Views Comments Previous Next Search

Ручная набойка по ткани: Е.А.Шнайдер и Н.Чурбакова

714072
НаписалМария Одинокова27 февраля 2012
714072

Участвуя в конкурсе «Бешеный огурец», мы познакомились с двумя интереснейшими художниками – Еленой Александровной Шнайдер и Ниной Чурбаковой. Это необычные и даже уникальные мастера, работающие в технике ручной набойки по ткани. Способы ручной набойки есть разные. Нина и Елена Александровна используют метод, так называемой, трафаретной печати. Мы ходили в гости к художникам в их мастерскую на Васильевском острове и спешим поделиться увиденным, услышанным и сфотографированным.

Елена Александровна Шнайдер, член Союза художников России, признанный мастер старинной техники – ручной набойки.

Ручная набойка по ткани: Е.А.Шнайдер и Н.Чурбакова. Изображение № 1.

Нина Чурбакова, член Союза художников России, художник по тканям.

Ручная набойка по ткани: Е.А.Шнайдер и Н.Чурбакова. Изображение № 2.

О технологии:
В дальневосточных странах – Китае и Японии – во II в. н.э. вместе с изобретением бумаги, возник способ печати по ткани с помощью бумажных трафаретов, вырезанных вручную, и выполняющих функцию «манер» (деревянных резных досок). До сих пор в некоторых провинциях этих стран сохраняется такой кустарный способ декорирования ткани. Художник не «набивает» краску деревянной доской с резьбой, а, как гравер, прорезает предварительно контуры работы на бумажных листах, получая уникальные ажурные листы-трафареты (иногда до 100 листов для одной работы) и затем расписывает ткань вручную художественным маслом.

Елена Шнайдер в своей мастерской.

Ручная набойка по ткани: Е.А.Шнайдер и Н.Чурбакова. Изображение № 3.

Мастерская Е. Шнайдер.

Ручная набойка по ткани: Е.А.Шнайдер и Н.Чурбакова. Изображение № 4.

Мастерская Е. Шнайдер

Ручная набойка по ткани: Е.А.Шнайдер и Н.Чурбакова. Изображение № 5.

Бумажные трафареты. Вырезаются вручную.

Ручная набойка по ткани: Е.А.Шнайдер и Н.Чурбакова. Изображение № 6.

Этим ножичком Елена и Нина вырезают трафареты

Ручная набойка по ткани: Е.А.Шнайдер и Н.Чурбакова. Изображение № 7.

Инструменты художников.

Ручная набойка по ткани: Е.А.Шнайдер и Н.Чурбакова. Изображение № 8.

Ручная набойка по ткани: Е.А.Шнайдер и Н.Чурбакова. Изображение № 9.

О художниках:
«Всё началось с моей мамы, Евгении Сауловны Шнайдер, — рассказывает Елена Александровна. — В послевоенные годы в Ленинграде мама увидела объявление, что требуется художник по тканям в театр Николая Павловича Акимова. Она показала Акимову свои первые пробы набойки на тканях. Так, работая в театре и будучи талантливым человеком с прекрасным вкусом, мама стала самостоятельно изучать истоки и приемы ручной набойки, одновременно воссоздавая и развивая эту многообразную по своим декоративным возможностям технику. И всё это было на моих глазах, какие-то заказы она выполняла прямо на улице, около дома. Я же, окончив отделение текстиля в Мухинском училище, стала просто помогать маме, а затем полюбила эту технику».

Фотография Евгении Сауловны Шнайдер

Ручная набойка по ткани: Е.А.Шнайдер и Н.Чурбакова. Изображение № 10.

Набойка, сделанная Евгенией Шнайдер

Ручная набойка по ткани: Е.А.Шнайдер и Н.Чурбакова. Изображение № 11.

Набойка, сделанная Евгенией Шнайдер

Ручная набойка по ткани: Е.А.Шнайдер и Н.Чурбакова. Изображение № 12.

Нина же в Петербург приехала учиться из города Советск, Калининградской области. Окончила Морской технический университет по специальности художественная обработка материалов. «Так сложилось, что с 96 года я стала помогать Елене Александровне, мы сразу подружились и нашли общий язык. Но поначалу я думала, что это кошмар, долго, трудно, не хватает времени для разгона. И относилась к ручной набойке как к работе, художником себя не ощущала», — делится Нина своей историей взаимоотношений с набойкой.

Ширма «Бестиарий» в интерьере. Н. Чурбакова

Ручная набойка по ткани: Е.А.Шнайдер и Н.Чурбакова. Изображение № 13.

Фрагмент ширмы «Бестиарий»

Ручная набойка по ткани: Е.А.Шнайдер и Н.Чурбакова. Изображение № 14.

Ширма «Бестиарий». Н. Чурбакова

Ручная набойка по ткани: Е.А.Шнайдер и Н.Чурбакова. Изображение № 15.

Панно «Цирк». Н. Чурбакова

Ручная набойка по ткани: Е.А.Шнайдер и Н.Чурбакова. Изображение № 16.

Фрагмент панно «Цирк», Н. Чурбакова

Ручная набойка по ткани: Е.А.Шнайдер и Н.Чурбакова. Изображение № 17.

Эта техника позволяет использовать любую ткань или нетканые материалы – от тончайшего шелка и мягкого бархата до грубой кожи, холста или соломки. А масляные краски не позволяют ткани грубеть и не выцветают со временем, благодаря чему можно создавать текстиль интерьерного качества.

Интерьерная композиция «Лето. Окно в Ренессанс». Е. Шнайдер

Ручная набойка по ткани: Е.А.Шнайдер и Н.Чурбакова. Изображение № 18.

Фрагмент композиции «Лето. Окно в Ренессанс». Е. Шнайдер. Использовалось более 100 трафаретов.

Ручная набойка по ткани: Е.А.Шнайдер и Н.Чурбакова. Изображение № 19.

Фрагмент композиции «Лето. Окно в Ренессанс». Е. Шнайдер

Ручная набойка по ткани: Е.А.Шнайдер и Н.Чурбакова. Изображение № 20.

Трафарет «Кружево». Е. Шнайдер

Ручная набойка по ткани: Е.А.Шнайдер и Н.Чурбакова. Изображение № 21.

Декоративная ткань «Снился мне сад». Е. Шнайдер. Одна из любимых работ художника

Ручная набойка по ткани: Е.А.Шнайдер и Н.Чурбакова. Изображение № 22.

Декоративная ткань «Снился мне сад». Е. Шнайдер

Ручная набойка по ткани: Е.А.Шнайдер и Н.Чурбакова. Изображение № 23.

Оформление стен в «Соломенной гостиной». Музей Г. Р. Державина.

Художник — Е. Шнайдер

Ручная набойка по ткани: Е.А.Шнайдер и Н.Чурбакова. Изображение № 24.

Ручная набойка по ткани: Е.А.Шнайдер и Н.Чурбакова. Изображение № 25.

Елена Шнайдер считает, что печать – процесс не менее творческий, чем свободная живопись: «Возможности набивных тканей поистине безграничными для настоящего мастера, тем более что обращение к традициям, стилям и техникам прошлых столетий действительно обогащает художника в его творческих поисках».

Посмотреть больше работ художников можно в группе «Вконтакте»: http://vk.com/club4733443

 

Рассказать друзьям
7 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются