Views Comments Previous Next Search

Йоджи Ямамото. Отшельник мира моды

913049
Написалsintez ch24 декабря 2011
913049

«Идеально симметричный объект кажется мне некрасивым... Человек не может создать идеальную вещь. Она должна быть с изъяном».

Йоджи Ямамото. Отшельник мира моды. Изображение № 1.

 

     Йоджи (хотя более правильно – согласно японскому произношению – будет Йодзи, или Ёдзи) Ямамото на сегодняшний день является не только одним из самых знаменитых дизайнеров, но и самым, пожалуй, неоднозначным. И тогда, когда он делал свои первые шаги на модной сцене, и сейчас, когда он уже признанный гений, – он находится как бы вне моды. Вне моды и вне времени.
      Действительно, довольно сложно поставить в один ряд те коллекции одежды, которые мы обычно можем лицезреть, с тем, что делает этот молчаливый японец . Именно поэтому его первая коллекция вслед за немым недоумением вызвала шквал критики – «одежда нищих и бомжей», «Хиросима-шик», «стиль обносков». Не мода, а антимода.
      Да и сам он кардинально отличается ото всех остальных дизайнеров. Во-первых, никто так упорно не открещивается от самого принципа моды, как Ямамото. Изменения в его коллекциях из сезона в сезон подчиняются не тем общепризнанным тенденциям, за которыми следуют остальные, а каким-то особенным, ему одному ведомым процессам. Сам Ямамото сказал, что в отличие от былых времён, когда внешний вид человека был его визитной карточкой, сейчас, во времена глобального следования моде, люди стали совершенно одинаковы. И ему это не нравится. Во-вторых, ему абсолютно чужд тот «светский» образ жизни, который ведут большинство людей, занятых в сфере моды. Ну и наконец, для модного дизайнера Йоджи выглядит странновато – длинные волосы, одежда большого размера, широкие брюки ниспадают на идеально начищенные грубые военные ботинки (чаще всего Dr. Martens - самая любимая марка обуви дизайнера).
      Именно эта «непохожесть» самого Ямамото и его творений очень быстро, с самых первых коллекций дизайнера, стала привлекать внимание творческих людей. С первого взгляда ясно, что эта одежда – не для массового потребителя. Оценить её может не каждый – одежда Йоджи Ямамото призвана не выделять человека из, а наоборот, «прятать». И только посвящённые смогут понять, что это не потрёпанные жизнью вещи из ближайшего сэконд-хенда или рубашка, доставшаяся от дедушки. Одежда Ямамото стала отличительным знаком тех, кто вхож в узкий круг творческих людей. Архитекторы, режиссеры, стилисты, музыканты всего мира одеваются в Yamamoto. Даже для дизайнерской одежды это очень дорого. Но зато очень индивидуально.

 

_________________________________________________________________________

«Я живу и работаю, чтобы что-то сказать. Я хочу донести до людей вполне конкретные вещи. Когда человек хочет что-то сказать, то он стремиться к тому, чтобы его поняли. Но иногда мне всё равно, поймут меня или нет».

_________________________________________________________________________

 

Йоджи Ямамото. Отшельник мира моды. Изображение № 2.

 

     До Ямамото никто не одевал женщин в одежды, больше напоминающие мешки, нежели платья (Сам Йоджи считает, что женская соблазнительность тем больше проявляется, чем больше она скрыта). Нетрудно понять, почему на показе коллекции дизайнера в Париже в 1981 году элегантно одетые француженки были в шоке – они ожидали чего угодно, но не вереницу моделей-инопланетянок в чёрных одеяниях непонятной формы. В своих творениях Ямамото стремится к тому, чтобы максимально размыть границу между мужчиной и женщиной.
      До Ямамото никто не создавал коллекции, почти полностью состоящие из вещей чёрного цвета («Черный – это квинтэссенция всех цветов, результат их смешения, – говорит Йоджи. – Это как взять все цвета и бросить их в один котел, в черное море, и забыть там. Если относиться к черному цвету именно так, он будет восприниматься несколько истерично»). Бытует мнение, что чёрный вошёл в жизнь Ямамото очень рано – с траурной одеждой матери (Йоджи родился в 1943, а через два года на войне погиб его отец) и именно потому стал таким близким и понятным ему цветом. Однако тут надо обратить внимание на то, что в Японии традиционно траурный цвет – белый, а вот чёрный (под влиянием европейских традиций) стали использовать для выражения скорби относительно недавно, всего несколько лет назад. Вероятнее всего, любовь Ямамото к чёрному цвету можно объяснить тем, что в оккупированной Японии в детстве дизайнера ярко одевались только американские солдаты, большинство японцев же носило тёмную поношенную одежду, которая неоднократно перешивалась.
      До Ямамото никто не мог даже подумать о том, чтобы выпустить на подиум моделей, одетых в куски ткани с необработанными швами и неподшитым низом. Именно с лёгкой руки Ямамото и других японских дизайнеров в моду вошли необработанные швы – и чем более они неаккуратные, тем лучше.

Йоджи Ямамото. Отшельник мира моды. Изображение № 3.

 

     В Японии секрет успеха Ямамото объясняют просто: он взял обычное, традиционное для Японии (и столь экзотичное для остального мира) национальное платье и перешил его в соответствии с европейским кроем, в результате чего получил абсолютно уникальный стиль.
      Да, нужно согласиться, он покорил европейскую моду именно этим – западную цивилизацию всегда привлекало всё «иное», а особенно восточное. И восторг от дягилевских «Русских сезонов», и периодически вспыхивающее увлечение китайскими/индийскими/африканскими мотивами в костюме – всё это имеет ту же основу, что и любовь в одежде Yamamoto. Европейцев всегда непреодолимо манит что-то, что им совершенно непонятно. 
      Ещё одна причина, по которой Yamamoto вот уже много лет выбирают люди с особым взглядом на моду – это очевидная не-массовость одежды. В истории домов моды и громких дизайнерских имён было много случаев, когда сначала одежду какого-либо бренда принимали с недоверием и непониманием, и носить эту одежду могли позволить себе очень немногие, потом же увлечение этой одеждой от этих немногих смельчаков распространялось на более широкие массы людей, и в какой-то момент – марка становилась культовой и желанной, возможность приобретения вожделенной одежды ограничивалось только финансовыми возможностями. С одеждой Йоджи Ямамото всё по-другому. Она слишком сложна, не каждый может понять, как в ней жить. Именно этим она и привлекательна для людей, любящих что-то нерастиражированное. Одежда Yamamoto – это как раз то, что ты точно не сможешь увидеть на каждом втором встречном.
      Ну и наконец, нужно обратить внимание на тот факт, что появление Ямамото на fashion-сцене совпало со временем, когда обороты начал набирать стиль гранж (конец 1980-х – середина 1990-х гг). Йоджи, с его асимметричным кроем, необработанными краями, нетрадиционными материалами, любовью к бесформенной одежде и чёрному цвету оказался как нельзя кстати.

 

__________________________________________________________________________

 «Я не люблю моду, но понимаю, что она необходима, как воздух, это и вдохновляет меня».

__________________________________________________________________________

 

     В 2009 году Йоджи Ямамото, так же как и владельцы нескольких других всемирно известных брендов, объявил о своём банкротстве. У Yamamoto образовались огромные долги, справиться с которыми фирма не смогла. 
Но он вернулся.
      «Около 5 или 6 лет назад я почувствовал, что сделал все, что смог. Но сегодня, особенно в Токио, Нью-Йорке и Лос-Анджелесе, властвует «быстрая мода» (fast fashion). Быстрее, быстрее, дешевле, дешевле. И внезапно появилось некоторое пространство и для меня. Может их меньшинство, но еще есть молодые люди, которые задумываются о природе диктуемых трендов, они ищут что-то свое – будь то старое или новое. И я сказал себе: «Йоджи, ты можешь продолжать свою работу. Не меняйся. Ты можешь делать то, что умеешь». Такое ощущение появилось у меня в прошлом году».

 

 

Эта статья и другие - в блоге

Рассказать друзьям
9 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются