Views Comments Previous Next Search

Лучший бренд – его отсутствие?

518376
НаписалNo Brand 5 ноября 2008
518376

Ищете синоним к слову «телефон»? Похоже никто не удивится, если однажды Word предложит такой вариант: iPhone. На пике бренд-культуры гуглят, носят загадочного мистера луи вьютона, читают известия, гоняются за биркин, ездят на ягуарах и отрываются в раю. Казалось, что альтернативы брендам так и не появится, но природа не допускает дисбалансов, и вот мы уже на пороге до невозможности предсказуемой новой эры под названием no-brand. Когда началось «разбрендивание» окружающего мира и кто те отважные, пытающиеся проповедовать философию жизни «не по бренду»?

Лучший бренд – его отсутствие?. Изображение № 1.

Имя Наоми Кляйн, хотела она этого или нет, стало мощнейшим брендом и всё благодаря ее «наезду» на мировые денежные мешки и предсказания скорейшей кончины бренда. Наоми, канадскую журналистку по происхождению и социального активиста по призванию, можно назвать породительницей мирового движения no-brand. В 2000 году в своем нашумевшем бестселлере No Logo она в пух и прах разнесла мифы о добродетелях мировых корпораций и удачно вписала нараждающийся потребительский протест в движение анти-глобалистов. Согласно Кляйн, бренды отбирают наше пространство, свободу выбора и заботятся только о собственной прибыли. Спорный труд вызвал немало дебатов, а также вдохновил целое негромкое движение любителей стиля no-brand, т.е. тех, кто безжалостно меняет узнаваемые бренды на подлинные создания и ставит продукт на первое место.

Лучший бренд – его отсутствие?. Изображение № 2.

За последнее время некоторые известные компании вступили на путь no-brand. Так, японская Muji под лозунгом “No label, quality goods” (качественные товары без лейбла) проповедует принцип простых вещей за разумные деньги. С сетью магазинов по Европе, стратегия no-brand для Muji означает маленький рекламный бюджет и рассчет на «сарафанное радио» в виде раскрутки, а также минимальные вложения в антураж, т.е. оформление магазинов и тп. Считается, что американский производитель одежды American Apparel тоже зачислен в no-brandы, благодаря своей активной социальной позиции по таким казалось бы далеким от одежды темам как миграция, рассовая справедливость, защита прав работников. Провокационные рекламные кампании American Apparel, конечно, смогли привлечь внимание ко всем этим темам, но и компанию они впрочем тоже отрекламировать не забыли. Другой пример: IKEA. Не удивляйтесь, но товары, которые продает один из самых успешных брендов современности, по сути no-brand –линии товаров создаются разными дизайнерами, а на многих товарах даже нет лейбла. Получается, создать успешный no-brand под силу только большим брендам?

Лучший бренд – его отсутствие?. Изображение № 3.

«Нет, я так не считаю. Успех – понятие относительное, но достичь своих целей можно и будучи no-brand, удачно заняв определенную нишу на рынке», – считает Лера, создательница сайта одежды «без вшивок» No Brand. «Не стоит забывать, что когда-то бренд означал маркировку, по которой можно было отличить одну корову от другой. Бренды породила необходимость выделиться, привлечь к себе внимание на фоне десятков таких же как ты. Но если твой продукт или услуга по-своему уникальны, то узнаваемость лейбла не так уж и важна – на первый план выходит ценность продукта. Так что no-brand – это явно не движение неудачников».

Лучший бренд – его отсутствие?. Изображение № 4.

Владелица сайта по продвижению молодых талантов в моде Fashionspace.com Холли Белм другого мнения: «Понимаете, четкого понятия no-brand не существует. Для кого-то это отказ от расходов на рекламу, для кого-то принципиальный вопрос отсутствия лейбла, третьи считают, что no-brand подразумевает активную социальную позицию компании, ну а четвертые выступают за дешевизну товара. Мы воспринимаем себя скорее как платформу для выявления талантов, поэтому особо не озабочены собственным брендингом. Но вот для тех начинающих дизайнеров, которые выставляются у нас, единственный способ стать успешным – это сделать свою работу узнаваемой, а что как ни стратегия брендинга в этом может помочь».

День no-brand наступил, но, за неимением четкого определения, движение за свободу от брендов принимает разные формы. В конечном итоге это модно, об этом знают многие и оно имеет название. И что из этого выходит мы все прекрасно знаем. Бренд под названием no-brand!

Рассказать друзьям
51 комментарийпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются