Views Comments Previous Next Search

Газеты умерли. Да здравствуют газеты?

152026
НаписалЛена Нуряева10 июня 2009
152026

Думаете, газеты умерли? На днях в Vanity Fair появился довольно важный текст главного редактора Грейдона Картера. На основе нашумевшего скандала вокруг расходов членов британского Парламента он доказывает, что рано еще газеты как класс СМИ "хоронить за плинтусом". Мощная, сильная, влиятельная журналистика жива и будет здравствовать. Апокалиптические речи – лишь оправдание ленности отдельных горе-журналистов. Читайте сами здесь или в нашем переводе:

"Помилуй Боже, мне ли жаловаться. Да и вам, пожалуй, тоже жаловаться не приходится . Но, скажите, вам не надоело читать о закате эры газет – смерти газетного дела? Не удивительно, что аудитория читателей газет уменьшается. Кому охота читать стоны и причитания по поводу чьих-то неудач, когда у самих дела не то, чтобы ладятся?

Не то, чтобы я утверждал, что здоровый задор ежедневных изданий не важен для национального морального здоровья. Я так же не говорю, что газеты не являются важнейшим инструментом наблюдения за коррумпированными политиками и зажравшимися олигархами – эту функцию газеты, к слову, сегодня перевыполняют. Я надеюсь, что, к примеру, смерть The New York Times означило бы для вас конец привычной для нас жизни. 

Во многом виноват Интернет. Управление контентом? Может и поможет. Но "омоложение" газеты ради привлечения 20-летних – не выход. Единственный способ привлечь эту аудиторию, это подождать 10 лет, пока 20-летний не достигнет тридцатилетия. Я предлагаю следующее: газеты должны дать аудитории повод их перечитывать. Вот и решение: предложите мощную историю, которая вызовет широкий общественный резонанс, посвятите ее созданию лучшие силы редакции, тихонько помолитесь и желайте невозможного

Лондон слишком уж долго покоился на лаврах собственного превосходства в плане качественных газет. Но даже мы не были готовы к печальному повороту на рынке печатной продукции. Это правда, что Daily Telepgraph, одна из лучших британских газет, которая два года назад перехала в сверкающий новый офис в центре Лондона, в общем-то, далековата от восхваляемого района Флит-стрит. Скорее где-то на социальной ступени с Гуглом. Три года назад управление газетой принял на себя Уилл Льюис, в то время ему было 37 лет. Самый молодой редактор в истории газеты. Льюис был звездой Financial Times и The Sunday Times. Кроме того, он был технофилом, который верил в то, что новости – это не просто то, что ты узнаешь на утро. Он перезапустил сайт газеты, заставил своих репортеров вести блоги, подкасты, даже Твиттер. Все, для того, чтобы привлечь молодую аудиторию. Многим в этой сфере казалось, что Telegraph пал жертвой фанатичного поклонения технологиям и увел с пути истинного американские газеты, ту же Times, например. Можно сказать, что он вел газеты на сражение, находясь на краю пропасти. Отчаянно.

Но давайте вернемся года на четыре назад, пока свингующая легкость интернета не захватила все вокруг. В 2005 году Бен Липман, репортер Telegraph запросил, в соотвествии с законом о Свободе доступа к информации, сведения о доходах шестерых членов парламента. Его запрос был немедленно отклонен, и не раз. Но ему помогла его журналистская дотошность и правительство в итоге здраво рассудило, что с точки зрения общественного интереса вполне можно сообщить ему данные о расходах членов парламента (которые, к слову, получают в среднем $ 172, 000 в год). В марте 2009 слух, что Telegraph заполучил диск со сведениями о доходах всех 650 членах парламента облетел столицу. Поговаривали, что получен он был за отдельную плату. А Льюис не просто опубликовал, в последствии, эти данные, как сделали бы многие. Это стало самым крутым расследованием издания за его 154-летнюю историю. 45 сотрудников редакции и множество приглашенных юристов провели два месяца в охранямом здании газеты, тайно подготавливая серию эпохальных материалов. 

О, и что они обнаружили! Член Партии Консерваторов, некий Дэвид Уиллетс отправил запрос о возмещении расходов на услуги слесаря, заменившего 25 лампочек в его лондонском доме. Кроме того, он так же просил правительсвто вернуть ему $3, 318, потраченные на различные нужды по дому, например профилактику ржавчины в душе. 

Газеты умерли. Да здравствуют газеты?. Изображение № 1.

Другой MP (Member of Parliament) выставил стране счет в $3, 400, потраченные на чистку его средневекового рва. Скандал, кстати, накрыл не только консерваторов. Лейборист из Парламента, Китти Ашер затребовала вернуть ей $ 30, 000 за ремонт представительской квартиры, в которой она на тот момент жила уже пять лет. Примерам мелочности парлментеров несть числа. Одна правительственная мадам даже попросила возместить ей расходы на покупку порно ее мужем. 

Газеты умерли. Да здравствуют газеты?. Изображение № 2.

Шумиха здорово перетрясла Парламент. Лидер партии Консерваторов, Дэвид Кэмерон заявил, что "политическая система парализована" и предложил досрочные перевыборы. На волне потрясения спикер Палаты Общин даже покинул пост, первый добровольный уход за три столетия. Хогг, тот, что ров свой чистил, решил на переизбрание не идти. А глава Metropolitan Police, сэр Пол Стивенсон, объявил, что начинает следствие о неправомерном использовании информации о правительственных расходах. 

Не удивительно, что британская публика была дико взволнована. Правительство – в частности Палата Общин – настолько потеряла в глазах общественности, что вряд ли восстановит реноме в ближайшие годы. Наш редактор Генри Портер написал в The Guardian, что "есть ощущение, что мы наблюдаем революционную эпоху, которая имзенит общественный строй, политику и Парламент – к добру или нет, но изменит". 

На момент публикации этого текста The Telegraph уже посвятил "делу о расходах" 120 страниц текста, меньше чем в две неделеи. И хотя текст попал в сеть с вечера, в то время как публиковался на следующее утро, то есть с опозданием, продажи газеты, осязаемой газеты, буквально взорвались. Когда история впервые была опубликована, газета была распродана полностью. Все последующие выпуски печатались дополнительно, сверх нормы продавалось еще 600,000 экземпляров. Согласно наблюдениям самого издания, это самая успешная публикация со времен Второй Мировой. Читатели завалили редакцию письмами  – как никогда. Конкуренты были настолько ошарашены резонансом, что были вынуждены публиковать свои интерпретации событий, иллюстрируя их фотокопиями заголовков Telegraph. 

Газеты умерли. Да здравствуют газеты?. Изображение № 3.

Поговаривают о создании рыцарского ордена имени Льюиса.

А вы говорите, газеты умерли".

Грейдон Картер, Vanity Fair

P.S. Публикация текста в защиту газет на интернет сайте – этакая ловушка-22, если кто не понял. 

Рассказать друзьям
15 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются