Посты

Если. Очень. Плохо

Написал burlakatam, 4 марта 2010 года
172 43 10771

Моя реакция на успех предыдущего поста была амбивалентной. С одной стороны, очень приятно когда твой труд полезен и вдохновляющ, с другой стороны про – как-то уж это под конец начало напоминать патоку с сиропом. Решила – надо будет в следующий раз озвучить тему посерьезнее. 

А потом еще и Маккуин. Его самоубийство я, что называется, тук ту мач пёрсоналли. Даже не знаю почему... В тот момент, когда услышала о нем по радио, была за рулём – припарковалась, начала в ужасе постить на фэйсбук, писать смски… Видимо, до сих пор мне невыносимо от мысли о том, что кто-то очень талантливый, очень чувствующий, очень дающий себя миру у последней своей черты не находит в себе сил и смысла жить. И представляя себе бездну с которой встречается при этом человек – леденею от неизбежности встреч со своими безднами... 

Поэтому собиралась написать про суицид (статистика, группы риска, способы профилактики, тревожные симптомы и т.д. - кстати, у того же Маккуина в тот месяц к сожалению пересеклись три серьезных фактора: годовщина  утраты близкого друга, смерть матери, сдача коллекции).

Однако в итоге поняла, что это может быть слишком узкая тема, и актуальнее написать в целом о том, что же делать, когда тебе запредельно хреново? Ведь суицид – это следствие того, что это "запредельно" переходит в хроническое состояние, с каждым месяцем отнимая все больше и больше сил, уводя все дальше и дальше от счастливого сильного Я – и путь назад к себе полноценному кажется все более и более нереальным... 

К черту лирику, перехожу к конкретным рекомендациям:

1. Нас учили прятать отрицательные эмоции – от «терпи, ты же мужик» до «истеричка, хватит страдать». Тем не менее – первое правило гласит: сначала нужно как можно полнее выразить это свое "плохо" вовне. Это просто и естественно, действует прям как закон сохранения энергии - чем больше своего горя и боли, апатии и депрессии, гнева и агрессии и других светлых чувств я вынесу наружу, тем меньше этого добрища останется во мне.

2. Выражать свое "плохо" нужно безопасным для себя и окружающих способами. Иначе потом с последствиями такой психотерапии придется разбираться дольше чем с причинами.

3. Каковы эти самые безопасные способы выражения? Тут арт-терапия – наше все. Отрисовать свои эмоции, пропеть их, вылепить наружу в пластилине или глине, вынуть их из себя посредством рассказа, превратить их во вполне себе безумный танец - все лучше, чем упражняться в аутогрессии (т.е. агрессии против себя самого, крайним случаем которой и является самоубийство) или орать/дубасить близких. Хотя если подушка, можно и дубасить конечно. 

Арт-терапевты изобрели свое направление тогда, когда им самим было очень хреново – одна из них, например, пришла к выводу о том, что искусство буквально исцелят, после того, как спасала себя от горя после смерти горячо любимого отца (я говорю о Натали Роджерс, дочери Карла Роджерса). 

А в моей любимейшей книге Джулиан Кэмерон «Путь художника» написано: «Творчество – это путь к себе, это духовное исцеление». Кэмерон (между прочим, среди ее мужей был и Мартин Скорсезе) знает, о чем пишет – в свое время она обнаружила, что писать сценарии она в состоянии только под градусом. И что алкоголь стал ее жестоким начальником. Собрав последние силы, Джулиан начала  разрабатывать систему, которая бы психологически исцеляла увядших творцов, и одновременно творчески бы исцеляла людей в сложной психологической ситуации. Я проверяла на себе – у нее получилось.

4. Сделаю-ка я акцент на реакциях тела. Кричать, выть, стучать в гневе по той же подушке, корчится всем телом – все это подключают тело как удивительный природный инструмент для выражения и отражения наших эмоций. И здесь бесценный путеводитель  –  книга Александра Лоуэна "Депрессия и тело". В ней выдающийся основоположник телесно ориентированной психотерапии заботливо объясняет, как именно познать и использовать свое тело в качестве личного психотерапевта.

Ведь оно умеет концентрироваться на дыхании (обретая таким способом медитативное - вместо истерического - состояние), оно способно в танце переместить душу в пространство красоты (из пучины отчаяния), оно наслаждается тактильными ощущениями от контакта с влажной пластичной глиной (в противовес сковывающей панике) и т.д. 

Другое дело, когда в теле уже нет энергии, когда все Я перевязано путами апатии, безволия, невозможности пошевелиться ни душевно ни телесно – об этом небезопасном депрессивном состоянии я тоже надеюсь написать через некоторое время.

Все это, кстати, говорит и о том, что системная, осознанная и нежная забота о своем теле - это один из лучших способов профилактики депрессивных состояний.

5. Искать свои уникальные способы поддержки в трудную минуту

Они, напоминаю:

а) не должны подавлять горе, загонять его вглубь вовнутрь (иначе горестные переживания копятся как радиоактивные отходы психики, а потом взрываются в неожиданном месте в неожиданное время и как будто без повода);

б) должны быть безопасными для самого человека и окружающих, см. п. 2.

Медитация? Второй концерт Рахманинова? Поход в театр? Обращение в мыслях к любимой бабушке? Мысленно побеседовать с кем-то очень мудрым и сильным (хоть литературный герой, хоть исторический персонаж)? Годится все что угодно, если это позволяет вам проживать свое «плохо», не наносит вреда, и от этого прибавляется сил.

Для меня таким способом стало пение. Вернее, как его называют психотерапевты-телесники, "звучание". Его смысл в том, что когда плохо, эти эмоции можно начать как будто бы петь - но на самом деле, просто как зверь, голосом из себя извлекать. В последний раз меня это выручило, когда умер мой любимый учитель по семейной психотерапии Пётр Тимошенков. 

Когда это произошло, я испытала типичную реакцию опытного невротика - диссоциацию. Это когда мозг понимает что произошло нечто ужасное, а чувства от шока, от отрицания происходящего, никак не включаются. Но вообще-то почувствовать бы надо. Иначе в таком замороженном состоянии можно навалять такого, что вообще. Промучавшись так больше суток, я добыла себе укромное место, и сделала первую попытку озвучить своих чувства – которых я не чувствовала. Сначала получился нелепый писк-хрип. Я попыталась не оценивать результат, а сосредоточиться на процессе, и потихоньку дело пошло – спонтанные звуки с каждой минутой становились все наполненнее, ярче, интенсивнее… Через 15 минут такой свободной спонтанной песни я поняла, что у меня родилась не песня-плач, а песня… благодарность! Это было для меня очень целебным открытием. Я и сейчас, когда пишу это, чувствую к нему благодарность – кстати, присказка «гнев, стыд и другие светлые чувства» – это от него, как и первый мой пост про автономных крыс на lookatme – тоже по следам его занятий…

И это я не о том, что пение для всех целительно – это я о том, что процесс открывания себя всегда полезен!

6. Общаться с природой. Два часа в парке – и душа уже способна раскрыться на встречу чему-то более светлому, чем до захода в парк. Кошка, небо, пруд, что угодно – общение с природой целительно, потому что утверждает жизнь. Даже если это кривой-косой воробей – в нем столько честной витальности, что побыв с ним 30 минут в диалоге, волей-неволей заряжаешься (ну хоть на пол процентика) его волей к жизни. Кстати, в связи с этим тоже здорово знать и культивировать те способы общения с природой, которые наиболее живительны именно для вас. Валли, как мы помним, до поры до времени вообще хватало таракана - и это были настоящие отношения!

7. Пойти к личному психотерапевту. Пока еще малопопулярный у нас способ. Кроме того, не все терапевты одинаково полезны. Есть и такие, после которых приходится «перелечиваться обратно». Поэтому своего специалиста нужно подбирать занудно и тщательно, ориентируясь на наличие сертификатов, личностное совпадение, и рекомендации людей, которым вы доверяете. В октябре вышел закон Москвы о психологическом консультировании, часть ориентиров можно для себя почерпнуть и там. А советую я этот способ потому, что наших личностных ресурсов не всегда хватает на то, чтобы а) посмотреть на ситуацию новым взглядом, б) просто иметь силы на то, чтобы ее пережить (и здесь прежде всего речь идет об утратах, смерти близких, разводах и т.п.).

8. Использовать эту ситуацию (кризис, боль, горе, депрессивное состояние и т.д.) как повод для системного изменения своей жизни. Поэтому-то адекватные психотерапевты не стараются сразу же избавить человека от неприятных чувств, а предлагают исследование – что за ними стоит на самом деле? Если я ненавижу мужа, что заставляет меня жить с ним? Если для меня работа – это каторга, какими кандалами я привязываю себя к ней? Если от меня ушел молодой человек, и я лезу в петлю, – насколько адекватно я оцениваю свою собственную жизнь при этом? Все эти вопросы предлагают посмотреть на очень неприятную ситуацию как на симптом. Симптом чего-то, что НА САМОМ ДЕЛЕ ЯВЛЯЕТСЯ ПРИЧИНОЙ повторяющихся неприятных ощущений.

Резюмируя, хочу сказать, что возможно поначалу все эти попытки честным, полным, и конструктивным образом выразить свои ощущения в период испытаний могут показаться топорными и нелепыми. Ведь нас не учили заботиться о себе в стрессе. Наоборот, нас учили его подавлять. И в нашей с вами культуре до сих пор больше принято щедро делиться своим личным адом (который, как и рай, и чистилище, есть в каждом из нас) с близкими и друзьями, или играть и игру "я в домике" прячась в алкоголь, работу, секс и т.п. (что также наивно, как детский вариант этой игры, но вот расплачиваться за нее приходится далек не по-детски). Однако мой личный опыт, и опыт моих клиентов показывает – если научиться конструктивно взаимодействовать со своим адом, он может даже приносить пользу. Ведь он просто своего рода ориентир – "тут плохо, не ходи сюда". Или вопит о том, что какая-то часть меня до сих пор невротична, создавая таким образом мотивацию к необходимым изменениям и росту. 

В связи с чем под занавес желаю всем весеннего обновления, света в душе, и достаточных сил для свершения запланированного!

 

П.С. Этот пост – это конечно же самая неподходящая тема для собственного продакт-плейсмента, но: я стартую свой новый тренинговый проект ПСИХОФИТНЕС, в связи с чем приглашаю на свой психогонек теперь и off-line. Встреча тут: http://www.lookatme.ru/cities/moscow/events/98047, (Москва), http://www.lookatme.ru/cities/sankt-peterburg/events/98051 (Петербург)

А подробная концепция и расписание на моем сайте: http://www.burlakova.info/treningi/psihofitnes/. И спасибо доброму и позитивному лукэтми за поддержку моего проекта анонсами и моральным подбодрением ;) Мне это очень-очень важно и вообще бесценно :)

Рейтинг
172
+ -
В избранное
Если. Очень. Плохо
Добавил burlakatam, 4 марта 2010 в 11:27
Пожаловаться

Комментарии к посту «Если. Очень. Плохо» 43

filkinfilkin
4 марта 2010 года в 12:08 #

не надо совсем в оффлайн только...
продолжайте писать)))

3
burlakatamburlakatam
4 марта 2010 года в 12:41 #

спасибо :) продолжать писать буду конечно же :)

5
gribanovskajagribanovskaja
4 марта 2010 года в 12:41 #

очень полезно! просто люди ленятся порой даже себе помочь.
еще очень полезная лекция от Бродского - классика и истина в одно лице: http://smartfiction.ru/prose/boredom_compliment/

6
filkinfilkin
4 марта 2010 года в 16:58 #

впечатляет...
Бродский вообще не может оставить равнодушным ни кого..

0
kirusha10kirusha10
4 марта 2010 года в 17:04 #

все так и есть

0
burlakatamburlakatam
4 марта 2010 года в 23:07 #

спасибо за Бродского! Насчет ленятся - не согласна. Просто у нас в целом как у общества (как мне кажется) довольно мало знаний о психогигиены, и вообще культура не человекоцентрична... А когда нет нужных файлов, из какой точки мне догадаться обо всех этих здоровых альтернативах? Никто осознанно не хочет быть несчастным.

0
tikireytikirey
4 марта 2010 года в 13:19 #

1. в избранное 2. почитаю при том самом случае

P.s. надеюсь читать не придётся)

3
burlakatamburlakatam
4 марта 2010 года в 23:05 #

ну, у меня на этот счет иное видение: по мне так лучше знать заранее как быть в подобных ситуациях :)

0
maybe_maybemaybe_maybe
4 марта 2010 года в 13:28 #

я в лес езжу, кричать. очень попускает!
спасибо за хороший и полезный пост.
)

2
burlakatamburlakatam
4 марта 2010 года в 23:04 #

в мою бытность журналистом брала интервью у Вилле Хаапасало. Он рассказывал, что это вообще их финское национальное - орать в лесу по поводу стресса. Говорил, помогает стопроцентно :)

2
kirillkirill
4 марта 2010 года в 14:51 #

с удовольствием прочитал ис ом ногим согласен ) поделился с друзьями )

0
burlakatamburlakatam
4 марта 2010 года в 23:04 #

спасибо! друзьям привет :)

0
tinycitytinycity
4 марта 2010 года в 16:47 #

психогонек))
да,арт-терапия-крутая штука,пока нарисуешь это все уже и забудешь,что рисовал))

0
burlakatamburlakatam
4 марта 2010 года в 23:03 #

ну, там же еще вторая важная часть есть - не просто нарисовать, а потом спросить себя: "как это во мне откликается"?, "о чем этот мой рисунок для меня?", "какие чувства я испытываю теперь"?, "как мое состояние отличается от того, что до рисования"?, "что в этом опыте для меня было самого значительного"? И если эту часть работы проделать, то забыть не получится :)

0
greymngreymn
4 марта 2010 года в 18:08 #

Джон Леннон (из "Анталогии"): Вместо того, чтобы сдерживать чувства или боль, почувствуйте их, не оставляйте на потом. Думаю, все люди слишком замкнуты. Я не встречал никого, кто не сдерживал бы боль, которую испытывал с детства, с рождения. Почему нам нельзя просто выплакаться? Лет в двенадцать нас отучают плакать: "Будь мужчиной". Но какого черта? И мужчинам бывает больно.

Нельзя радоваться, пока не почувствуешь радость, в противном случае это притворство. Мамочка заставляет вас улыбаться еще до того, как вам станет хорошо, и вы втягиваетесь в этот процесс фальсификации своих чувств. Если вам хорошо, вы чувствуете себя хорошо, если вам плохо, вы чувствуете себя плохо. По-другому не бывает. Можно употреблять наркотики, пить, делать что угодно, но при этом вы просто подавляете свои чувства... Боль чем-то сродни пище или жизни. Боль и радость, они входят в наше тело, и, если не почувствовать и не выразить их, они мучают нас как запор. Невозможно избавиться от этой боли. От нее нет спасения, она таится где-то внутри нас. Она проявляется в нервозности, в том, сколько сигарет вы выкуриваете, чем занимаетесь, она заставляет вас лысеть или делает с вами еще что-нибудь.

5
burlakatamburlakatam
4 марта 2010 года в 23:02 #

пошла читать Леннона, спасибо.

0
greymngreymn
5 марта 2010 года в 15:58 #

фу блин
из "антОлогии", я чего-то это

0
juicyjuicejuicyjuice
4 марта 2010 года в 18:10 #

берёшь лист бумаги формата а 4 или побольше и пишешь о том как ты ненавидишь Таню, Задолбал Петя, добавь побольше слов, описательно-ругательных, при кратковременной депресухе мне ну оочень помогало пару раз

2
burlakatamburlakatam
4 марта 2010 года в 23:00 #

да, та же Джулиан Кэмерон рекомендует практиковать спонтанный поток мыслей каждое утро. Написал 3 листа А4 того, что в голову придет - и в голове осталось место для хорошего дня. По-моему, очень эффективная и приводящая чувства и мысли в порядок практика.

0
ynonaynona
4 марта 2010 года в 18:15 #

иногда нужно просто высказаться и пофиг кому.......

0
burlakatamburlakatam
4 марта 2010 года в 23:01 #

да, у меня любимый момент фильма "Чарли и шоколадная фабрика" - это когда герой Дэппа выговаривается своему как рыба молчащему "терапевту", а в конце восторгается его (терапевта) талантом :)

0
verlorenverloren
4 марта 2010 года в 18:26 #

ну и известный пример: Гете, который также хотел покончить жизнь самоубийством, написал "Вертера" и отказался от подобных мыслей

1
maratikmaratik
4 марта 2010 года в 22:33 #

кто такой Маккуин?

-8
crocodilyacrocodilya
5 марта 2010 года в 0:35 #

какой хороший пост, спасибо за него.
а у меня вот диплом на тему арт-терапии и дальше хочу заниматься этим...
можно было бы встретиться и поделиться опытом. м?

0
burlakatamburlakatam
5 марта 2010 года в 10:09 #

конечно давайте встречаться-делиться :)
я в мск числа с 24 марта

0
getgroovegetgroove
5 марта 2010 года в 1:47 #

вы мне вовремя

2
burlakatamburlakatam
5 марта 2010 года в 10:10 #

берегите себя! март - время эмоциональной уязвимости... душе нужна экстрапорция экстразаботы...

0
shaytanashaytana
5 марта 2010 года в 13:24 #

иногда люди так упиваются своими проблемами и уязвимым состоянием,что задаешься вопросом-а хотят ли они помощи вообще.
иногда какая-то микромелочь становится озарением...

0
zlatkinzlatkin
5 марта 2010 года в 20:01 #

удивлена.прочитав вводную часть,настроилась на полный скепсис.дочитав до конца,поняла,насколько Вы правы, потому что сама задатки этих мыслей в себе ощущала.здорово.спасибо,что помогли сформулировать пути решения проблемы)

0
burlakatamburlakatam
8 марта 2010 года в 11:28 #

пожалуйста! рада что пригодилось :)
а скепсис - он такой!

0
zhuukizhuuki
6 марта 2010 года в 10:50 #

и вправду весна на дворе, пора выбираться из царства пассивно-агрессивных=)

0
heartartheartart
6 марта 2010 года в 11:59 #

отлично! мне понравилась мысль про повод поменяться :) не ново, но вовремя напомнили. Что касается выражения для меня это спорт (фитнес, велосипед в особенности) и рисование. Ну а потом плюс еще театр, кино и разговоры с друзьями. Самое главное, когда все это делаешь, не думать о том, как ты нарисуешь или что, а просто делать и не думать вообще.

0
burlakatamburlakatam
8 марта 2010 года в 11:27 #

согласна - насчет самого главного...

0
bananaspowerbananaspower
7 марта 2010 года в 14:16 #

замечательный пост, спасибо

0
burlakatamburlakatam
8 марта 2010 года в 11:27 #

пожалуйста! :)

0
efimovihefimovih
7 марта 2010 года в 18:40 #

да... спасибо
не знаю почему, когда запредельно хреново я пишу свою книгу
а так, нет настроя

0
pollydipollydi
7 марта 2010 года в 22:14 #

рекомендую всем кому запредельно плохо, су джок
это вывело меня из такой депрессии и помогло переосмыслить многое
очень помогло

0
burlakatamburlakatam
8 марта 2010 года в 11:27 #

спасибо за рекомендацию. А можете поподробнее рассказать, чем су джок так полезен? и что это такое? :)

0
pollydipollydi
8 марта 2010 года в 13:35 #

это вообще медицинское тестирование по руке,точнее по точкам на руке.Специальной палочкой давят на точки на руке и диагностируют какие органы находятся в болезненном состоянии или вот вот уже готовы заболеть,и далее тебе говорят с чем связаны допустим головные боли, например с обидой на кого то из родственников или разрыв с молодым человеком.В общем это смесь психолога и медика.
Если нужно могу посоветовать куда обратится.У меня все друзья уже сходили и все остались довольны, разбираются с внутренними запарками и проблемами.

0
mezzazinemezzazine
18 марта 2010 года в 10:43 #

хм...

0
------
20 марта 2010 года в 0:39 #

прелестный пост

1
dianediane
19 августа 2010 года в 21:33 #

Большое спасибо.
Хорошо, что совет даёт не тётенька, которая нахваталась информации из гламурных журналов, а профессионал)

0
pickypicky
21 декабря 2010 года в 14:13 #

если мне очень плохо я убегаю в парк, на аллею. бегу пока ноги не начинают подкашиваться. Иногда падаю в сугроб и слушаю своё дыхание в тишине... и легче становится.
спасибо за пост! очень правдивый и актуальный.
кстати, на счёт пения - я пою с детства постоянно и везде (главное что окружающим тоже нравится))). И даже самые обычные песни дают выход эмоциям. Но, конечно, если ты на грани, то надо в лес и орать... никакие дореми не помогут!

0

Вход на сайт

Забыли пароль?

Войти, как пользователь

Регистрация через Facebook

У вас уже есть аккаунт на Look At Me?

Связать мои
аккаунты

Я регистрируюсь впервые

Регистрация через Facebook

Введите ваше имя пользователя и пароль Look At Me, чтобы связать его с вашим аккаунтом на Facebook

Я передумал, я не хочу связывать аккаунты. Продолжить регистрацию

Новое сообщение