Views Comments Previous Next Search

Казнить нельзя помиловать

1954
НаписалЕлена Карлова8 февраля 2012
1954

Казнить нельзя помиловать. Изображение № 1.

году на выставке «Дизайн и Реклама» мы решили провести акцию-эксперимент, которую назвали «Убей дизайнЁра». На своем стенде мы построили тир, в котором посетители могли пострелять из духовых ружей по фигуре «плохого дизайнера». То есть любой человек, так или иначе пострадавший от деятельности неумелых, плохо образованных дизайнеров, мог таким образом выразить свое к нему отношение.

Мне кажется, на этой выставке наш стенд оказался в числе самых посещаемых. Нескончаемым потоком шла очередь желающих, люди были готовы подолгу ждать – ради возможности таким образом выразить свой протест непрофессионализму тех, кто именует себя дизайнером. Для тех, кому не хватило патронов, на сайте выложили игрушку-стрелялку «Убей ДизайнЁра».

Всем участникам акции раздавали шуточные медали-жетоны с ее логотипом, и, надо сказать, люди одевали и носили их, много позже видел эти медаль в качестве украшения многих кабинетов.

 

На следующий год мы провели акцию «Санитары дизайна» – на этот раз все желающие могли зайти на наш стенд и в интимной обстановочке медицинского кабинета поставить укол или клизьмочку (объем вливаемых жидкостей можно было выбрать!) лежащему на столе «дизайнЁру». Хотели проверить, вдруг что-то изменилось… Ан нет! Количество протестантов не уменьшилось. Участники акции, были, как и раньше, полны желания мстить.

В чем же дело? Почему фигура, которая должна была бы вызывать, казалось бы,  только положительные эмоции, вызывает столь бурную агрессивную реакцию. Сколько нецензурных слов можно услышать в типографии в адрес макетов, подготовленных к печати, так сказать дизайнерами. А как вам такая байка из коллекции «наружников»: «Когда инженеры-монтажники спросили у молодого человека: “А как, это будет висеть в воздухе?”, — он ответил: “А Вы, как-нибудь на магнитиках подвесьте». От себя добавлю, что порой в пылу творческого азарта дизайнеры нарисуют такого в Photoshop’е или 3D, что неподвластно ни одному из законов физики. Скажу больше, видел макеты изделий, которые опровергают привычное знание о том, что не существует вечного двигателя!

 

Кто такой дизайнер?

Как известно слова «дизайнер» при социализме не существовало. Его заменяли другие: «художник-конструктор», «художник-график», «модельер», «архитектор». И все было просто и понятно: кто и чем занимается и за что отвечает. График оформляет книги и брошюры, плакаты (в современном понимании, полиграфию). Художник-конструктор разрабатывает предметы, автомобили, мебель. Он должен знать как основы инженерного проектирования, так и художественные специальности. Модельер создает одежду, обувь, украшения. Архитектор проектирует дома и интерьеры.

 

Столь «узкая» специализация задавала правила игры: чтобы быть настоящим профессионалом, ты должен был досконально разбираться во всех вопросах, аспектах и нюансах своего ремесла. Ты должен был пройти весь путь сложного и нудного ученичества, чтобы кем-то стать. И твоя цеховая принадлежность подтверждалась другими мастерами этого цеха. Перед ними ты должен был отстоять свое право стать в их ряды.

 

Кто сегодня называет себя дизайнером?

Резкий рост производительности персональных компьютеров и развитие возможностей графических программ породили множество мальчиков и девочек, не имеющих не просто художественного, а вообще какого либо образования, которые нажатием нескольких кнопок получают забавные картинки. Картинки собираются в портфолио, человек называет себя дизайнером и идет устраиваться на работу. Дизайнером норовит себя назвать всякий, у кого за плечами студия рисования или круче – художественная школа.

 

Есть еще одна категория дизайнеров – вчерашние верстальщики. Работая под руководством того же художника-графика, верстальщик перенимает некоторые навыки у старшего товарища; переименовывает себя в графического дизайнера; собирает все, что сверстал в своей в жизни, в портфолио и идет устраиваться на работу. Так чаще всего поступают и визуализаторы — операторы 3D-программ. Несколько лет работы в 3D Max, и ты дизайнер.

 

Несколько слов в оправдание молодых дизайнеров

То, что эти дети столь смело заявляют о том, что они дизайнеры, говорит не только о наглой самоуверенности некоторых из них, а о системной проблеме рекламной индустрии вообще, и сувенирной отрасли, в частности. Совершенно не понятно где и чему учиться. Насколько заявления организаторов курсов по дизайну о том, что «Они готовят серьезных профессионалов, готовых к реальной работе» и т.д. и т.п., соответствуют действительности?

На практике это выглядит так: одни дети – без опыта и знаний, рассказывают другим детям о том, что такое дизайн, изредка приходит великий гуру с именем, который руками поразводит и поговорит с полчасика о реальной практике. И вот несколько месяцев «учебы» позади, и ты получил бумажку, в которой написано, что ты – «дизайнер». А теперь так же – по-быстренькому – беги устраиваться на работу. С институтами не лучше. Высшее образование стало прибыльным бизнесом. Слово «дизайн» модное, пользуется спросом, поэтому почти каждый вуз по профилю и без, организует факультет дизайна и зарабатывает деньги, мороча молодым людям голову, не давая и половины требуемых знаний. Но дает диплом. Несколько месяцев после устройства на работу такой дизайнер производит впечатление на коллег разговорами об искусстве, сопряжении форм… Однако потом становится понятно, что самостоятельно мыслить он не в состоянии. Вот для чего требуется системное фундаментальное образование.

 

Кто такой дизайнер в сфере сувенирной и наградной продукции

Креативный дизайн в этой области – удел профессионалов. При этом не достаточно быть хорошим графическим дизайнером, чтобы придумать удачный сувенир или приз. Зачастую дизайнеры в погоне за красивой «картинкой»  забывают о том, что изделие будет жить не на листе бумаги, а воплощено в материале. В таких случаях заказчик,  как правило, становится заложником амбиций своего дизайнера, и в итоге, либо получается скучное, похожее на поточное изделие, по цене эксклюзива… либо, что чаще, ни чего не получается.

 

Профессиональный подход в области дизайна сувениров включает в себя не только умение нарисовать красивую картинку, но и глубокое знание технологий, свойств различных материалов, умение видеть будущее изделие в объеме и понимание, как будет работать тот или иной материал в данных условиях. Работа над заказом начинается с заполнения брифа: заказчик рассказывает о направления деятельности своей компании, о том для каких целей и для какой аудитории предназначен данный сувенир (приз), свои предпочтения и свои табу. Это та информация, на которую должен опираться дизайнер в разработке идей.

 

Но и это еще не все. Нужны знания в сфере организации производства, чтобы понять, в какие сроки может быть воплощено изделие. Если заказ должен быть выполнен в сжатые сроки, не стоит создавать идею, требующую длительной проработки и сложного воплощения. Понимание того, в какой бюджет может вылиться  твоя необузданная фантазия, также немаловажный момент в работе над проектом и это в обязательном порядке должен учитывать дизайнер. Иначе, его картинки превратятся в утопические проекты, никем и никогда не реализованные.

 


 

Рассказать друзьям
1 комментарийпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются
чтобы можно было оставлять комментарии.