Views Comments Previous Next Search

Психология моды: О чем говорит выпускной образ?

02069
НаписалMaria Tur10 июня 2012
02069

Выбрать образ на выпускной – головная боль для всех. И для тех, кто разбирается в моде, и для тех, кто якобы к ней равнодушен. Одним хочется выделиться, только не ясно – в какую сторону экспериментировать, тем более, что в интернете предостаточно фотографий тех, кто явно перемудрил. Других одевают родители - и им достаются разного рода "взрослые" платья. Третьих, вообще, начинает так раздражать предвыпускная истерика, что они решают никаких специальных платьев не покупать, или вовсе – не ходить на праздник. Одним словом, муки выбора лишают сна, аппетита и радости половину (если не всех) выпускниц. Елена Соллогуб (психолог) и Анна Шилова (преподаватель истории моды) в свое время по-разному решили проблему этого выбора – одна из них вообще не пошла выпускной, не сумев решить, какой из двух луков хуже; а вторая выступила в красном платье – «здравствуй, взрослая жизнь». Сегодня обе поступили бы по-другому...

 

О чем должен быть выпускной образ? Что он должен олицетворять?


Елена Соллогуб: С психологической точки зрения выпускной вечер и предшествующая ей экзаменационная часть - это некоторое действо, фиксирующее переход юного создания от одной социальной роли к другой, переход из детства во взрослую жизнь - современный и один из немногих дошедших до нас обрядов инициации. И поскольку он сохранился, значит - остается важным элементом современного, далекого от первобытности общества. Поэтому, также как и в прошлом, участие в самом этом действе требует как внутреннего настроя, так и подготовки чисто внешнего образа. Готовиться к выпускному можно начинать хоть за полгода, выпускник сам решает, как распорядится временем и всеми другими имеющимися ресурсами. И собственно, то, КАК он это делает и ЧТО, в итоге, получится - каким он будет 25 июня - и будет указывать на то, чему он уже научился, а какие уроки жизни ему еще предстоит изучать. Как и любой другой внешний образ в этот знаменательный день он будет говорить прежде всего о том, что происходит у человека внутри и как он позволяет себе проявлять это в обществе. Поэтому весь внешний об-раз выпускника, включая, кстати, и его поведение и пр., будет демонстрировать его отношения со школьным сообществом, моделируя предполагаемые будущие отношения сегодняшнего выпускника и общества в целом. И если, например, роль, которую отвели одноклассники, не совсем устраивает, то бывшая «серая мышь» переодевается в «королеву ба-ла» - этот сюжет очень любят в Голливуде, или вчерашняя скромница и отличница одева-ет «копию Дольчегаббана» и всем ясно, что «девочка созрела» и готова ко «взрослым отношениям». Бывает и по-другому: роль в школьном сообществе устраивает и надо только ее зафиксировать, но не очень понятно, какими внешними средствами это сделать, чтобы соответствовать еще и моменту: а тут мама уже подсуетилась и вчерашняя умная, творческая и талантливая девчонка одета в наряд, который бы больше подошел тете, выходящей на пенсию.

 

Анна Шилова: Во-первых, у большинства людей поводов сделать вечерний образ «по-серьезному» - чтобы и макияж у визажиста, и укладка в салоне, и платье-туфли-клатчик – не так уж и много. Половина невест и замуж-то выходит, чтобы надеть белое платье и побыть звездой своего праздника. С этой точки зрения, выпускной вечер – один из «законных» моментов, когда можно нарядиться, покрасоваться, пофотографироваться. Так что те, кто не хочет туда идти или не хотят наряжаться, могут рассмотреть это событие просто как fun, новый опыт ну и, в конце концов, возможность выделиться на фоне одноклассников. Во-вторых, если рассматривать выпускной как момент смены социально-го статуса и роли, то будет интересно надеть именно «не свой» образ. Грубо говоря, если девушка сторонится секси луков, приторной женственности и вообще ощущает себя как «не такая», то почему бы ей не надеть романтичный образ (без экстремизма, конечно, в виде голых платьев или кудрей)? В конце концов, если что-то пойдет не так – все равно шансы снова увидеться с бывшими одноклассниками идут на убыль. То же самое касается тех, кто уже вырос и давно носит «взрослые» платья. Пусть так – только возможностей ходить полуголыми еще будет вагон, а моментов, когда можно побыть модным ребенком, к сожалению, будет становится все меньше.

 

Почему некоторые выпускники стремятся бросить вызов общественному мнению своим внешним видом или, наоборот, пытаются слиться с толпой одноклассников, выбрав приторно традиционные наряды?

 

Е.С: Идеи про переход, про завершение и начало этапов жизни, про выбор своего места и его достижения вызывают сильные переживания у каждого взрослого человека, который это все уже делал, и не раз. Поэтому вполне естественно, что у тех, кто совершает этот шаг так комплексно, да еще впервые самостоятельно, масса противоречивых переживаний, которые раскачивают и мысли, и чувства как на каруселях. Править этим одновременно на самом деле так сложно – да еще не имея "инструкции по применению", что человека бросает в разные стороны. Причем как во внутренних переживаниях, так и в выборе внешних проявлений. Отсюда все эти экстремальные lookи. Так или иначе, но все выпускные образы вытекают из идеи стремления или наоборот нежелания взрослеть. А адекватное отношение к ситуации, как водится, где-то посередине, но выпускники часто ее проскакивают. В том случае, когда основная сложность в том, что выпускник не может решить, взрослый он уже или еще ребенок, то получаются экстремальные образы типа «секси», «платье с корпоратива родителей» или приторная «барби» - что, по сути, разные стороны одной медали. Когда же основное противоречие лежит в плоскости отношений в школьном коллективе, то выпускница выбирает стратегию «а я вам сейчас всем покажу», и здесь на сцену выходит преобразившаяся в «королеву» вчерашняя «серая мышь» или наоборот выбирается наряд «да я тут мимо проходила, с собакой гуляла» - нарочито небрежный, не соответствующий торжественности момента.

 

А.Ш: Ну, а с другой стороны – детскими болезнями нужно переболеть в детстве. А когда еще носить растянутые майки, потертые джинсы или какие-то рокерские штуки? Да и платья а ля «старинная эпоха» на юной девушке извиняются хотя бы возрастом. Пусть лучше переживет это в 16, чем потом будет надевать на корпоративы.

 

К чему может привести неудачный образ и как повлиять на дальнейшую "взрослую" жизнь?

 

А.Ш.: По большому счету, конечно, никак. Только вот фотографии останутся навсегда и поменять их возможности не будет – как бы пафосно это ни звучало. Так что подумайте, хотите ли вы через какое-то время смотреть на снимки и думать, зачем надели именно ЭТО. Например, многие жертвы моды 80-х с содроганием смотрят на свои свадебные карточки и уж точно уверены, что во второй раз выбрали бы не начес размером с дом и плечи того же масштаба, а что-то более «вечное».

 

Е.С.: Жизнь, конечно, от этого не разрушится. Просто воспоминание об этом дне будет сопровождаться чувством грусти и сожаления, о том, чего не произошло, а могло бы быть. Здесь есть такая странная штука, что даже если образ был неудачным, но был выбран по-честному, т.е. человек ему абсолютно соответствовал изнутри, то со временем появится ощущение такой теплой ностальгии, которая будет греть: «да, я была такая - это было ТО время: а сейчас я другая».

 

Так существует ли альтернатива? И, вообще, стоит ли уделять столь-ко внимания одежде?

 

Е.С.: Звучит банально – но быть собой. Можно помудрить и провести некоторую ревизию своих уже состоявшихся успехов и неудач, своих стремлений и сформулировать - какой я уже есть и каким хочу стать. А дальше останется техническая часть – перевести это 

 

А.Ш.: На самом деле их более, чем много. Тем, кто не хочет сливаться с толпой в полосатых купальниках, пышных платьях или полуголых кружевах – раздолье и вольность. Можно надеть смокинг, шелковый комбинезон, длинную шифоновую юбку со строгим топом или жакетом. Наконец, можно выбрать вечернее платье «интеллектуального» дизайнера – от Prada и Lanvin до бельгийцев. У масс маркет марок «сложных» платьев тоже не мало – с драпировками, асимметрией, архитектурного кроя. Еще всегда есть минималистичные варианты – в стиле Jil Sander. Девушкам, которые, напротив, стремятся подчеркнуть свою взрослость – не важно даже как, полуголым нарядом или луком а ля Валентина Терешкова, есть вариант переодеться во что-то более нежное и романтичное. Летящее шелковое или шифоновое платье нежного оттенка, естественная укладка, легкий макияж. В общем, не прятать косметикой и корсетами свои главные достоинства – молодость и свежесть. В конце концов, ни для кого не тайна, что все косметические и текстильные мощности работают именно на то, что в более зрелом возрасте можно было подольше сохранить или сымитировать то, что у вас есть просто в силу возраста.

Рассказать друзьям
0 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются
чтобы можно было оставлять комментарии.