Views Comments Previous Next Search

«УDUTCHная архитектура»

ПИСЬМО КУРАТОРА
Фестиваля современной архитектуры Нидерландов «уDUTCHная архитектура»

Первый Фестиваль современной голландской архитектуры в Москве – это предъявление российскому зрителю высочайшей профессиональной культуры формирования жизненной среды, в которой метод всегда идет впереди индивидуальных решений того или иного мастера. Профессия архитектор чрезвычайно важна в Нидерландах. И общество, и власть понимают, что именно архитекторы играют ключевую роль в планировании коллективного будущего, поэтому их внимательно слушают, стремятся к диалогу с ними. В свою очередь, голландские архитекторы отличаются стремлением влиять на организацию социальных процессов, поэтому они очень развернуты к обществу.

Представляется, что архитектура Нидерландов стоит особняком в международном контексте. Если мировой мейн-стрим, по крайней мере, вплоть до недавнего времени был отмечен тенденцией к фетишизации произведения архитектуры в качестве уникального и дорогого символического объекта, то в проектной идеологии голландцев форма никогда не рассматривалась как самоцель. Архитектурное проектирование всегда отличалось комплексным подходом к решению задач организации жизненного пространства. Форма здесь появляется как результат концептуально-аналитического процесса и поиска оптимального решения, как слепок или «упаковка» структуры, которая складывается по мере увязывания всех параметров, в том числе культурных запросов современного человека. За каждым истинно голландским проектом стоит внимательное изучение предмета и идея, не нуждающаяся в доказательстве ее практической значимости для общества. В противном случае его реализация невозможна в этой стране. Конечно, архитектура Нидерландов многообразна. В ней можно уловить и тяготение к общемировому тренду. Например, творчество таких признанных мастеров, как Бен Ван Беркель, Вил Аретс, или Ларс Спайбрук, сегодня, с нашей точки зрения, выглядит скорее «интернациональным», чем «истинно голландским» именно из-за его ориентированности на создание исключительных объектов, городских икон, формальное совершенство которых возвышает их над окружающим контекстом.

В рамках проекта «уDUTCHная архитектура» представлен срез профессиональной деятельности тех архитекторов, творчество которых бесспорно отмечено истинно голландскими качествами: стремлением работать над перспективами развития, а не над отдельными объектами; направленностью не только и не столько на строительство зданий, сколько на организацию социальных процессов; повышенной профессиональной ответственностью за гармоничное и «умное» развитие жизненной среды; отношением к архитектурному проектированию как к исследовательскому процессу. Архитектура для них не является способом самовыражения или инструментом строительства принципиально нового мира. Они заняты критическим осмыслением существующего пространства и поиском инновационных способов его усовершенствования. Совокупность этих качеств позволяет говорить о новой ступени развития «голландской школы», самым непосредственным образом связанной с деятельностью и личностью Рема Кулхааса.

Не подлежит сомнению, что именно Рем Кулхаас окончательно утвердил в Голландии концептуальный подход к проектированию, при котором исследование становится необходимой основой и предпосылкой для формирования проектной концепции. Следующие за ним поколения архитекторов значительно продвинули проектный метод в этом направлении. Их профессиональная деятельность подразумевает все более широкое взаимодействие не только со специалистами смежных профессий, но и с самыми широкими кругами голландского общества. Занятия архитектурным проектированием они сопровождают выпуском книг, фильмов, игр, публикациями, открытыми дебатами. Все это переводит «архитектурный проект» в ранг общественно-культурного события, делает его неотъемлемой частью жизни и самосознания социума.

Многие лидеры «пост-кулхаасовского» поколения получили в свое время опыт работы в ОМА-АМО и считают себя учениками Кулхааса. Другие, так или иначе, соотносят свою деятельность с планкой, поднятой им очень высоко. Творчество этой новой генерации, собственно, и формирует тот срез современной голландской архитектуры, который находится в фокусе нашего внимания, и который мы обозначили в названии фестиваля как «уDUTCHную» архитектуру, – имея в виду не только высочайшее профессиональное качество проектных решений, но и «национальную» специфику, отличающую голландскую архитектуру в международном контексте.

Для российских городов, стоящих сегодня на историческом перепутье, голландский опыт должен стать стимулом для критического осмысления собственного прошлого, настоящего и будущего, источником вдохновения для выработки новых долговременных стратегий развития, в которых внимание к частным моментам не вступает в противоречие с единством замысла.

Ирина Коробьина

Рассказать друзьям
6 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются