Views Comments Previous Next Search

Тезисы лекции «Нью-Йорк 2030: планы, мечты, реальность»

Лекционная программа "Современный город", осуществляемая ЦСА уже более 5 лет, стала приоритетной. Проблемы города сегодня приобрели особую остроту - от их решения зависит выживание в условиях глобального экономического кризиса. Отечественная градостроительная школа выращивалась на платформе социализма. Годы, минувшие после Перестройки и вступления России в капитализм, разрушили ее, не создав новой. Мы считаем необходимым аккумулировать и представлять вниманию профессионалов, а также городских властей и всех, кого волнует тема городского развития, достижения в области теории и практики современной урбанистики. ЦСА сотрудничает с ведущими градостроителями международного профессионального сообщества. Мы заявляем свою готовность осуществлять консалтинг с привлечением их, равно как и лучших отечественных специалистов.

 Городское планирование развивалось параллельно с урбанистикой: оно зародилось в Гарварде в 1923 году, а в 1927 был создан первый Департамент Городского планирования, и как любая подобная организация, он нуждался в общем плане развития города. Понадобился 31 год для создания такого плана для Нью-Йорка; он был представлен вниманию публики в 1967 году. Этот план был подвергнут жесткой критике, так как не содержал никаких конкретных перспектив развития города. Это произошло из-за того, что в Нью-Йорке,как и в любом крупном городе, сосуществуют различные сообщества с конфликтующими интересами.

  Но городу повезло в том, что изначально он был разделен на зоны и имел городскую сетку, и это явилось отправной точкой для дальнейшего планирования: Нью-Йорк состоит из пяти районов Бруклин, Квинс, Бронкс, Стэйтон Айланд и Манхэттен.

  Следующий план появился в День Земли, 22 апреля 2007 года. На этот особое внимание было уделено проблемам, которые были обнаружены в предыдущем варианте плана.В этом плане пять разделов: один занимается проблемами воды, второй -проблемами электричества, третий - вопросами транспорта, четвертый -воздуха, пятый - вопросами изменения климата. Также внимание уделено проблеме использования земли, очень важной для архитектора.

  Также при создании этого плана мэр уделил особое внимание вопросам населения города. Сейчас в Нью-Йорке проживает 8.25 миллионов человек, предполагается, что ещё миллион появится там к 2030 году.  Для того, чтобы разместить всех людей и создать им комфортные условия проживания, не разрушая комфортную окружающую среду, необходимо в корне изменить многие аспекты городского планирования.

  Таким образом, был создан PlaNYC: не просто план городского развития в его привычном понимании, а скорее идеологическая программа, включающая в себя огромное количество направлений развития. Этот уникальный план предлагает обратить особое внимание на экологическую устойчивость города. В числе мероприятий по её поддержанию предложено посадить миллион деревьев в черте города; также разбить парки в пешеходной доступности от каждого дома, увеличить процент общественных пространств; устроить трансформируемые школьные дворы, которые днем могут быть использованы в качестве детских игровых площадок; участки,где затруднено движение автомобилей в связи с недостатком территории,создать пешеходные общественные пространства.

  Что касается транспорта, предполагается на 30% снизить уровень углекислого газа в воздухе к 2030 году, для этого, разумеется, необходимо пересмотреть организацию движения в городе. Один из методов - создать условия для комфортного передвижения на велосипедах. В дополнение к этому было предложено введение системы “Eco Pass”, уже существующей во многих европейских городах, к примеру, Лондона и Милана: для того, чтоб попасть в центр города на машине, нужно заплатить за въезд порядка $ 9.Но она не была принята по ряду причин: она создавала дополнительные транспортные проблемы в других округах города, инфраструктура общественного транспорта в центре была недостаточно развита, а также система ущемляла права необеспеченных слоев населения, для которых эта сумма является значительной, тогда как для жителей Манхэттена,богатейшего района города, где и должна была действовать эта система,оплата билета не является проблемой.

  Одна из инициатив, которая должна особенно заинтересовать архитекторов, это изменение системы жилой застройки и зонирования в условиях стремительно увеличивающегося темпа роста городского населения. Люди приезжают и уезжают из города, циркулируют, дома разрушаются, но новая застройка районов обычно делается менее плотной. Агрессивность этого плана заключается в необходимости увеличения плотности застройки. Но как сделать это, не выселяя людей? Как сделать это в городе, который и так застроен очень плотно? Одна из возможностей: развитие так называемых«коричневых зон», бывших промышленных территорий; также стоит обратить внимание на возможности береговых линий, которые сейчас пустуют.

  Более50 процентов населения земли живут в городах, поэтому мы, нынешнее поколение архитекторов, градостроителей и дизайнеров, должны приложить все возможные усилия к изменению культуры и сознания людей, живущих в городах; сделать города более комфортными для жилья, экологичными, создать условия для поддержания результатов наших усилий. Например,снижение количества машин в городе возможно, только если будут созданы комфортные условия для езды на велосипеде; сейчас их нет, но если выбудете иметь возможность перемещаться по городу на велосипеде, неужели вы ей не воспользуетесь?

  Что касается развития города в целом, экономический кризис оказал услугу крупным городам, в том числе и Нью-Йорку: были заморожены многие глобальные проекты застройки. Такие проекты, которые искажают городскую среду и, без преувеличения, являются одной из самых значительных катастроф современности: не принимая во внимание сообщества, среду,динамику развития и систему жизненных связей, в которой будет сооружено новое здание, нельзя построить что-то хорошее, тому есть множество примеров по всему миру. Нью-Йорк привычен к таким глобальным проектам,небоскребы являются одной из его отличительных особенностей. Но здесь есть один нюанс: если раньше эти здания строились как символы эпохи величия, и не были важны имена их создателей, то сейчас Нью-Йорку нужны звезды, архитекторы с именем; получается, что одни и те же люди строят по всему миру, и это меняет образ городов и сближает их между собой.Один из критиков заметил, что «Нью-Йорк уже не так уверен в себе, как раньше».

  Именитые архитекторы, такие как Ренцо Пьяно, Дэниэл Либескинд, Фрэнк Гери,создают проекты высотных зданий для Нью-Йорка, проводится множество конкурсов; в результате, на настоящий момент, существуют уже принятые проекты для разных округов, в каждом из которых будет свой объект, созданный знаменитостью.

  Существует также множество проектов реорганизации районов Нью-Йорка и создания новой жилой застройки, один из них, Хадсон Ярдс, занимает территорию6.5 акров; поскольку финансирование таких масштабных проектов ведется из частных фондов, лицо города формируется под влиянием их интересов инужд, главная из которых - квадратные метры. В конкурсе на проект Хадсон Ярдс были такие жесткие ограничения, что у архитекторов просто не было возможности создать проекты, не вторгающиеся в среду и неразрушающие её; один из таких проектов был выбран, строительство постановили начать. К счастью для города, в связи с экономическим кризисом, частные инвесторы перестали вкладывать деньги в этот проект,и он был заморожен; значит, ещё есть возможность сохранить лицо городаи обойтись без подобной интервенции.

  Ещё одно направление развития в Нью-Йорке - увеличение процента зеленых зон- реализовано в проекте реконструкции неиспользуемой железной дороги и превращения её в протяжённый парк, пешеходную общественную зону. Этот проект не единственный в этом направлении. Бюро West8 создало ландшафтный проект для Губернаторского острова, ранее использовавшегося в качестве военной тюрьмы, и позднее выкупленного городом у штата.

  Особое внимание стоит уделить климатическим изменениям. Все мы помним разрушительные последствия урагана Катрина. Но для Нью-Йорка настолько же разрушительным может оказаться всего лишь увеличение числа атмосферных осадков (тенденция, наблюдающаяся в связи с глобальным потеплением и таянием ледников). Многие районы рискуют быть затопленными! Те самые районы, которые разработаны в предыдущих пунктахплана, те, где начато новое строительство. То есть все усилия, все инвестиции могут быть напрасны. Поэтому мы должны проектировать,предусматривая все возможности, имея в виду изменения в окружающей среде. Мы вторглись в неё слишком сильно, и теперь приходится иметь дело с последствиями этого вторжения. Мы должны адаптироваться к новой экологической ситуации.

  Строительство,если говорить об экологии, один из самых вредных для окружающей среды процессов. Поэтому, в рамках нового экологического подхода, архитекторы и строители должны, прежде всего, задумываться о том, какие материалы,какие средства они используют, как уменьшить вред и степень вторжения в экологию.

  Экологический подход также предполагает введение большого количества пешеходных зон внутри города. Корбюзье говорил, что его поколение живет в эпохе машин.Мы должны стать другим поколением, поколением, свободным от машин.

  Социальный аспект тоже важен. Люди, живущие в Бронксе, одном из кварталов Нью-Йорка, являются самыми бедными во всех Соединенных Штатах. В этом округе расположены тюрьмы, вредные производства, требующие постоянного движения транспорта, грузовиков; в результате этого смертность детей от астмы в этом районе на 50 % выше, чем в других. Это, разумеется, ненормально и должно быть прекращено. В связи с этим создаются общественные организации, которые занимаются юридическим образованием жителей и борьбой за их права. Очень важно то, что мэр Блумберг сотрудничает с этой организацией, а значит, план развития Нью-Йорка будет учитывать и социальные аспекты, защищать интересы всех слоев общества. Если нужно, архитектор должен бороться за смену градостроительного законодательства, если это в интересах общества.

  В качестве вывода, могу сказать, что нашим приоритетом является устойчивое развитие. Для его обеспечения необходим мультидисциплинарный подход, учёт многих компонентов и аспектов, но главное, о чём всегда стоит помнить, это, прежде всего, общество, люди, которые будут жить в городе, который мы строим. Благополучие этих людей и есть наш главный мотив.

Данная лекция  прошла в 19.30 8 апреля 2009в Центральном доме архитектора в рамках программы "Современный город",.

Комментарии и дополнительная информация:

www.archcenter.org

www.lookatme.ru/users/archcenter

www.facebook.com (C:CA / Center of Contemporary Architecture)

archcenter.livejournal.com

vkontakte.ru/club1454025  

Организатор:

Ц:СА / Центр современной архитектуры

при участии

Союза московских архитекторов

Центрального дома архитектора

при поддержке Фонда Форда

Генеральный информационный партнер: INTERNI

Информационный партнер: TATLIN

Генеральный Интернет партнер: archi.ru

Интернет партнер: myarchipress.com

Контакты:

archcenter.org@gmail.com

www.archcenter.org

www.youtube.com/user/archcenter

Москва, Большая Дмитровка, 24

+7 (495) 6290340

Рассказать друзьям
1 комментарийпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются
чтобы можно было оставлять комментарии.