Views Comments Previous Next Search

Щи прокисли, или Частная жизнь слов

01258
Написалmojjet22 июня 2012
01258

Щи прокисли, или Частная жизнь слов. Изображение № 1.

  

Слова текут сплошным потоком, о них даже и не задумываешься. Но вдруг зацепится глаз за что-то, встрепенёшься, вскинешься: "Ох! Что бы это значило?" Начнёшь разбираться - и чего только не узнаешь. За каждым словом - целая история (порой - детективная).
  
Вот, к примеру, кто-нибудь знает, что такое барбекю? Да, это нечто такое, что жарят на гриле (кстати, а гриль откуда взялся?) американцы в свои законные выходные. Их аналог шашлыка. Но слово-то совсем не английское. А поищешь в интернете - ничего убедительного не найдёшь, разве что такую версию: это слово подслушали испанцы у южно-американских индейцев, которые, правда, на своих "барбекоа" мясо не жарили, а сушили, что, согласитесь, совсем не одно и то же.
  
Или, допустим, - снайпер. Тут-то как раз всё вполне по-английски. Но многие ли - даже из знающих этот язык - в курсе, почему именно так называют меткого стрелка? Читая книгу о животном мире Чувашии (!), нахожу ответ: снайпер - охотник на бекасов (бекас = snipe), а эти небольшие кулики славятся причудливой траекторией своих полётов, из-за чего попасть в них может только отменный, опытный мастер.
  
А знаете ли вы, что такое кислые щи? Едва ли; в лучшем случае, всплывёт в голове суп с кислой капустой или просто что-то такое тухловатое. Между тем, кислые щи - это традиционный русский напиток, наподобие кваса, только в отличие от последнего, практически забытый (видимо, потому, что "щевой" патриотизм звучит не так красиво, как "квасной"). Где его теперь отведать, не знаю, но попотчую хотя бы цитатой из Герцена:
   
"Утро слепой обыкновенно проводил в своей комнате во флигеле, где курил сушеный вишнёвый лист, перемешанный с венгерскими корешками. В час девка, приставленная за ним, надевала на него длинный сюртук, повязывала белый галстух и приводила в столовую. Здесь он дожидался, сидя в углу, торжественного выхода Льва Степановича. Горе бывало старику, если он опоздает, тут доставалось не только ему, но и Таньке, служившей при нём корнаком, и молдаванке. Старику повязывали на шею салфетку и сажали его за стол, где он смиренно дожидался, пока Лев Степанович ему пришлёт рюмку настойки, в которую он ему подливал воды. За столом старик не смел ничего просить, да не смел ни от чего и отказаться; даже больше двух стаканов квасу (хозяева пили кислые щи, но для дяди с тёткой приносили людского квасу, кислого, как квасцы) ему не дозволялось пить. ...После обеда барин ложился отдохнуть. Тит должен был стоять у дверей и, когда Лев Степанович ударит в ладоши, подать ему графин кислых щей. Иногда в это время Тит бегал в девичью и приказывал по именному назначению той или иной горничной налить ромашки и подать барину, что "де на животе не хорошо", и горничная с каким-то страхом..." - но это уже совсем другая история, к кислым щам отношения не имеющая.

Рассказать друзьям
0 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются