Views Comments Previous Next Search

Тиражированная красота или источник вдохновения?

25090
НаписалBLANK design management magazine 5 июля 2011
25090
Тиражированная красота или источник вдохновения? — Искусство на Look At Me

К началу второго месяца лета мне хотелось подобрать что-нибудь лёгкое и немного из детства. А детство - это путешествие в Парк Культуры по выходным на пароходике от Киевского вокзала, много солнца, улыбающихся людей и белые силуэты среди деревьев...

Когда собирался этот материал, я нашла настолько противоречивые сведения, что разгадать где истина, а где вымысел с каждым шагом становилось всё сложнее и сложнее. Но факт остаётся фактом. В 30-е годы ХХ столетия было создано произведение, которое стало источником критики и вдохновения не только для современников, но и для потомков. А многочисленное копирование породило термин в создании художественного произведения.Изображение 2. Тиражированная красота или источник вдохновения?.. Изображение № 1.

Девушка с веслом

Имя нарицательное для безликой, гипсовой скульптуры («гипсового соцреализма»), которыми в советское время обычно украшали Парки культуры и отдыха. Первое произведение было создано советским скульптором Иваном Дмитриевичем Шадром (1887—1941).
Но сам оригинал не дает повода для иронии — это одно из лучших произведений (1936) скульптора, который посвятил этой работе немало сил и времени. Голову лепил три месяца, столько же времени работал над фигурой. (Позировать обнаженной натурщица стеснялась, поэтому на этих сеансах, чтобы ее приободрить, всегда присутствовала жена скульптора.) 
«Скульптура должна не экспонироваться — жить!» — говорил Иван Шадр. И, как вспоминала его натурщица, Зоя Дмитриевна Бедринская (по мужу — Белоручева), скульптор относился к своей готовой работе, как к собственному ребенку, — ходил в парк смотреть на нее почти каждый день. 

Немного истории:

Иван Шадр за работой. Изображение № 2.Иван Шадр за работой

В 1934 году Иван Шадр начал работу над скульптурой «Девушка с веслом» для ЦПКиО имени Горького в Москве. По легенде основной моделью скульптора стала Вера Волошина, студентка Московского института физкультуры. Скульптура изображала обнажённую девушку во весь рост с веслом в правой руке. Форма головы девушки была чётко обрисована, волосы очень туго натянуты и закручены в два «рожка», лоб и затылок полностью открыты. Высота фигуры вместе с бронзовым постаментом была около 12 метров. Она была установлена в центре фонтана на главной магистрали Парка имени Горького в 1935 году. Однако скульптура подверглась критике и в том же году её переместили в Парк культуры и отдыха Луганска. Её уменьшенная копия хранится в Третьяковской галерее. В конце 1950-х годов по настоянию жены скульптора гипсовую работу И. Шадра отлили в бронзе.
К лету 1936 года И. Д. Шадр создал новую увеличенную восьмиметровую скульптуру из тонированного бетона. Моделью для неё стала гимнастка Зоя Бедринская. Скульптор изменил прическу, она стала более вольной и менее сексуальной, убрал мужские мускулы рук, сама фигура девушки стала тоньше и романтичнее. В статье о выставке 1937 года один из рецензентов отмечал:
Показанный новый вариант «Девушки с веслом» Шадра несомненно удачнее предыдущего, хотя Шадром и здесь не изжиты моменты известного позирования, холодности в трактовке формы.
 
Новую «Девушку с веслом» установили в центре фонтана на главной магистрали ЦПКиО имени Горького. Скульптура была разрушена в 1941 году при бомбёжке.
Ошибочно считается, что скульптуры Ивана Шадра послужили прототипами для создания дешёвых гипсовых копий, которые были массово установлены в парках практически по всему СССР. На самом деле в их основу была положена работа скульптора Р. Р. Иодко с тем же названием, выполненная им для парка Водного стадиона «Динамо» в 1936 году. Скульптура была высотой 2,5 м, из гипса. В отличие от шадринской «Девушки», скульптура Иодко одета в купальник, весло она держит в левой руке. 

Скульптура Р.Иодко. Изображение № 3.Скульптура Р.Иодко

Изображение 5. Тиражированная красота или источник вдохновения?.. Изображение № 4.

В 1935 году Ромуальд Иодко выполнил скульптуру «Женщина с веслом» для фонтана. Первоначально её установили на московском стадионе «Электрик» в Черкизово. Фигура женщины опирается на левую ногу, её правая нога поставлена на кубическую подставку, колено сильно выдвинуто вперёд. Правой рукой женщина опирается на весло, её левая рука опущена и касается бедра; на женщине надеты плавки и футболка. Эта скульптура и послужила прототипом для тиражирования.
Первоначально «Женщина с веслом» (1935) была установлена — без фонтана — на московском стадионе «Электрик» в Черкизово. Скульптура стояла в полукруглой нише стены стадиона. Критик М.Н.Райхинштейн посчитал эту статую крайне неудачной:
«Вначале предполагалось поместить ее в центре у фонтана <...>. Сообразно с этим Иодко построил весьма сложный силуэт. Когда затем от фонтана решили отказаться и придвинули статую к стене, сложные кривые линии ее силуэта оказались в сильном противоречии с простыми линиями обрамления ниши»...

Пара трагических фактов об оригинале и натурщице:
Первая натурщица - спортсменка Вера Волошина, в годы войны сражалась в том же отряде, что и Зоя Космодемьянская. Погибла примерно в те же дни, что и Зоя, казнена через повешение. Скульптура Ивана Шадра, стоявшая в Парке культуры, в 41 году была разбомблена. 

Ушли из жизни люди, утеряны произведения, но сама идея живет до сих пор. И не важно в ироничном контексте вспоминают сейчас "девушку с веслом" или желают обидеть, давая оценку произведению. Она трансформируется и развивается уже своим непредсказуемым путём, воплощаясь в творчестве многих художников.

Вторая скульптура И.Шадра, погибшая в бомбежке 1941 года. Изображение № 5.Вторая скульптура И.Шадра, погибшая в бомбежке 1941 года

&quot;Девушка с веслом&quot; Р.Иодко, г.Железноводск. Изображение № 6."Девушка с веслом" Р.Иодко, г.Железноводск

Изображение 8. Тиражированная красота или источник вдохновения?.. Изображение № 7.

Изображение 9. Тиражированная красота или источник вдохновения?.. Изображение № 8.

Мозаика станции метро Маяковская. Изображение № 9.Мозаика станции метро Маяковская

Такой видят Девушку наши современники.

Олеся Судзиловская в фотопроекте Влада Локтева &quot;Девушка с веслом&quot;. Изображение № 10.Олеся Судзиловская в фотопроекте Влада Локтева "Девушка с веслом"

Подстаканник &quot;Девушка с веслом&quot;. Изображение № 11.Подстаканник "Девушка с веслом"

Скульптура Геннадия Титова. Изображение № 12.Скульптура Геннадия Титова

Скульптура из текстиля &quot;Девушка с веслом&quot;, автор Наталья Вельчинская. Изображение № 14.Скульптура из текстиля "Девушка с веслом", автор Наталья Вельчинская

Видео материал об открытии выставки, посвященной созданию первой скульптуры "Девушка с веслом"

Рублев Анатолий Дмитриевич  "Парк Горького (Партер)" 

Рассказать друзьям
2 комментарияпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются