Views Comments Previous Next Search

ЛОВЕЦ ДЕТСТВА

582587
НаписалИрина Стеканова3 марта 2009
582587

S.P.: рецензия выложена не для отражения какой-то новинки, а для доброго воспоминания старой книги или "навязывания" ещё не читавшим :)

Единственный роман загадочного американского писателя Джерома Сэлинджера «Над пропастью во ржи» смело можно причислить к достойному литблоку «настольных книг». И если в годы выхода это произведение было запрещено во многих школах мира за его «депрессивность и бранную лексику», то теперь оно справедливо вошло в списки «рекомендуемой» литературы. Ведь кто ещё расскажет подростку о нём самом всего на нескольких книжных страницах, где каждая строчка – сжатый философский трактат, как ни юный бунтарь Холден Колфилд…

ЛОВЕЦ ДЕТСТВА. Изображение № 1.


Сэлинджер стал одним из первых американских писателей, попавших во власть экзистенциализма, чей основной принцип – свобода выбора собственной судьбы. Отсюда и критическое восприятие шестнадцатилетним пареньком «банального» и «фальшивого» мира. Холден так и начинает свой рассказ: «Если вам на самом деле хочется услышать эту историю, вы, наверно, прежде всего, захотите узнать, где я родился, как провёл своё дурацкое детство, что делали мои родители до моего рождения, - словом, всю эту дэвид-копперфилдовскую муть. Но, по правде говоря, мне неохота в этом копаться…»


На протяжении всего романа, пока Холден Колфилд устало, раздражённо, но всё-таки по-детски рассуждает о своей жизни, читателя не покидает ощущение крика во сне. Словно этот бравый и самостоятельный юнец изо всех сих пытается издать истошный рёв возмущения от несправедливости и неправильности всего окружающего. О тех, с кем ему приходится пересекаться; о том, как его выгнали из колледжа и о его «взрослом» возвращении домой, где живёт единственный радующий его человечек – младшая и такая же не по годам рассудительная сестрёнка. Он стоит один в толпе и кричит, но его никто не слышит. «Ловец» детей у обрыва на хлебном поле, как о своём предназначении по обыкновению искренне и наивно мечтает Холден, и сам не прочь получить такую поддержку.  


В этом нельзя не заметить автобиографичность романа. В «планах» мальчика несложная механическая работа, дающая возможность вести тихую жизнь с глухонемой женой. И самому притворяться таким же, чтобы по возможности максимально порвать связь с неуютным миром. Джером Сэлинджер в свою очередь после успешного выхода «Над пропастью во ржи» сначала просто уезжает из Нью-Йорка, а через 14 лет (1965) в разгар своего творческого подъёма – совсем прерывает писательскую деятельность и становится буквально затворником. В этом году Сэлинджеру исполнилось уже 90 лет, но за всё время он не выпустил больше ни одной строчки и практически не давал интервью.

ЛОВЕЦ ДЕТСТВА. Изображение № 2.


«Кем бы он ни был, он никогда не будет вашим Ловцом, - остерегала всех почитателей писателя в своих мемуарах его дочь Маргарет Сэлинджер. - Берите, что можете из его творчества, из его историй, но не ждите, что сам автор вдруг появится в нужный момент, чтобы спасти детей, подбежавших слишком близко к обрыву…»


«Над пропастью во ржи» - это энциклопедия детства. Сколько бы не было лет читателю, взявшему в руки этот роман, он непременно попадёт в простой и искренний мир ребёнка, возвращаясь к истокам своего «Я».

Рассказать друзьям
58 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются