Посты

Некоторые крысы – очень автономные. И это прекрасно!

Написал burlakatam, 20 августа 2009 года
229 52 6400

Эта история не перестает заряжать меня верой в добро, а также небанальной мыслью о том, что внутренне свободные существа гораздо больше способны на конструктивное сотрудничество, чем рабы или насильники.

А вот, собственно, история. Которую я не могу не проиллюстрировать роскошными крысами кисти (баллончика? валика?) Бэнкси. Однажды зоопсихологи (а именно Дидье Дезор из лаборатории поведенческой биологии университета города Нанси) провели эксперимент. Шесть крыс были заперты в некое пространство. Оно упиралось в водоем, на противоположном берегу которого была помещена еда. По суше доступа к корму не было – достать еду можно было, только переплыв воду. 

Эксперимент показал, что любые шесть крыс, помещенные в подобное пространство, через некоторое время образуют четкую иерархию: две крысы-эксплуататора, две крысы - эксплуатируемых, один крыс «козел отпущения» и одна автономная крыса. Роли распределялись так: эксплуататоры заставляли эксплуатируемых добывать еду – то есть переплывать каждый раз через бассейн – а затем сами распределяли добычу, съедая все самое вкусное и большими порциями. Козлу отпущения (который и еду не добывал, и при распределении не пикал) доставались лишь объедки после эксплуатируемых. А вот автономная крыса и сама еду добывала, и съедала ее тоже сама.

В этой истории интересен показатель эффективности жизнедеятельности. Цинично говоря – какой крысой быть полезнее для собственного здоровья, долголетия, и вообще, самореализации? Так вот, быстрее всех от истощения, стресса и болезней умирали козлы отпущения. Удивительно, что на втором месте по степени стресса значатся эксплуататоры (исследование их мозга показало, что они постоянно находятся в страхе потери власти – кроме того, они банально жиреют). А вот дольше и бодрее всех живут именно автономные крысы! 

Интересно, что любые шесть крыс обычно образуют ту же самую иерархию – эксперимент, например, показал, что шесть крыс-эксплуататоров, помещенных на ночь в одну клетку, всю ночь дерутся, а на утро образуют ту же самую систему из четырех ролей. Но работает это правило для всех, кроме автономных тварей! Потому что когда добрые люди в белых халатах оставили наедине друг с другом именно шесть автономных крыс, у них (крыс в смысле) случилось счастье. Наступила у этих шестерых настоящая крысиная идиллия – команда, которая действовала самым оперативным, эффективным и бесстрессовым образом: они удивительным образом договаривались о ролях, менялись сменами, распределяли друг с другом равное количество пищи, и достаточно отдыхали. 

В итоге они могли интенсивно и мотивированно работать, поскольку достаточно питались и отдыхали – и наоборот, достаточно питались потому, что эффективно работали на добыче корма сообща! Кажется просто, как социальная система Норвегии, а поди ж ты – самая жизнеспособная система оказалась! В итоге эти крысы и жили дольше остальных «комбинаций», и качество их жизни было также не в пример предыдущим выше – потому что без стрессов.

Не правда ли, он играет по своим правилам?

Она знает, что ей нужно. И это вызывает уважение.

Впервые я услышала об этом эксперименте от своего замечательного преподавателя в Институте психотерапии. Потом нашла первоисточник, отчет на очень французском языке. Затем оказалось, что ее популяризатор – известный всем Бернар Вербер, который опубликовал информацию об эксперименте в своей «Энциклопедии абсолютного и относительного знания». А теперь я рассказала ее здесь, чтобы разделить свой восторг с вами. Просто мне кажется, здесь высока концентрация автономных… И еще в сезон back to school неплохо лишний раз напомнить себе о том, что внутренняя свобода – чертовски необходимая вещь для осуществления своих планов. Чего вам и желаю.

Рейтинг
229
+ -
В избранное
Некоторые крысы – очень автономные. И это прекрасно!
Добавил burlakatam, 20 августа 2009 в 11:20
Пожаловаться

Комментарии к посту «Некоторые крысы – очень автономные. И это прекрасно!» 52

talismantalisman
20 августа 2009 года в 11:46 #

Всегда хотел быть автономным и свободным ото всех иерархий. Бросил институт, работаю фрилансером. Даже если мне предложат работать в супер-крутом офисе за большую зарплату, но с непосредственным начальством, даже самым лояльным — я непременно откажусь. И вы знаете… Мне это нравится :)

0
mosemose
21 августа 2009 года в 13:27 #

Все так думают по началу. А потом, непременно, оказываются в офисе

-4
talismantalisman
21 августа 2009 года в 14:44 #

Только кто-то в чужом, а кто-то в своём..)

4
mosemose
21 августа 2009 года в 14:55 #

Правильно! Как узнать схему функционирования офиса, будь то дизайн-студия, или консалтинговая фирма не поработав в нем? Вы ведь, как я понял, претендуете на то, что однажды откроете свой?

1
talismantalisman
21 августа 2009 года в 15:02 #

Все правильно понимаете..)
Возможно, как раз-таки для понимания внутреннего устройства и придется поработать пол годика в студии. Хотя, скорее всего, для этого будет достаточно и меньшего времени. Но и я бы рассматривал это не как офисную работу, а как некий период обучения. Да и, в общем-то, можно начинать сразу самому. Конечно же, это будет дольше, сложнее, будут нелепые ошибки.. Но падая и вставая становишься сильнее :)

1
gn0megn0me
20 августа 2009 года в 11:54 #

спасибо за статью, очень интересные исследования.

2
finfin
20 августа 2009 года в 12:02 #

Полагаю проецировать "крысиные понятия" на общество людей не совсем верно. Каждый индивид в жизни играет несколько ролей: К примеру, в общественной жизни "автоном", на работе "эксплуататор", дома "раб" и временами "козел отпущения" etc. Пост напомнил анекдот про Павлова (Академик Павлов впрыснул собаке шприц бензина, собака пробежала четыре метра и упала: "Бензин кончился - подумал Академик")

6
burlakatamburlakatam
20 августа 2009 года в 12:41 #

Я согласна с вами в том, что нельзя взять и вот так огульно спроецировать всех крыс на всех людей :)
Но я не соглашусь насчет возможности проживать радикально разные роли в одной личности. В вашем примере: тот, кто эксплуататор на работе, и в общественной жизни является, по сути эксплуататором.
Нельзя быть, как мне кажется, чуть-чуть рабом. Injustice anywhere is a threat to justice everywhere (M.L. King).
Хотя это к счастью не отменяет возможностей личностного роста - можно потихоньку выдавливать из себя раба, разбираться с эксплуататорами и вообще, расти в сторону автономности :)

11
finfin
20 августа 2009 года в 13:09 #

Знаете, вспомнил о таком понятии как "Крысиный король", кратко (один из рецептов избавиться от крыс): Берется 1 крыса (любая), в клетку к ней забрасывается сначала мертвая крыса(полдня сомнений, и труп сьедается), потом на корм идет полуживая крыса (3 часа сомнений и сьедена), потом живой крысеныш (ломка морального барьера происходит через час), и наконец живая крыса (сьедается крысой каннибалом сразу же). Поздравляю! "Крысиный король" готов. Выпускаем на волю: что он делает? начинает заманивать крыс (котрые не ждут подвоха от сородича) в темные углы и сьедать (Логика "короля" понятна, зачем искать пищу, когда вокруг полно теплого живого мяса?), "король" убивать все больше и больше. Крысиная стая в этом случае снимается с места. Крыс нет. ч.т.д.

5
finfin
20 августа 2009 года в 13:10 #

Следуя Вашим крысиным аналогиям к обществу, возьмем к примеру российского политика: Первый слом, поедание трупа - это обещание того, что заведомо невыполнимо. Логика: если не будешь обещать с три короба, тебя не выберут. Выберут другого, хуже, который обещает. Раз в любом случае общество будет обмануто, но в одном случае ты окажешься в числе дураков, а во втором случае в числе избранных, пусть будет второй вариант. Есть. Дальше. Пожирание полуживого собрата - это торговля местами в своей партии. Логика тоже понятная, на выборы нужны деньги. Если строить из себя "гимназистку", деньги возьмут конкуренты. В итоге деньги все равно кто-то возьмет, и в любом случае будет выбран. Раз это неизбежно, то пусть лучше я возьму, чем кто-то. Три. Сьедаем живого собрата: лоббирование законов, идущих во вред обществу. Логика та же самая. Если откажешься участвовать в прямом грабеже общества, его ограбят другие. Людоедский закон все равно протолкнут, а раз так, какая разница, через кого это будет сделано? Лучше пусть через меня. Четыре. Распил денег идущих на социальные нужды, откаты, полное использование "окна возможностей". Пять. Посмотрите в свое окно - результат.

2
finfin
20 августа 2009 года в 13:11 #

И шесть - все это любой бред из головы любого, могу накрутить теорий на основе поведения мастурбирующего шимпанзе (Зигмунд опередил), выкатить сотню трактатов экспериментальной чертовни на основе размножения тюленей в тропиках. Пусто - пусто. Это не имеет отношения к индивиду и обществу, с его мыслями, чувствами, чередой случайностей в условиях рыночной экономики.
Так какое отношение "Свобода человека" имеет к реалиям крысиной жизни? Упрощаете сложное? Абстрагируясь от умозаключений Вербера (читал, блевал, думал перевод говно - оказалось книга) или Ваших (Аналогии Ваши?) или Дидье Дезора (автора экспериментов), Резюмирую итог: "Хреново быть крысой, их "понятия" за гранью добра и зла". На этом все, никаких аллюзий к обществу и строю, никакого восторга по поводу автономности. Понимаете?

12
vasilyesmanovvasilyesmanov
20 августа 2009 года в 13:18 #

Браво. Спасибо. Хотя я и не согласен с половиной сказанного, но браво.

7
burlakatamburlakatam
20 августа 2009 года в 14:29 #

Ну, можно сказать что это любой бред из головы любого. А можно сказать, что эта попытка осознать законы системы и понять, в каком случае она более эффективна.

Мне психология нравится тем, что в ней довольно мало истин в последней инстанции. Фрейд, Юнг, далее везде - лишь пытались и пытаются приблизиться к пониманию человеческой личности. Каждая из которых уникальна.

То, что вы читали и блевали, не мешает другим читать и восхищаться. То, что у вас не возникает аллюзий к обществу, не мешает мне их иметь. По-моему, очень конструктивно.

Вашу печаль по отношению к тому, что творится за окном, сложно не разделять. Но ведь это не значит, что нет смысла пытаться изменить (мир, себя, икебану, настроение - нужное подчеркнуть) к лучшему... Во всяком случае, я это так вижу...

7
babylonbabybabylonbaby
26 августа 2009 года в 16:09 #

Пост отличный, несмотря на то, что Captain Obvious detected в комментариях .)
Юля, ты уже практикуешь или ещё учишься?

0
burlakatamburlakatam
26 августа 2009 года в 16:33 #

спасибо, Лен! уже практикую :)

0
luukfiluukfi
20 августа 2009 года в 17:48 #

Прям тема для отдельного поста. Спасибо, красиво расписали.

2
mnml_memnml_me
20 августа 2009 года в 18:32 #

отличный склад ума

2
saresasaresa
21 августа 2009 года в 11:51 #

Согласна. Результаты эксперемента занимательные, но переносить их на социум или пусть даже слегка пытаться примерить на человека - не совсем правильно. Социум многогранней, а сам индивид намного сложнее. Дело даже не в том что ролей в обществе больше, меньше, дело в том, что роли не всегда можно четко разграничить и классифицировать.
Так что автономность как путь к достижению благоденствия общества совсем не подходит.
Хотя понятно почему эта история наполняет автора оптимизмом - всем хочется думать, что если бы в мире не было столько уродов, эксплуататоров и рабов, которых мы видим каждый день, а остались только умные и хорошие, нам бы всем было счастье!

0
knifeknife
17 ноября 2009 года в 21:42 #

Вот такой диалог сентиментального восторга и блюющего цинизма, крысы не причем. Я за восторг : )

4
faithlessfaithless
20 августа 2009 года в 12:06 #

мне повезло с работой, я автономная крыса))

4
lila_mansteinlila_manstein
20 августа 2009 года в 13:39 #

Я слышала про один эксперимент с обезьянами.
В клетку помещали группу обезьян, по потолком подвешивали связку бананов, под ней ставили стремянку.

Как только проголодавшаяся обезьяна пыталась залезть на стремянку за бананами - остальных животных бил разряд тока.
При следующей попытке кого-нибудь из голодных обезьян подойти к стремянке - остальные на нее набрасывались и оттаскивали, не желая получить снова разряд током. Таким образом, никто к стремянке больше не подходил.
На следующей стадии одну обезьяну в клетке заменили на новую, не знающую о "здешних правилах". Та естественно попыталась подойти к стремянке за бананами, но ее моментально оттащили и хорошенько побили старые сородичи. После нескольких попыток она поняла, что бананов не получит.
Затем на новую заменили еще одну обезьяну, причем когда ее также начали оттаскивать от стремянки - предыдущая "новая" обезьяна, абсолютно не понимающая смысла этих действий также в этом участвовала!
В конце концов всех "старых" обезьян постепенно заменили "новыми" и сложилась такая картина: в клетке находится группа обезьян, которых никогда не били током. Но ни одной обезьяне остельные не позволяют подойти и достать бананы.
Почему?
Потому, что так заведено)))

20
burlakatamburlakatam
20 августа 2009 года в 14:21 #

если заведено нечто такое, что нас не устраивает, то это не значит, что мы не можем попытаться это изменить... так мне кажется...

-1
trash_tragedytrash_tragedy
20 августа 2009 года в 13:47 #

возможно,эта теория применима в менеджменте) интересно,если человек эксплуататор/эксплуатируемый,может ли он стать автономным?

0
vice_versavice_versa
20 августа 2009 года в 14:20 #

я очень не люблю Вербера и единственное, что мне понравилось в его "империи ангелов" это как раз-таки эта теория про крыс. вам спасибо, что припомнили)

5
burlakatamburlakatam
20 августа 2009 года в 14:22 #

Да, может. Если захочет :) Когда дискомфорт от постоянного страха за потерю власти, или дискомфорт от постоянного унижения достигнет предельных для этого человека величин, то появляется шанс конструктивных изменений. И деструктивных тоже :)

0
venislav_gorohovvenislav_gorohov
20 августа 2009 года в 14:35 #

похоже на сказку с хеппи-эндом. думается с людьми все намного сложнее обстоят дела, с их предрассудками и принципами.

0
venislav_gorohovvenislav_gorohov
20 августа 2009 года в 14:36 #

но эксперимент и теория интересны, стоит попробовать объедениться автономным?

0
burlakatamburlakatam
20 августа 2009 года в 15:45 #

дык то-то и оно :) автономным всегда надо объединяться... не теряя при этом своей автономности... :)

0
knifeknife
17 ноября 2009 года в 22:03 #

а вот последнее вряд ли возможно

0
n-visionn-vision
20 августа 2009 года в 15:30 #

не люблю крыс

-2
te4ete4e
20 августа 2009 года в 16:16 #

Поправьте, если моя идея крамольна, но, мне кажется, это можно учесть в личной жизни, т.е. в отношениях (автономность). Не ждать, не обвинять, не требовать, не повелевать, не обижаться на друга/подругу, а ,следовательно, не страдать и не испытывать стресс. Испытывать вместе только кайфы. Здорово я придумала?

3
hubbamubahubbamuba
20 августа 2009 года в 18:17 #

во-первых, именно наши переживания и стрессы заставляют нас развиваться, в таком случае без переживаний, вы будете в состоянии "болота", что лично для меня просто ужасно и невыносимо
а во-вторых, вам будет просто скучно

1
burlakatamburlakatam
20 августа 2009 года в 18:26 #

вы трагически заблуждаетесь. У психологов есть такая шуточная добавка после известной цитаты Ницше: "Все, что меня не убивает, делает меня сильнее. Сказал Ницше перед очередным приступом депрессии". Это к вопросу о балансе - какие-то стрессы способствуют развитию, а какие-то стрессы способны добить человека. Скучно не без стресса, скучно без вызова, челленджа. Это разные явления.
А к развитию нас двигают не только стрессы и прочие суровые необходимости, но и радость, интерес, влечение, жажда познания и т.д.

0
hubbamubahubbamuba
20 августа 2009 года в 18:38 #

я основываюсь на своих выводах, на своих чувствах
так же как и психологи, которые делают выводы все же из своих чувств и переживаний
Как тот же Фройд, у которого почти все наши проблемы основаны на сексе(видимо у него у самого были проблемы по этой части)

0
koaksskoakss
20 августа 2009 года в 22:13 #

сынок, это фантастика.

0
burlakatamburlakatam
20 августа 2009 года в 16:35 #

ну, если это и крамольно, то только вместе со всем остальным буддизмом :) "Только кайфы", мне кажется, довольно утопичная идея... Но вот повышать этот самый градус автономности, по моему, вполне реально

0
yourlsdyourlsd
20 августа 2009 года в 20:41 #

а что бы получилось, если бы в клетке поселились все козлы отпущения?

8
dedmogetdedmoget
20 августа 2009 года в 21:12 #

уж действительно вопрос

0
steinersteiner
21 августа 2009 года в 14:17 #

сидели бы и тихо подохли, с грустью глядя на корм на другом берегу?

0
burlakatamburlakatam
21 августа 2009 года в 18:49 #

да нет, там же в эксперименте описано (ну, может я не достаточно четко воспроизвела), что любые шесть крыс, объединенные вместе, воспроизводят ту же систему. Кроме автономных. Насчет козлов и их совместной деятельности :) - мы же знаем из истории, как рабы умеют становиться палачами...

0
exenderexender
20 августа 2009 года в 22:33 #

А мне кажется что если перенести ситуацию с автономными перенести на людей, то до некотрого времени все будут равны, но когда появятся большие дениги все опять разделятся на 4 группы.

2
vivadvivad
21 августа 2009 года в 3:15 #

Большое спасибо за статью, с интересом прочитал.

0
green_frostgreen_frost
21 августа 2009 года в 3:42 #

Идея с обществом автономных конечно хорошая, но вот как определять автономных людей? У нас вроде не только естественными нуждами жизнь ограничена.

4
atonaton
21 августа 2009 года в 16:33 #

крыса - всему голова

0
nicholassnicholass
21 августа 2009 года в 21:54 #

Крысы прекрасны, они умны, догадливы и умеют выживать даже имея не самые прекрасные физические данные

0
dulitdulit
25 августа 2009 года в 11:01 #

А нашей стране автономность до хорошего не доводит ... :(

0
puantapuanta
26 августа 2009 года в 13:39 #

rattus norvegicus- венец эволюции

0
sacurasacura
4 сентября 2009 года в 0:02 #

читала ето уже
Бернер Вербер "Империя Ангелов" :)

0
knifeknife
17 ноября 2009 года в 22:15 #

У Хаким-Бея в "Хаос и анархия", есть глава: "Постоянные автономные зоны" и рецепты реорганизации из "временных автономных зон". Интересное чтиво если не считать его анализ христианства.

0
kromekrome
21 марта 2010 года в 1:56 #

но тут пришел кот-бегемот и крыс не стало.

0
avafavaf
13 апреля 2010 года в 14:29 #

нам тоже препод рассказывал, что помимо людей только крысы способны создать цивилизацию=)) слава Богу, что эволюционировали мы=))
Как ни странно, но муравьи и пчелы несмотря на подобную кастовость относятся к другой опере - 1 муравейник=1 организм, и между собой они не взамодействуют...

0

Вход на сайт

Забыли пароль?

Войти, как пользователь

Регистрация через Facebook

У вас уже есть аккаунт на Look At Me?

Связать мои
аккаунты

Я регистрируюсь впервые

Регистрация через Facebook

Введите ваше имя пользователя и пароль Look At Me, чтобы связать его с вашим аккаунтом на Facebook

Я передумал, я не хочу связывать аккаунты. Продолжить регистрацию

Новое сообщение