Views Comments Previous Next Search

Illusive 2. Contemporary Illustration and Its Context

254676
НаписалЖурнал Проектор 17 июня 2009
254676

Авторы-составители энциклопедии современной иллюстрации, так с полным правом можно назвать второй, оранжевый том из серии Illusive, поставили перед собой важную теоретическую цель. Помочь дизайнерам найти ответ на вопрос о том, является ли иллюстрация самостоятельной художественной дисциплиной или же это просто коммерческая услуга, не имеющая с высоким искусством ничего общего? 

Illusive 2. Contemporary Illustration and Its Context. Изображение № 1.

Широкий диапазон методов и техник, применяемых современными иллюстраторами, заметно усложняет им задачу. С одной стороны, графические дизайнеры повсеместно завоевывают популярность благодаря иллюстраторским работам, с другой, художники рисуют для журналов или участвуют в выставках, где их работы в жанре иллюстрации проходят под грифом «Искусство». 

Illusive 2. Contemporary Illustration and Its Context. Изображение № 2.

В эпоху Ренессанса и раннего барокко впервые возник вопрос – имеют ли эскизы и наброски художественную ценность сами по себе или же это лишь незначительный элемент подготовительной работы на пути создания настоящего произведения искусства? Понятие «disegno» (от которого и произошло современное «дизайн») играло важную роль в этой терминологической дискуссии. Смысл понятия «disegno» не соответствует сегодняшнему смыслу слова «рисунок», однако в нем присутствовала коннотация «идеи, творческой концепции». 

Знаменитый итальянский историк искусства Джорджо Вазари полагал, что именно «disegno» лежит в основе трех основных дисциплин искусства: архитектуры, скульптуры и живописи. Уточняющие линии набросков, скетчи, созданные художником до начала основной работы – являются материализацией идеи произведения. Этот рисунок ценен сам по себе, поскольку в процессе рисования нематериальная идея не просто механически переносится автором на бумагу, но трансформируется и постепенно обретает новую форму. Взаимопроникновение идей в процессе создания набросков также наблюдается в практике иллюстрации.

Illusive 2. Contemporary Illustration and Its Context. Изображение № 3.

Постепенно, уже в наше время, понятия «искусство» и «дизайн» были разведены -- как результат «специализации» творческих и профессиональных форм. Хотя еще на рубеже XIX и XX века плакаты, например, считались равноправной формой искусства. Особенно сильно это ощущалось во Франции. Анри Тулуз-Лотрек,  Жюль Шере и Пьер Боннар создавали свои произведения в графической форме плаката. 

Illusive 2. Contemporary Illustration and Its Context. Изображение № 4.

Однако что именно делает иллюстрацию искусством? Если руководствоваться терминологией авторов, это такие работы, в которых есть индивидуальность и авторский почерк, выходящие далеко за пределы коммерческих рамок и не подвластные их влиянию. Однако, разве можно называть иллюстрацию произведением искусства, только если она создана вне влияния коммерции? И разве само современное искусство не является в высокой степени коммерческим продуктом? 

Искусство и дизайн существуют в контексте. На протяжении своей «жизни» арт-объект совершает целое путешествие от галереи или куратора до музейной или частной коллекции. На жизненный цикл коммерческой иллюстрации в значительной степени влияют внешние обстоятельства заказа и последующего использования. Стать настоящим искусством иллюстрация сможет только, если начнет существовать по правилам художественного объекта, станет настолько оригинальной и независимой, что перейдет в эстетическую категорию «искусства ради искусства». Получится это у современных иллюстраторов или нет – вопрос пока открытый, считают авторы.

Illusive 2. Contemporary Illustration and Its Context. Изображение № 5.

Illusive 2 сводит воедино работы лучших авторов таким образом, чтобы максимально полно представить многообразие форм современной иллюстрации. При этом составители намеренно отказались проводить четкую линию между коммерческими и художественными работами. Отдельные главы сборника посвящены стилям и техникам иллюстрации: «Наив», «Мода и Стиль», «Паттерны и Рельефы», «Типографика и Леттеринг», «Коллаж», «Вектор», «Рисунок карандашом и тушью».

Illusive 2. Contemporary Illustration and Its Context. Изображение № 6.

Illusive 2. Contemporary Illustration and Its Context. Изображение № 7.

Illusive 2. Contemporary Illustration and Its Context. Изображение № 8.

Illusive 2. Contemporary Illustration and Its Context. Изображение № 9.

Издательство: Die Gestalten Verlag, Berlin (2007).

340 страниц.

Язык: английский.

Опубликовано в журнале «Проектор» № 2(7) 2009. Проект №9: «Книги».

Рассказать друзьям
25 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются
чтобы можно было оставлять комментарии.