Views Comments Previous Next Search

Мода 60-70х. СССР vs World

2545028
Написалrevolv2 декабря 2011
2545028

Вчера в кино вышел фильм «Высоцкий». Смотря на костюмы и антураж фильма, я задумался о том, что сейчас мода тех лет выглядит романтично, смешно и иногда нелепо. А тогда это был "шик, блеск", граничащий с китчем (в голове промелькнула легкая аналогия со Стилягами). И хочу сегодня описать немного сумбурный, но интересный результат моих ночных изысканий в области культуры и моды 60-70х.

Мода 60-70х. СССР vs World. Изображение № 1.

Друзья еще просили написать, что проводится конкурс по фильму и моде тех лет. Пишу)

Сегодня у вас есть возможность выиграть билет на специальный показ фильма 6 декабря, после которого всё тайное станет явным. Создатели фильма с особенной тщательностью отнеслись к атмосфере тех лет и максимально убедительно воспроизвели элементы костюмов и детали интерьеров, «говорящие» о реалиях времени порой даже больше, чем сам сюжет. Именно поэтому вам предлагается заглянуть в семейные архивы и отыскать фотографии, отражающие стиль советской эпохи. Снимки «ретро-луков» нужно будет разместить на стене страницы фильма: www.facebook.com/vysotskyfilm. Организаторы конкурса выберут шесть лучших кадров и наградят билетами шестерых победителей.

А пока вы исследуете семейные фотоальбомы, погрузимся в моду того времени и выясним, как мировые веяния моды соотносились с советской действительностью.

Эпоха 1960-70-х стала революционной не только в мировой моде, но и в довольно обособленном советском пространстве. Первые космические корабли бороздили просторы Вселенной, а в это время где-то на Земле появилась первая противозачаточная таблетка – и всё это создавало иллюзию свободы и вседозволенности. Удивительно, но аромат свободы чувствовался и в СССР.

Хрущёвская оттепель сменилась эпохой брежневского «застоя», хотя это слово было, пожалуй, не вполне справедливым по отношению ко всему происходящему. Модникам в СССР удавалось, несмотря на недостаток информации, отслеживать популярные течения и соответствовать – пусть и с небольшим опозданием – «официальной» моде. Ко всему прочему, нельзя сказать, что Советский Союз находился в полной изоляции от остального мира. Мода приходила сюда не только с модными журналами из дружественных европейских стран, но и с иностранными фильмами, с пластинками «мелодии и ритмы зарубежной эстрады», с рассказами побывавших «там» очевидцев. Известно, что в 1959 году Москву «с дружественным визитом» посетил Дом моды Christian Dior, ходила информация о советском показе Chanel в 1960-е… Большой мир тоже проявлял интерес к «сделано в СССР», на международных выставках демонстрировались, на образцово-показательных манекенщицах, образцово-показательные модели одежды – и ни те, ни другие не оставались незамеченными. А в середине семидесятых Ив Сен Лоран, вдохновившись красивой и загадочной страной, создал свою знаменитую русскую коллекцию.

Дом моды Christian Dior в Москве

Мода 60-70х. СССР vs World. Изображение № 2.

Между тем, эпоха 1960-х была поистине революционной. Свежий ветер новой моды дул сразу с нескольких сторон. Во-первых, мода перестала быть элитарной, встав на промышленные рельсы. Во-вторых, новую моду формировало поколение бэби-бума – дети, рождённые в поствоенное время, к началу 1960-х едва достигшие совершеннолетия. Коротко стриженые или длинные, забранные в высокий «хвост» волосы, мини-юбки, гольфы, «детские» туфли с ремешком через подъём, короткие яркие платья. Стоит заметить, что диктатура моды была столь сильной, что в мини облачались все, независимо от возраста – и советские фильмы тех лет это подтверждают. Раскрепощению костюма способствовало изобретение первых противозачаточных таблеток – правда, до появления их в СССР было ещё далеко.

Кадр из сами знаете из какого фильма

Мода 60-70х. СССР vs World. Изображение № 3.

Это было время, когда любое общественное или политическое событие получало огромный резонанс, и человечеству не нужна была Всемирная Паутина для того, чтобы та или иная новость захватила умы миллионов. Так, весной 1961 года весь мир, затаив дыхание, следил за первым полётом человека в космос. Неудивительно, что мода тут же откликнулась на это замечательное событие появлением футуристического стиля. Андрэ Куррэж и Пако Рабанн, металл и пластик, облегающие комбинезоны и высокие сапоги на плоской подошве… Даже маленькие дамские шляпки напоминали лётные шлемы – на ум сразу приходит знаменитая фотография Одри Хепберн, на которой актриса запечатлена в белоснежной шапочке от Andre Courreges и пластиковых очках. Советские модницы носили точно такие же аксессуары: вспоминается мама Дениски из знаменитых рассказов Драгунского в шляпке, похожей «на космонавтский шлем».

Андрэ Куррэж. Коллекция 60ых

Мода 60-70х. СССР vs World. Изображение № 4.

В середине 1960-х на модную арену вышел хиппи-стиль. Его появлению способствовали весьма серьёзные политические причины: американская молодёжь была возмущена несправедливой войной во Вьетнаме, что привело к массовым антивоенным восстаниям под лозунгами Make Love, Not War. В 1965 году в Калифорнии появились первые коммуны хиппи, а двумя годами позже, в диктующем моду Лондоне, прошёл первый показ «моды хиппи». И всё завертелось: в 1968 году был поставлен знаменитый мюзикл «Волосы», а в 1969 году – состоялся грандиозный рок-фестиваль в Вудстоке. Стилистика хиппи вырастала из философии природного, естественного: натуральный мейк – точнее, отсутствие такового, длинные нечёсаные волосы, одежда из экологических материалов со следами поношенности, с дырками и заплатками… Впрочем, женщины в нашей стране, в любое время превыше любых смыслов ценили внешнее, а потому они взяли от стиля хиппи, пожалуй, лучшее и действительно необходимое: моду на хенд-мейд, на кустарно изготовленную одежду, самодельный трикотаж, ручную вышивку, аппликации и прочее. Фольклорные мотивы, в том числе, составляли основную ценность моды начавшихся 1970-х.

Мода 60-70х. СССР vs World. Изображение № 5.

Мужчины тоже не отставали от прекрасной половины человечества в своём стремлении выглядеть актуально. В истории мировой моды этот период отмечен появлением стиля унисекс – выглядел он, на современный вкус, весьма своеобразно: однотипные джинсы-клёш, яркие набивные батники, длинные волосы и масса различных «фенечек». На эту тему в журналах типа «Крокодил» часто публиковались карикатуры, высмеивавшие «не то мальчика, не то девочку», а образцовые граждане ворчали о тлетворном влиянии Запада… Правда, модников это мало смущало, и постепенно в джинсы переоделись «даже самые отсталые слои населения». Помимо этого, модную картину 1970-х дополняли стиль милитари и стиль сафари, выросшие из такого политического «сора», как вьетнамская война и разгул терроризма. Но в советском пространстве, по большому счёту, потреблялась лишь визуальная составляющая моды – в философию того или иного стиля никто особенно не вникал.

Мода 60-70х. СССР vs World. Изображение № 6.

Одним из главных стилевых направляющих в любую эпоху является музыка – и 1970-е было отмечены ярким и звенящим стилем диско. Кружились пластинки с песнями ABBA, Arabesque, Bee Gees, Boney M, сыпались конфетти, сверкали пайетки и блёстки на веках. Визуально этот стиль даже не балансировал на грани китча, а прямиком скатывался в китч. Советская действительность была достаточно строга к проявлениям подобной моды – однако диски всё равно кружились, а пышные причёски «афро» украшали головы вполне светлокожих юношей и девушек. В том же десятилетии моду встряхнул стиль панк – но у советских подростков было недостаточно свободы, чтобы массово на нём помешаться, поэтому им пришлось подождать ещё какое-то время, как минимум до начала перестройки. Тем не менее, отголоски британской моды давали о себе знать: пёстрые батники уступали место чёрным кожанкам, а длинные «хаеры» – коротким стрижкам.

Большинство этих фактов красноречиво сообщают о том, как тяжело было моде в Советском Союзе. Если в ваших фотоальбомах нашлись тому доказательства – отправляйте их на страничку конкурса, посвящённого фильму «Высоцкий. Спасибо, что живой». И увидимся в кино;)

Рассказать друзьям
25 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются