Views Comments Previous Next Search

Fear not! Страх и общество

812449
НаписалАндрей 17 сентября 2009
812449

Привет. Довольно давно, наверное, с самого детства я стал замечать одно интересное обстоятельство относительно окружающих взрослых (точнее, особенно взрослых) людей, и именно ему я хочу посвятить эту скромную статью, поделившись своим опытом наблюдений. Возможно, кому-нибудь он покажется интересным.

Итак, взрослые. При всей их серьезности и способности делать какие-то сложные вещи, не нужно быть чересчур проницательным, чтобы увидеть, что их огромное большинство в той или иной степени несчастны. Причин для их несчастья, кажется, масса: расставание с любимым, несбывшиеся планы, неудачное свидание, плохая погода, и многое-многое другое.

Причин же для счастья тоже всегда было немало (особенно очевидно это в раннем возрасте), но счастье взрослых обычно заканчивалось, едва успев начаться. 

По мере приближения к точке возрастного «невозвращения» в детство (каждый решает для себя сам, мне почему-то всегда казалось, что ей станет мой двадцать пятый день рождения) несчастье взрослых становилось, с расширением моего кругозора, с одной стороны все более очевидным, с другой — парадоксально, но мне все проще было не замечать его: я взрослел сам и делался похож на тех людей, которые меня с детства озадачивали. 

Я почувствовал, что начинаю медленно погружаться в водоворот забот, из пучины которого взрослые любят назидательно говорить детям: «Наслаждайтесь, это лучшее время вашей жизни: вырастете — поймете, что жизнь штука тяжелая и несправедливая»

Удивительно, но то обстоятельство, что малой части жизни предписывается быть счастливой и беззаботной (хотя у многих это далеко не так) — а вся остальная должна быть похожей на бессмысленный и утомительный бег белки в колесе, почему-то не вызывает никакого логического противоречия в сознании взрослых. Дети же, будучи истинными питомцами цивилизации, когда приходит время, принимают на себя весь титанический груз взрослых забот, порой не задумываясь, возможна ли в принципе какая-то другая жизнь. 

Итак, для меня все сложилось как нельзя лучше: я задался вопросом, почему это так, а любопытство и определенная настойчивость не позволили мне сдаться в поиске выхода из этой ситуации. 

Что делает нас несчастными? Почему мы с такой готовностью вступаем в крысиные бега за деньгами, вещами и людьми, хотя получение результатов, очевидно, не приносит нам сколько-нибудь длительного удовлетворения («богатые тоже плачут»)? Почему личные отношения большинства людей так несуразны? И, наконец, что же делает нас счастливыми? Что это за штука — счастье, и почему все говорят о нем как о чем-то само собой разумеющемся, однако объяснить, что это, толком не могут? (кстати, я заметил, что-то похожее происходит с понятием любви).

Как было бы логично предположить, я начал с религии. Впрочем, это начинание не ушло далеко: новозаветные тексты показались мне в целом бессмысленными — особенно странно было то, что они выглядели кем-то преднамеренно запутанными. Происходящее в церкви, хотя и впечатляло визуально, не вызывало большого доверия. Ощущение, что за всем этим скрыто что-то важное, все же присутствовало, и именно оно заставило меня вернуться к этой теме не так давно. Но об этом ниже. 

Окей, религия пока отпала — но есть же философия и психология. Мудрость пусть не бога, так хотя бы людей, учащих окружающих правильному отношению к жизни. Масса теорий и умных слов: экзистенциализм, гуманизм, бихейвиоризм, полезных, что-то объясняющих, но не дающих ответов на мой вопрос. Кстати, многие тексты, с которыми мне довелось столкнуться, оказались настолько тяжелы для понимания, что, казалось, авторы просто хотят показаться читателю как можно умнее. Конечно, мне было на тот момент лет 16, наверное, можно списать на это.

Впоследствии, кстати, поступив в университет, я увидел, что это стандартный подход при написании научных работ. 

Те же книги, которые были написаны просто, в большинстве своем обучали какой-то похабщине. Под мягкими обложками чаще всего скрывались вдохновленные НЛП советы по манипулированию окружающими с целью получения от них материальных благ или внимания («Почему стервы всегда побеждают», «Искусство влияния» и т.п.), или наборы трюизмов наподобие «главное — знать, чего ты хочешь, и всегда стремиться к своей мечте». «Духовные» авторы наподобие Кастанеды и Пелевина увлекали, но было ощущение, что они пишут о чем-то практически недосягаемом. Освобождение виделось не более чем красивой мечтой.

Тем временем меня тянуло вниз. В какой-то момент происходящее вокруг в моем восприятии окончательно перестало отличаться от массового помешательства: телевизор, радио, Интернет и мнения окружающих людей в один голос сошлись на том, что мир действительно устроен чудовищно и несправедливо. Голодающие дети, эпидемии, проворовавшиеся политики, вооруженные конфликты, убийства, катастрофы — как мы живы-то до сих пор? 

Но главное, что так и оставалось непонятным: при чем здесь мы? Почему на нас нужно постоянно вываливать тонны всей этой неприятной информации, и, что наиболее интересно, — почему мы хотим ее употреблять?

Так я подошел к отправной точке, тезису, который кажется парадоксальным только на первый взгляд. 

Большинство людей, не признаваясь себе в этом, хотят быть несчастными, и я не был исключением. Это идет вразрез с элементарной логикой и слишком похоже на мазохизм, однако долгие наблюдения не оставляют сомнений: на поверхности стремясь к счастью, в глубине души большинство людей словно постоянно с готовностью ждут чего-нибудь плохого, чтобы выплеснуть свою ярость и неудовлетворение — практически неважно, в чей адрес. Например, в ваш, за то, что вы имеете смелость быть непохожими на них. Известны слова Жана-Поля Сартра, одного из современных философов: «Ад — это другие.»

Удивительное стремление людей к потреблению негатива и последующему его производству и выливанию на головы собратьев имеет глубокие корни. Коротко говоря, отрицание других людей и событий обусловлено иррациональным желанием человека отделиться, обособиться, выделить из мира так называемого «я», уникального, отличного от других. Не будет большим преувеличением сказать, что именно этот процесс является причиной большинства несчастий людей. 

С чего я это взял? Читайте дальше. 

Так исторически сложилось, что основой группового существования человека разумного в нашем обществе является страх. Страх потери собственности, любимого человека, привилегий, возможностей, статуса, будущего, жизни. Вся жизнь человека представляет собой скоростной слалом между жуткими идолами, которым он боится посмотреть в лицо, и лишь на некоторые мгновения имеет возможность забыть об их существовании, для чего цивилизацией выдуман целый ряд способов: алкоголь, шопинг, секс, опиаты, работа, телевизор и Интернет, и так далее.  

Чтобы понять природу этого явления, заглянем в детство, а точнее, посмотрим на процесс воспитания детей. Стандартный метод «воспитания» сводится к одному слову, и слово это — страх. 

Существует не так много способов контролировать людей; большинство из них сводятся к одному из двух. Первый: мы можем поставить всюду вооруженную охрану. Однако это проблематично — охранники ничего не делают, а содержать их дорого. Поэтому в нашем обществе принят, наряду с первым, второй способ: мы можем посадить каждому человеку такого охранника между ушей. Фрейд назвал этого охранника «супер-эго», сверх-я. Это та часть так называемой личности, что отвечает за наши представления о том, что о нас думают окружающие, и заставляет бояться. Чтобы попробовать супер-эго в деле, представьте себе, что вы сидите в полном вагоне метро, и вдруг все вокруг одновременно посмотрели прямо на вас и продолжают смотреть, не отводя глаз. Не слишком приятное ощущение тревоги, не правда ли?

