Views Comments Previous Next Search

Женский взгляд на мужское тело

2113191
НаписалАлёна Соловьёва20 февраля 2009
2113191

Женщины-художницы имели право писать пейзажи, натюрморты, исторические сцены, семейные, детские и даже мужские портреты. Однако обнаженное тело, тем более мужское, оставалось для женщин строжайшим эстетическим и моральным табу. Нарушить его пытались немногие, и без особого успеха.

Артемизию Джентилески девочкой-подростком в 1611 г пытался то ли изнасиловать, то ли совратить ее учитель рисования (был громкий судебный процесс). Этот травматический эпизод, по мнению биографов, отразился в ее творчестве таким образом, что она любила рисовать сильных полуобнаженных женщин и не особенно симпатичных мужчин. Ее "Юдифь, обезглавливающая Олоферна " (1618) )выглядит настолько свирепой, что, если не знать библейской истории, можно пожалеть беднягу Олоферна. К сожалению, картина неубедительна, потому что художница плохо знала анатомию.

Женский взгляд на мужское тело. Изображение № 1.

Выйти за рамки морально приемлемых сюжетов художницам было трудно нетолько по цензурным условиям, но и субъективно. Картина Анжелики Кауфман"Амур и Психея" (1792, музей в Цюрихе), по сравнению с мужскими картинами на ту же тему, выглядит слишком сладкой и безжизненной. Психея у Кауфман полностью одета, а Амур с большими ангелоподобными крыльями не содержитдаже намека на эротику. Под пером отличной художницы Луизы Виже-Лебрен(1755-1842) мужское тело становится слащаво женственным, будь то маленький князь Любомирский, изображенный в виде ангела, или вакх. Воспитанные женщины просто не могли видеть иначе.

Женский взгляд на мужское тело. Изображение № 2.

В 1890 г.журнал Moniteur des Arts прямо выражал свое "беспокойство по поводу мужчин-моделей, которые не смогут сохранить свое хладнокровие в присутствии хорошеньких лиц, светлых волос и смеющихся глаз молодых художниц"."Проблема" взаимодействия женского взгляда и мужской эрекции казалась абсолютно неразрешимой.

Этой волнующей теме был даже посвящен эротический рассказ Шарля Обера "Слепой"(1883), рассказывающий, как молодая и богатая художница Изабелла, получив в отсутствие мужа-капитана заказ на изображение Святого Себастьяна, пожелала увидеть обнаженного молодого мужчину, но так, чтобы сам он на нее не смотрел. Дабы угодить богатой женщине, роль слепого натурщика уговорили сыграть бедного молодого художника, но едва тот разделся, чтобы сменить обычные трусы на набедренную повязку, в которой ему предстояло позировать, как Изабелла упала в обморок и очнулась уже в объятиях юноши, которому в конечном итоге призналась в любви. Мораль рассказа очевидна: мужчина, даже раздетый и униженный, все равносильнее женщины, которая не может устоять перед его наготой. А третьим лишним оказался отсутствующий муж…

Ученица Родена Камилла Клодель (1864-1943) была первой женщиной, осмелившейся изваять скульптуру, изображающую страстные объятия ("Сакунтала", 1887).Немецкая художница Кете Кольвиц (1867 -1945) нарисовала достаточно откровенную"Любовную сцену" (1909/10). Однако в этом еще не было ни эстетического, ни политического "прорыва", разве что сам факт женского авторства.

Даже женская обнаженная натура долгое время оставалась для художниц табу. На московской художественной выставке Общества свободной эстетики в марте 1910 г. страшный скандал вызвали две картины нагих женщин кисти Натальи Гончаровой. Полиция арестовала обе картины, а художницу официально обвинили в совращении молодежи (впрочем, суд ее оправдал). 

Женский взгляд на мужское тело. Изображение № 3.

Женский взгляд на мужское тело. Изображение № 4.

В период междуд вумя мировыми войнами и особенно в последней трети XX в. женское художественное видение становится более свободным. и разнообразным.

Дальнейшее развитие женского взгляда на мужское тело тесно связано с феминизмом и раскрепощением женской сексуальности. Сексуальная революция XX в.была по преимуществу женской революцией. Но главное,конечно, не сексуальный плюрализм, а развитие женского самосознания. Американская художница Сильвия Слей в картине"Турецкая баня" (1973) вместо нагих женщин выставила обнаженными нескольких своих знакомых, достаточно известных в художественном мире, мужчин.

В 1970-х в США появились женщины-фотографы, специализирующеся на фотографиях обнаженных мужчин- Дайанора Николини , Имоджин Каннингэм , Ева Рубинстайн и другие. В 1979 в Нью-Йоркской Marcuse Pfeifer Gallery состоялась первая публичная выставка фотографий мужских ню. 

Однако женский взгляд, как и сами женщины, далеко не всегда бывает нежным и любящим. В женских образах мужского тела широко представлены разоблачительные, пародийные мотивы,когда мужчина изображается без лица или без головы, а его тело предстает бездушным механизмом. Такие образы широкопредставлены в творчестве польской художницы Магдалены Абаканович , Ханны Хех, Луизы Буржуа и др.

Женский взгляд на мужское тело. Изображение № 5.

Современные российские художницы также проявляют повышенный интерес к мужскому телу. Известная петербургская художница Виктория Ухалова, примыкающая к группе нео-академистов, считает мужское тело более выразительным, чем женское.

Женский взгляд на мужское тело. Изображение № 6.

И.Кон "Нагой мужчина в искусстве и в жизни"

Рассказать друзьям
21 комментарийпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются