Views Comments Previous Next Search

RED CARPET TO HELL

192934
НаписалАндрей Мальцев18 июля 2009
192934

В одном из последних номеров русского Tatler за 2008 год Ксения Собчак сетует на неожиданно ставшие модными среди посетителей клуба «The Most» стодолларовые часы Casio и разговоры про экономию. В своей колонке русская трэш-дива говорит, что «любит свой голубой Beantly» и утверждает, что тяжело работает, чтобы позволить себе такие вещи. А те, кто уже пересел с Maserati на Ford ее таки не слушают. Они предлагают ей попробовать это.

Посетители «The Most», который одна моя подруга называет «The Ва-а-щще», хотят попробовать кризис. Они уже пробовали все: Куршавель, Капо де ла Плайя и даже нефть по $110 за баррель. Но вот теперь они хотят попробовать насупленные брови, разговоры о ставке рефинансирования и неожиданные радости разделения столика на банкете с Александром Гафиным и Петром Авеном, которые раньше казались скучноватыми (они все болтали о каких-то деро… деру… деревотивах чтоли…).Так вот, они хотят попробовать это. 

С некоторых пор человек уже не потребляет, он «пробует». Это совершенно другое занятие. Ему не то что бы нужно что-нибудь, или время обеда подошло, он пробует. Это его отношение к действительности, его занятие. Он пробует духи. Он пробует интерьер. Он пробует отношения. Он пробует литературу. Он пробует все, что хотите. Это его установка, его вызов миру, себе и другим. Это установка пробующего человека. Не на всегда. На раз. То и это. Так и эдак. Только попробовать. Он охватывает уже не так мало людей и имеет некоторую тенденцию к распространению. По крайней мере, имеет некоторые иллюзии насчет того, что глянец и есть культура. Люди, которые на обложках этих журналов, которые внутри рассказывают о том, как у них устроен загородный дом или как устроился их пятый брак в сравнении с четвертым браком и так далее. Это, соответственно, и есть портрет нашего общества конца 00-х годов – общества пробования.

Начнем с простого. Вы когда последний раз были на банкете? Нет, не спешите с ответом. Сначала попробуем понять, что такое было банкет на мероприятии. С середины нынешнего десятилетия понятие «банкет» ушло из нашей жизни. Я еще смогу может быть припомнить пару мероприятий с четырьмя полноценными вариантами каждой из пяти перемен блюд и десертом. Когда я прихожу на теперешние мероприятия я вижу крошечные пирожные и три сотни бутербродов размером с пятирублевую монету. Все они с разными наполнителями. Не поесть, только попробовать. Теперь я уже не могу попросить еще один бокал Chateau Latour 1999, но могу попробовать «вот это белое» и «любое из вот этих четырех красных». Каждый считает нужным спросить «а пробовал ли я канапе с листьями смокв и ананасов во-о-о-он с того столика». А я листьев не ем. Вместо этого я вспоминаю «тарталетки с теплым компотом из ревеня», которые Миранда Пристли из «Дьявол носит Prada» требовала для своего банкета. Компот из ревеня! Да, Миранда Пристли всего лишь литературный герой, но ведь списанный с реального человека!

О нет, это уже не культура, это уже отдельная цивилизация. Это определенный уровень цивилизационного обихода, который сегодня в России есть обиход обеспеченного меньшинства, причем, рассчитанный даже не на носителей этой культуры, а на постоянную демонстрацию этого вовне. Эта глянцевая культура очень демонстративна. Ей мало собственного существования. Она должна постоянно себя демонстрировать. Этот зуд, этот голод эксгибиционистов – это необходимость постоянно выставляться. Необходимость владеть большим количеством вещей, чем человек может использовать за одну жизнь. При чем не достаточно просто владеть ими, нужно чтобы все знали, что ты ими владеешь и вот так вот живешь. В конечном итоге они покупают разнообразие и новизну, защищающую их от страха смерти. Да, деньги уже давно из универсального средства обмена и эквивалента труда превратились в символ независимости меньшинства, в средство борьбы с рутиной и однообразием. Но никогда как сейчас люди не боялись смерти. Что видели люди да даже XIX века? Ничего! А зачем умирать, если в 2008 году в Москве, Лондоне и Нью-Йорке столько прекрасного и «три дома на вечер зовут»?..Богатые покупают разнообразие, и всегда, во все времена это делали и будут делать. Не только разнообразие питания, но и эмоциональное разнообразие. Чтобы иметь разнообразие, которое по сути и есть то, что называется «счастьем», нужно быть богатым, чтобы себе позволить, то что хочешь, все что угодно. Но чтобы стать богатым нужно хорошее образование, умение понимать происходящее, трудолюбие, в конце концов. Большинство людей этим не обладает, поэтому то собственно, мы не все поголовно миллиардеры. Но, вот невиданное чудо: кредит. Можно то, что хочешь и сразу. Заплатишь потом. Попробуй! Это другой тип существования, зародившийся в эпоху дешевых кредитов.

Дело конечно не в экономике. Дело в том, что за последние пять лет огромное количество людей в мире заразились обществом пробования от телевизора. В один из дней кто-то отвел взгляд от экрана, где глянцевая культура демонстрировала себя, и не найдя сходства между своей жизнью и той, что в телевизоре, решил мало по малу сблизить свой быт с блестящей жизнью тех, кто шагает по красной дорожке. Тогда он встал и пошел брать кредит. Ну, а что было потом, как говорится, смотри за окно.

Также существует множество тенденций, которые зародились и развиваются в фарватере общества пробования. Например, произошло резкое падение профессионализма во многих областях. Это касается журналистики, науки и многого другого. Профессионал не нужен. А нужен актер, который сыграет роль профессионала. Теперь нам нужен писатель, чтобы вести передачи на телевидении, нам нужен фотограф, чтобы готовить еду и актер, чтобы делать обзор недвижимости. Попробуйте это. Я ужасаюсь, читаю эти «подстрочники» в телевизионных сюжетах: Маша Малиновская, политик, писательница. Но это так, фантики. А вот балерина Анастасия Волочкова, ведущая программу «Мистика звезд» на канале ТВ-3 – вот это уже серьезно...

Рассказать друзьям
19 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются