Views Comments Previous Next Search

Мандалы – дворцы для просветленных существ

184306
Написалdeleted deleted6 апреля 2009
184306

      На санскрите Мандала означает "круг" и "центр". Традиционно ее обозначают кругом - символом космоса и природы, и квадратом - символом Земли и мира, созданного человеком.      Мандала – это символ колеса жизни и смерти, космических процессов существования, планет и звезд, земных сезонов и галактических циклов. Это не только колоссальная мегалитическая конструкция, служащая выражением представлений о солнечных и жизненных силах, не только грандиозный храм для совершения ритуалов. Это пространственное выражение и материальное воплощение знаний, систематизированных друидами,служил календарем и астрономическим прибором. Это гигантская мандала, способная концентрировать в своем центре космические и земные энергии.           Отслеживая некоторые основные типы мандал, существуют два основных жанра: Мандала – Твердыня Космоса и Мандала Превращения Демонических сил. К первому типу относятся классические Тибетские мандалы, на которых изображены роскошный дворец или крепость внушительных размеров с мощными средствами обороны. Эта мандала отражает не только космическую схему, но и небесный дворец. Такие Мандалы – это обитель бога. Наружный слой – «барьер огня», который предотвращает легкий доступ к посвящению. 

Мандалы – дворцы для просветленных существ. Изображение № 1.

Тот, кто преодолевает этот барьер, сжигает свое неведение и обретает новое знание, Защитный круг может состоять из ваджр и лотосов, символизирующих святость. У дворца есть четыре портала или входа. А в центре мандалы находится внутренний лотос илибодхи-манда, место Бога. На лепестках лотоса вокруг него расположены другие фигуры, которые воплощают аспекты Освещающей Мудрости.                 

Приближаясь к своему центру, ученик приближается к «центру мира». Фактически, как только он входит в Мандалу, он попадает в сокровенное, вне времени, где боги уже сошли. Серия медитаций помогает ученику найти богов в его собственном сердце. Внутренним взором он видит, как они появляются и исходят из его сердца; они наполняют космическое пространство, а затем растворяются в нем. Иными словами, ему открывается процесс вечного, постоянного возникновения и исчезновения миров; и это дает ему возможность приобщаться к ритмам космоса и постигать его пустоту. Он разрывает цепь сансары и проникает в потусторонний мир.

Второй тип мандал Превращения Демонических сил может оказаться более применимым для практического применения в современном мире. Но с другой стороны, она требует достаточно болезненного признания и восприятия отрицательных или демонических сил внутри себя. Когда удается выполнить это условие, их необходимо визуализировать, представить себе образно. Задача заключается не в том, что бы уничтожить эти силы, что в действительности невозможно в силу природы самой энергии, но в том, чтобы понять и преобразовать. 

Мандалы – дворцы для просветленных существ. Изображение № 2.

Мандалы – дворцы для просветленных существ. Изображение № 3.

      Мандала - прекрасный помощник для человека, занятого поиском источника силы внутри себя. По своей природе энергии,образующие человека имеют свойство рассеиваться и распространяться, ограничивая тем самым огромные возможности роста. Человек должен сконцентрировать себя, понять свои противоположности и достигнуть своего центра с тем, чтобы открыть эти силы, скрытые внутри.      

Мандала - техника для создания, концентрации жизненной силы внутри человека.

 Какими красивыми бывают мандалы (посмотреть альбом)

 Ритуал построения песочной мандалы.

Ритуал построения Большой Песочной Мандалы  Зеленой Тары (просветленного божества) длился 10 дней.

Разметка мандалы.

На этом этапе монахи благословляют инструменты и цветной песок, который будет использован при построении мандалы, а затем приступают к разметке платформы (мандала строится на специальной платформе примерно 200Х200Х20 см). Центральные и диагональные линии традиционно наносятся с помощью белой нити, которая, согласно описаниям,должна быть сплетена юными девушками и куплена не торгуясь. Эта нить опускается в белый песок мелкого помола, затем монахи натягивают ее над поверхностью мандалы, слегка приподнимают за середину и отпускают. На платформе остается белый след. Остальные линии наносятся при помощи мела, карандашей и линеек. Все сложные декоративные элементы монахи будут создавать "вслепую" без предварительной прорисовки.

Инструменты.

Непосредственное формирование замысловатых узоров мандалы происходит при помощи металлического конуса (чакпу) и твердого рога яка. В конус, который имеет в средней части неровную ребристую поверхность, монахи засыпают песок нужного цвета. Потирая эту поверхность рогом яка или другим твердым материалом, монахи создают вибрацию, за счет чего песок ровной струйкой высыпается через небольшое отверстие. Поток песка регулируется посредством скорости трения и степени нажима на чакпу (конус).

Нанесение песка

Нанесение песка происходит от центра к периферии, причем, если один монах успевает сделать какой-либо фрагмент раньше других, он либо терпеливо ждет остальных, либо помогает им: сооружение мандалы должно вестись равномерно.      

 Стоит отметить, что используется песок разного помола: крупный и мелкий. Крупный был предназначен для заполнения сравнительно больших пространств, а мелкий - для выписывания мелких узоров.Завершая работу над мандалой, монахи посвящают заслуги, то есть тот положительный потенциал,который был накоплен ими в течение дня, всем живым существам.

 Разрушение мандалы.

Мандала просветленного божества живет ровно столько, сколько длится сам ритуал. Ее нельзя оставлять в музее, как экспонат, ведь ее главное назначение - служить основой для медитационной практики. Как только практика завершена, мандала должна быть разрушена.      

 Разрушение мандалы является особым ритуалом, смысл которого подчеркнуть один из важнейших постулатов буддизма,идею о непостоянстве всего сущего.      

 Прежде чем разрушить мандалу, монахи должны попросить просветленных божеств, которые на протяжении всех этих дней пребывали в песочном дворце, вернуться в свои небесные обители. Когда будды покинули мандалу, мастер ритуала надрезает ее с помощью ваджры, ритуального предмета, символизирующего нерушимую природу ума. Он вскрывает ее с восточного входа, предварительно взяв щепотку синего песка и поместив его в небольшую чашу. Он проделывает эту процедуру со всеми остальными входами, двигаясь почасовой стрелке, а затем надрезает мандалу по диагональным линиям.

Мандалы – дворцы для просветленных существ. Изображение № 4.

 После этого монахи сметают мандалу к центру и помещают песок в большую чашу.

Теперь мандала перестала быть дворцом просветленных существ, однако песок, благословленный многодневными ритуалами, по-прежнему обладает колоссальной очистительной силой. По традиции, монахи в красивой процессии с трубами и цимбалами отправляются к реке или океану, чтобы преподнести благословенный песок в дар духам воды с просьбой принять его и распространить благословение по всему миру.     

  В завершение всей церемонии гостям, пришедшим приобщиться к чистому, раздают оставшийся песок, из которого непосредственно была сделана мандала. 

Рассказать друзьям
18 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются
чтобы можно было оставлять комментарии.