Views Comments Previous Next Search

Климат, До Копенгагена осталось две недели

41464
НаписалЯна Норина24 ноября 2009
41464

Климат, До Копенгагена осталось две недели. Изображение № 1.

Обзор, подготовленный по завершению переговорной сессии РКИК ООН в Барселоне, 9 ноября 2009 г.


Подготовил Алексей Кокорин, комментарии, вопросы и замечания, пожалуйста, посылайте на адрес akokorin@wwf.ru

После неофициального, но весомого выражения ряда мнений: Пан Ги Муна в Нью-Йорке, главы РКИК ООН Иво де Боера и практически всех развитых стран на переговорах в Барселоне, а также визита в Россию премьер-министра Дании Ларса Расмуссена, идея принятия в Копенгагене политического соглашения стала восприниматься как наиболее вероятный сценарий. Второго ноября в Москве Расмуссен пояснил, что работа на этом совершенно не заканчивается, в 2010 году нужно принять юридически обязательный документ – протокол или его аналог, требующий ратификации. С этим согласился и премьер-министр России, выдвинув при этом два условия: все крупнейшие страны должны его подписать (имеются в виду, прежде всего, США и Китай), а леса нашей страны должны быть адекватно учтены – более полно, чем в Киотском протоколе. При этом Владимир Путин подчеркнул, что именно благодаря России работает Киотский протокол, - «В соответствии с этим протоколом мы от рубежа 1990 года имели право на нулевой рост выбросов в атмосферу. А мы держим этот параметр на рубеже минус 30% от 1990 года».



Таким образом, предлагается двухступенчатый порядок действий: сначала принять политическое соглашение - фактически план по выработке в 2010 году юридически обязательного документа - нового протокола или его аналога. Собственно в декабре 2009 г. в Копенгагене должно быть достигнуто политическое согласие в форме официального документа – решения пятнадцатой Конференции сторон РКИК ООН (КС-15, условно назовем этот документ решением 1/CP.15)



Причина проста - согласованного текста пока нет, а по ключевым вопросам снижения выбросов и финансовой поддержки страны еще очень далеки от компромисса. В какой-то степени этому есть оправдание, на столе переговоров огромные деньги - порядка 100 млрд. долларов в год (на 2020 год) и широкомасштабные меры по низкоуглеродному развитию всей мировой экономики. Двух лет, отведенных на данную работу, не хватило (Балийский план действий РКИК ООН, принятый в декабре 2007 г.), тем более, что по стечению обстоятельств США включились в процесс только в 2008 году. С другой стороны, эти два года переговоры шли столь медленно, что двигаясь в том же темпе, нужен не год, а десять лет для их завершения. Кардинальное ускорение процесса выработки юридически обязательного документа, подлежащего ратификации, совершенно необходимо.

Климат, До Копенгагена осталось две недели. Изображение № 2.



Иногда под политическим соглашением понимают министерскую декларацию или заявление ряда глав государств, правительств и министров, участвующих в Конференции ООН. В данном случае этого будет совершенно не достаточно. Насколько было известно по завершении сессии в Барселоне, принятие министерской декларации в Копенгагене не планируется и ряд стран, в частности, Россия, были бы против ее принятия. Мнения стран должны быть выражены в более официальной форме, как единогласное решение КС-15.



Такое развитие событий будет неверно называть провалом конференции в Копенгагене. Действительно провалом было бы принятие министерской декларации без решения КС-15, дающего официальный мандат на продолжение переговоров и очерчивающего основные рамки последующего юридически обязательного документа.



Может ли решение КС заменить принятие протокола или иного документа, подлежащего обязательной ратификации? В целом статус решений КС всех соглашений ООН определяется Венской Конвенцией, где говорится, что задача решений КС детализировать, интерпретировать и воплощать в жизнь принятые соглашения. На практике те или иные страны, конечно, могут принять национальные законы, обязывающие выполнять определенное решение КС, но это их сугубо внутреннее дело. Более того, они смогут и отменять свои решения также полностью в рамках национального законодательства. Таким образом, считать решение КС юридически обязательным можно лишь, проживая в «идеальном мире», где каждый добровольно делает все возможное для общего блага. В контексте проблемы изменения климата, так считать было бы преждевременно.



То есть фактически мы приходим к дилемме: либо провал переговоров, либо перенос сроков. Насчет срока большинство экспертов говорят «полгода – год». Если будет назначена «вторая серия» КС-15-бис, то полгода, если нет - год до КС-16, планируемой на конец 2010 г. в Мексике. В принципе не исключен и более длинный срок работы.



Заметим, что США, согласно своей Конституции, не могут принять юридически обязательное международное соглашение до принятия национального законодательства. Требуется определенное время, чтобы Сенат одобрил закон Керри-Боксер (или иной закон), а затем согласовал его с Конгрессом, принявшим ранее закон Ваксмана-Марки. Для внешней - не американской аудитории оба закона практически равнозначны, хотя с внутренней точки зрения там есть масса отличий. С точки сроков переговоров важно учитывать, что в Сенате США есть очень серьезные разногласия по поводу масштабов и способов реализации целей по снижению выбросов. Достижение компромисса может потребовать полгода и более. Однако важно отметить, что сейчас не США, а общая незавершенность работы требует продления сроков на 2010 год.



В принципе есть и другие предложения, например, принять несколько тематических протоколов (предложение Бангладеш). Тогда один или несколько из них можно было бы принять в Копенгагене. Однако в Барселоне много стран подчеркивали, что они стремятся к единому юридически обязательному документу, Поэтому вероятность реализации такого варианта очень невелика.



Решение Конференции Сторон 1/CP.15, видится как относительно небольшой текст (4-5 стр.), где подтверждается приверженность целям и сути Балийского плана действий, продлевается мандат переговорной работы и указываются ее сроки. К решению, как неотъемлемая часть, должны быть даны приложения, конкретизирующие рамки будущего документа.



В идеале должен быть мандат так называемого Общего Комитета на выработку в 2010 г. юридически обязательного документа. Практически, легче достичь продолжения Балийского плана действий с двумя мандатами – один для AWG LCA и другой для AWG KP (двух официальных рабочих групп, первая работает в рамках РКИК ООН, а вторая в рамках ее Киотского протокола). Мандат первой группы заканчивается в декабре 2009 г., а второй, образованной в 2005 г. в Монреале, в 2012 году. Смысл работы в рамках Киотского протокола, вероятно, чисто тактический. Россия много раз заявляла, что продление Киото после 2012 года невозможно. По сути дела, то же считают и другие развитые страны, но в силу политических причин именно нашей стране более удобно заявлять об этом открыто.



Заметим, что даже такое очевидное и минимальное решение, как продление мандата AWG LCA может встретить затруднения. Крупнейшие развивающиеся страны (BICS - Китай, Индия, Бразилия, ЮАР) уже высказывали идею продления мандата без указания на правовой статус результата работы, то есть без постановки цели создания юридически обязательного документа. Здесь потребуются серьезные переговоры.

Климат, До Копенгагена осталось две недели. Изображение № 3.



По мнению большинства экспертов, включая и представителей Секретариата РКИК ООН, решение 1/CP.15 может иметь 4 приложения.

1) Меря по предотвращению изменений климата (снижение выбросов и усиление поглощения наземными экосистемами) в развитых странах Приложения 1 РКИК, включая Россию, Украину, Белоруссию и, вероятно, Казахстан.

2) Меря по предотвращению изменений климата в странах, не включенных в Приложение 1, включая все крупные развивающиеся страны и страны СНГ, кроме указанных выше. Здесь должна быть прописана схема действий (механизм National Appropriate Mitigation Actions – NAMA) и порядок мониторинга, отчетности и верификации (Monitoring, Verification, and Reporting – MRV).

3) «Ранние» или немедленные действия («early actions»), в частности, в наиболее уязвимых и слабо развитых странах, что должно позволить им немедленно начать деятельность по адаптации, получению «чистых технологий» и наращиванию потенциала.

4) Финансы и «климатические инвестиции»: финансовый механизм, основные источники средств, финансовые институты, распределение средств между мерами по адаптации и по снижению выбросов.



В этих приложениях маловероятно увидеть численные значения будущих обязательств, но закрепление самой системы или структуры действий там должно быть. Приложения должны содержать структуру и формат численных обязательств для развитых стран, структуру и принципы планов действий и системы мониторинга и верификации результатов в развивающихся странах, общее описание источников финансовых средства и институциональных подходов и т.д. и т.п.



По наиболее проработанным вопросам: передача технологий, адаптация, создание потенциала, REDD (прекращение сведения и деградации тропических лесов в развивающихся странах), в Копенгагене можно пойти дальше - принять по ним специальные решения (но не отдельные протоколы) и начать практическую работу. Адаптация и создание потенциала в этих решениях, вероятно, пойдут по проторенному пути программ помощи РКИК ООН (в частности, принятых в Дели и Найроби) и выделения средств через каналы ГЭФ и его исполнительных агентств. По передаче технологий ожидается создание региональных центров для распространения технологий, подготовки кадров и выполнения в странах пилотных проектов. В целом это традиционная деятельность, ведущаяся и сейчас, но ее масштабы должны быть увеличены в несколько раз.



Совершенно новым будет механизм REDD (или REDD+ если в него будут включены меры по сохранению биоразнообразия и традиционного образа жизни коренного населения). По нему уже есть и согласованные подходы, и доноры (для двух крупнейших стран REDD Бразилии и Индонезии ими могут стать США и Голландия), и решения самих стран. Индонезия объявила о 60-80% сокращении сведения лесов к 2020 г. и полном прекращении к 2030 г. Бразилия предварительно говорила о 70-75% снижении к 2020 г., окончательное решение ожидается в ноябре после принятия страной нового Лесного Кодекса. Поэтому есть все основания ожидать, что REDD будет выдвинут в Копенгагене на роль «флага» или примера позитивного принятия крупномасштабных решений.



Увы, о процессе снижения выбросов развивающимися странами ничего подобного пока сказать нельзя. Эти страны понимают принцип «общей, но дифференцированной ответственности» как обязательные действия развитых стран и добровольные действия развивающихся. Они настойчиво не хотят выходить за рамки изначального толкования данного принципа работы ООН. С правовой точки зрения из этого сразу возникают противоречия. Получается, что не может быть обязательных планов NAMA и даже обязательных процедур MRV для развивающихся стран, принимать планы снижения выбросов и даже предоставлять отчетность они должны сугубо добровольно.



Еще один вопрос, всегда встающий при переносе сроков, немедленные или «ранние» действия, на которых настаивают наиболее уязвимые страны, в частности, малые островные государства. Тут решением может быть большее финансовое наполнение существующих фондов РКИК ООН, работающих под эгидой ГЭФ (Специального Фонда и Фонда помощи Наименее Развитым Странам), но возможно и принятие в Копенгагене отдельного решения КС о выделении немедленной финансовой помощи.



Выполняться решение 1/CP.15, то есть приниматься юридически обязательное соглашение должно на КС-15-бис или на КС-16, однако никаких гарантий этого, конечно, нет. Более того эти КС могут принять свои решения, как отменяющие предыдущие, так и продлевающие сроки разработки или суть нового соглашения. То есть мы видим, что в 2010 году борьба предстоит нешуточная.



Пока это не провал, но серьезный сигнал, что автоматически сильного и работоспособного соглашения не добиться. И в Копенгагене в декабре этого года и в 2010 году предстоят очень упорные переговоры. Пока ни один элемент нового юридически обязательного соглашения не убран со стола переговоров. Пока есть все возможности получить действенный и работоспособный документ, ведущий Мир к двукратному снижению глобальных выбросов парниковых газов к 2050 г., на необходимость которого указывает научное сообщество.


История одного обмана или глобальное потеплениеч.6


Пост-Киотский протокол: обзор хода переговоров 04.2009


Алексей Кокорин (WWF) о фильме "История одного обмана, или глобальное потепление" или антропогенное изменение климата есть! Специально для проекта Ecolounge



Рассказать друзьям
4 комментарияпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются
чтобы можно было оставлять комментарии.