Воспитание (то есть внедрение в сознание простого посыла, что по жизни вам придется делать не то, что хочется, а что сказано) в нашем обществе базируется практически исключительно на страхе — быть нелюбимым, быть хуже других, остаться в одиночестве, и пр. Чтобы заставить вас делать то, что вы не хотите, можно принудить вас силой, но более гуманным считается пригрозить вам «дяденькой милиционером» (или еще кем-нибудь — зависит от фантазии родителей), или, например, отлучением от своей любви. «Если ты не сделаешь этого, я не буду тебя любить» — пусть не напрямую, но в той или иной форме эта идея рано или поздно озвучивается во многих семьях. Сходные методы применяются в школе. 

Но зачем это нужно? Что нам дает внедрение страха в сознание? Возможность манипулирования, конечно; я бы даже сказал — бескрайние возможности манипулирования человеком. Годами выработанная привычка к враждебному или недружелюбному восприятию мира ведет к спонтанному возникновению в сознании человека самых разных объектов страха, в чем ему обильно помогают СМИ и окружающие; а напуганного человека, желающего избежать какой-либо умозрительной опасности, намного проще убедить в целесообразности любых мер по ограничению его свободы, чем спокойного. То же происходит, так или иначе, на уровне личных отношений — и в отдельно взятом уме. Человеку кажется, что чем больше он отделится от мира, тем защищеннее он будет от потенциальных «ударов судьбы». Чем агрессивнее он будет атаковать или осуждать происходящее с ним и окружающих, тем меньше вероятность быть атакованным или осужденным; но это опасная и очевидная иллюзия.

Избежать искусственно созданных таким образом страхов человек стремится разнообразно, выше было приведено несколько способов. Трудность в том, что все они дают лишь временное облегчение: от нескольких минут до нескольких дней. Попробуем не искать выхода снаружи и обратимся внутрь, в себя. Как избавиться от страха?

Лао-Цзы учит: пойми, что ты — это не твой ум, и тебе нечего будет бояться. Буддисты говорят: «Нет "я", нет проблем». Постоянно терзающий практически каждого жителя нашей планеты поток сознания не замолкает почти никогда, и мысли, возникающие в этом потоке, чаще всего далеки от радужных. Наш ум работает следующим образом: из внешнего мира берутся объекты и события; им присваиваются некоторые названия и характеристики, с которыми ум начинает работать, пытаясь предсказать и просчитать развитие событий и заранее определяя это развитие как благоприятное или неблагоприятное. Если просчет оказывается неверным (так почти всегда и бывает), ум начинает нервничать и входит в состояние уже знакомого нам страха и напряжения, которое ведет к все новым неверным просчетам. Круг замыкается.

Поэтому неудивительно, что изначальная цель всех крупнейших религий мира — дистанцирование от ума, единение с миром. И страдание, и счастье представляют собой не более чем объекты, возникающие в уме (Будда называет и то, и другое одним словом «дуккха»). Все религии учат смирению (а слово «ислам» так и переводится), и смысл этого становится понятен: нет смысла сопротивляться ходу событий, если твой ум не занят просчетами будущего и боязнью завтрашнего дня.

Поняв иллюзорность насилующего его ума и всех своих страхов, человек получает свободу, о которой не мог даже мечтать, и эта свобода может быть наиболее полно выражена словом, антонимичным понятию страха, словом «любовь».

Источник свободы и счастья находитcя в нас, и никто не поможет нам их обрести, кроме нас самих. Найдите свой путь.


Текст написан мной. Вот некоторые из вдохновивших меня авторов: Лао-Цзы, К.Кастанеда, Э.Фромм, У.Аткинсон, Р.У.Эмерсон, К.Г.Юнг, Э.Толле, В.Пелевин, Л.Н.Толстой, О.Хаксли, А.Хофманн. Спасибо за внимание)

Картинка в заголовке: © Daniel Y. Go

Рассказать друзьям
81 комментарийпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются