffekt и невидимая сторона науки. Изображение № 3.

По иронии судьбы проект, который восхищается технологией, очень сдержанно относится к живым выступлениям. Обычно на сцене два синтезатора, заготовки, предварительно сделанные в студии, парочка эффект-процессоров и какая-то простенькая визуальная часть посвященная передовой области физики. Возможно их эксперименты не могут существовать вне студийных условий. "В студии вы находитесь в управляемой окружающей среде, вы можете играться со слоями, дублировать их", объясняет он. "Во время концерта вы говорите о хаосе, хаотической окружающей среде. Что-нибудь запросто может произойти...Мы пытаемся контролировать все насколько это только возможно во время живого выступления. Иногда все начинает идти не так как мы задумывали, но такие случаи мы пытаемся свести к минимуму".

Но если живое выступление собирается поощрить интерес к науке, то гораздо проще это было бы сделать через наивное очарование а не через концептуальные глубины. Заметно даже странное отношение между антинаркотической позиции коллектива и их выступлениями перед клабберами, которые, помня их по работам прошлого десятилетия ждут от них жесткую, утилитарную танцевальную музыку. "Я категорически против наркотиков", взрывается Михаэла. "К примеру тот же кокаин, ведь известно о наркотических войнах в Мексике, Колумбии, в которых гибнет много людей". "Это повреждает не только ум, но это наносит вам физические повреждения. Это очень деэволюционно".

Особенное использование технологии занимает в их философии центральное место. Упрощенные концерты и скрытные методы создания музыки - способ нацелить науку на новые высоты. Когда всплывает имя неортодоксального физика Ричарда Феймена Дональд тут же указывает свои разносторонние интересы. "Он играл на бонгах. И он сломал замки в Лос Аламосе. Но он был гением. Есть различиям между богатством и бедностью", добавляет он. "Технологии обычно контролируются людьми, у которых есть ресурсы для финансирования. Устаревающие технологии, которые становятся бесполезными для сильной группы, постепенно переходят вниз по социальной лестнице. Большое количество устаревших военных технологий теперь используется обычными людьми, причем самыми широкими массами. Возьмите, к примеру, радар, который был изобретен во время Второй Мировой Войны. Сегодня и вы можете использовать эту технологию, хотя бы для того, чтобы не попадаться на своей машине полицейским. Можно найти новое применение любой технологии. Люди до сих пор используют сети для ловли рыбы или ножи на кухне. Этим технологиям много тысяч лет. Он не устаревают, а совершенствуются в течении длительного времени. Нож, которые мы видим сегодня, не похож на нож который мы бы увидели тысячу лет назад. Но по существу это одна и та же вещь".

Столь глубокое погружение в физику для них сопряжено с политикой. Институты, вроде ЦЕРНа являются громадными, наднациональными, стоимостью во много миллионов евро предприятиями, которые существуют даже вне рамок национальной политики. Знание сконцентрировано в руках специалистов; по этой причине в Dopplereffekt идет постоянная внутренняя борьба с тем, чтобы просто наслаждаться происходящим и с тем, чтобы постоянно мониторить ситуацию. "Когда мы создавали альбом "Linear Accelerator", мы пошли на выставку и познакомились с учеными, которые нам помогли", рассказывает Дональд, хоть и предупреждает, что вдаваться в подробности не намерен. Он также умалчивает куда могут привести будущие проекты. "Сейчас это полная неизвестность. Мы по прежнему пытаемся найти концепцию, которая была бы интересной, практичной и целостной. Даже крохи информации если попадут в плохие руки могут оказать негативное влияние на то, что мы пытаемся делать".

Заманчиво думать, что интерес, который проявляет Dopplereffekt к эволюции и генетике отдаленно напоминает миф Drexciya о пропавшей расе атлантов. Но в течении нашей беседы он действительно ссылается на расизм. "Я думаю, что мы постоянно эволюционируем", говорит Дональд. "Физиологически, социально... Хорошо, быть может социально это еще вопрос, потому что у нас по-прежнему есть войны, расизм и ненависть. Но я, вне всякого сомнения, считаю, что человек эволюционирует". Он не рассматривает развитие как технологическое или научное, но как явное благо, как явная константа человеческой цивилизации, и это должно быть использовано. "Это приносит большую эффективность", говорит он о трех разработках глобальных коммуникаций, "но в больших пропорциях это несет отчуждение. Все-таки люди существа социальные. Я за то, чтобы общаться". Dopplereffekt эволюционировал через две диаметрально противоположные стадии. Правда об этом Дональд говорить не хочет, как и скупо комментирует будущее эволюционной стратегии. "Порой мозг устает и вам надо отдохнуть, чтобы перезагрузить его", объясняет он. "А когда ваш мозг устает, то у вас наблюдается тенденция к возобновляемым идеям, и вам это надоедает. Вам нужно время на регенерацию". Не говорит ли это о том, что Dopplereffekt в будущем может подвергнуться еще одной радикальной трансформации? "Я надеюсь на это".

Оригинал статьи был опубликован в 308 номере журнала "The Wire" (http://www.thewire.co.uk)

Автор:Дерек Уолмси

Перевод: technoid (mixmag.info)

Рассказать друзьям
2 комментарияпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются