Views Comments Previous Next Search

Стиляги Третьего рейха

4733297
НаписалДарья Ермилова10 мая 2010
4733297

Антимода Третьего рейха - часть вторая.

Сопротивление нацистскому режиму в Германии имело разные формы, в частности, проявлялось и в виде молодежных субкультур. В первой части рассказывалось о рабочей субкультуре «пиратов Эдельвейса». В этой части речь пойдет о более аполитичной субкультуре «Swing-Kids» и «шлурфов», связанной с увлечением американским джазом. Репрессии против «шлурфов» и «свингующей молодежи» были не такими жестокими, как против «пиратов Эдельвейса», но к 1944 г. многие из них уже находились в специальных учреждениях, созданных для «перевоспитания трудом». Их отправляли в школы со строгим режимом, «лагеря трудового воспитания» для «асоциальных элементов» и даже в концлагеря. Например, 18 августа 1941 г. было арестовано 300 «Swing-Kids». В облавах участвовали подразделения гитлерюгенда, СА, гестапо. «Шлурфов» исключали из гитлерюгенда и насильно сбривали им длинные волосы. Всё это можно сравнить с репрессиями против стиляг в СССР, которых выгоняли из комсомола и институтов, некоторых даже осудили по 58 статье и отправили в лагеря.

_______________________________________________________________________

«Свингующая молодежь» («Swingugend», «Swing-Kids») - это молодежная субкультура в нацистской Германии, на первый взгляд, совершенно аполитичная. Она появилась еще до войны, но власти смотрели первое время на любителей американского джаза «сквозь пальцы». Но открытое следование американской и английской моде в условиях войны выглядело откровенной демонстрацией неприятия Третьего рейха. Таких молодых людей называли «шлурфами» (от южно-немецкого слова «schlurfen» - «хлебать, чавкать») - то есть «тунеядцами». Так обзывали модно одетых бездельников 14-25 лет, которые не желали заниматься спортивной и военной муштрой гитлерюгенда. Еще их называли «Lotterboy» - «бездельники», «лодыри», так как им претила установка режима на трудовые подвиги во славу фюрера. «Шлурфами» были как молодые люди из рабочих семей, так и представители среднего класса. В Вене «шлурфы» появились как ответ на принудительное присоединение Австрии к Третьему рейху (аншлюс).

Власти хотели видеть всех молодых арийцев трудолюбивыми и подтянутыми.

Стиляги Третьего рейха. Изображение № 1.

Карикатура на бездельников «шлурфов»


Стиляги Третьего рейха. Изображение № 2.

В 1939 г. в крупных немецких городах появилась «Swingjugend» - «свингующая молодежь». Как правило, это были дети из буржуазных семей – школьники старших классов, студенты, молодые музыканты. Они увлекались американским джазом и танцами в стиле свинг, которые власти объявили дегенеративными, музыкой американских негров и евреев. В Бреслау (Вроцлаве) их называли «Свинг-группы» («Swing-Gruppen»), в Эссене - «Эссенские щеголи» («Essener Stenze»), в Гамбурге «Свингующая молодежь» («Swingugend»), «Клуб бездельников» («Lotterclub») или «Мальчики-лодыри» («Lotter-Boys»), во Франкфурте-на-Майне «Клуб Гарлем» («Harlem-Club»).

Плакат против «дегенеративной музыки»

Стиляги Третьего рейха. Изображение № 3.

Несмотря на внешнее сходство, костюм «шлурфа» был не просто стилем субкультуры, как zооt-suit в США до войны в среде итальянских, мексиканских и пуэрториканских иммигрантов (характер антимоды этот костюм приобрел только в 1942 г. - после введения указа в США об экономии ткани и пропаганды стиля «патриотический шик»), а а самого начала был символом оппозиции режиму Третьего рейха.

Стиляги Третьего рейха. Изображение № 4.

  1.  - карикатура на американского "зута";
  2.  - zoot-suit;
  3.  - zoot-suit
  4.  - джазовый музыкант Кэб Кэллоуэй, припев именно его песни породил кличку французских "зазу"

Это проявлялось, например, в принятых в их среде приветствиях: вместо официального «Heil Hitler!» они приветствовали друг друга « Heil Hottler!» (от «hott» - восклицания, которым понукают лошадь), вместо «Sieg Heil!» - «Swing Heil!». Иногда «шлурфы» выкрикивали на танцплощадке «Наци вон!». Могли и избить члена гитлерюгенда. Были даже массовые драки между свингюгенд и членами гитлерюгенда.

Гамбургские «Swing-Boys»

Стиляги Третьего рейха. Изображение № 5.

Облик «шлурфа» был антиподом официальному образу «правильного» немецкого юноши – «Swing-Boys» одевались «по-американски» (как им это представлялось) - «как не оденется ни один приличный немецкий юноша». Одежда стала формой отторжения общепринятых в Третьем рейхе норм (как во Франции мода стала массовой формой сопротивления оккупации). Они носили длинные двубортные пиджаки в клетку или «теннисную» полоску, с огромными плечами, широченные брюки с отворотами 10-15 сантиметров, ботинки на толстой подошве. Галстуки и шарфы, как и одежда в целом, должны были быть яркими, как «пожар в джунглях».

 Стиляги Третьего рейха. Изображение № 6.

В каждом городе были свои особенности: в Гамбурге, который стал «колыбелью» движения «свингующей молодежи» благодаря тому, что там власть нацистов была слаба и это был открытый портовый город, носили темное пальто с белым кашне, белые с синим рубашки-поло с желтым воротничком, костюмы в клетку «Принц Уэльский», шляпу фасона «Хомбург». В Ганновере «свингюгенды» облачались в белые пыльники и широкополые шляпы типа «федора», длинные двубортные белые пиджаки.

Хамфри Богарт в культовом голливудском фильме 1942 г. «Касабланка» в шляпе фасона «федора». Конечно, «шлурфы» этот фильм видеть не могли, но подобные шляпы им казались особенно стильными и вызывающими по сравнению с военными фуражками и касками:

Стиляги Третьего рейха. Изображение № 7.

Во Франкфурте-на-Майне модники носили галифе с белым свитером и цепочку от часов. В Берлине обязательны были белые брюки, тренчкот в стиле американских журналистов или пальто из верблюжьей шерсти. Волосы «шлурфы» и «Swing-Kids» отпускали как можно длиннее (до 30 см), смазывали их бриолином или сахарным сиропом. Русская эмигрантка Мария (Мисси) Васильчикова в своем знаменитом «Берлинском дневнике» записала (запись сделана в Берлине в июле 1942 г.) о своем брате Георгии Васильчикове (после переезда в Париж он будет участвовать в Движении Сопротивления): «Джорджи сейчас носит такие длинные волосы, что меня все призывают уговорить его подстричься. Он приобрел репутацию лучшего танцора в Берлине...» Эта запись является косвенным свидетельством того, что и в среде аристократов оппозиция нацистскому режиму принимала похожие формы.

Стиляги Третьего рейха. Изображение № 8.

Молодым модникам приходилось выкручиваться, чтобы в условиях военного дефицита быть стильными – пиджаки перешивали из отцовских, к ботинкам приклеивали старые резиновые подошвы. Ходили «шлурфы» нарочито расхлябанной походкой, изо уголка рта свисала обязательная папироса.

Немецкая карикатура на «шлурфа» и советская карикатура на «стиляг»:

Стиляги Третьего рейха. Изображение № 9.

С началом войны помимо увлечения американской культурой среди «шлурфов» началась англомания – целый год (с июня 1940 до июня 1941 г.) Британия боролась с Гитлером «один на один». Г. Гиммлер предостерегал против «опасного распространения англофильских тенденций». Англомания проявлялась и в жаргоне «свингующей молодежи» – английских словечках, которые они, как и советские стиляги, любили употреблять (Boys, Girls), и в том, что они называли друг друга английскими именами - «Фрэнк», «Бобби», «Билли», «Тедди», «Томми» (так, кстати, называли английских летчиков, как советских солдат «иванами»). Девушек (Swing-Girl) звали «Тедди», «Кока», «Микки», «Блэкки». В одежде англофильские настроения выражались в подражании министру иностранных дел «военного правительства» У. Черчилля Энтони Идену (1897-1977). Как и он, «шлурфы» носили шляпу «Хомбург». Шляпы такого фасона традиционно производились в Бад-Хомбурге, но в моду их ввел известный денди, законодатель мужской моды конца XIX - начала ХХ в. принц Уэльский, будущий король Великобритании Эдуард VII. В самой Англии шляпу такого фасона называли «Энтони Иден». Шляпа «Хомбург» была не только проявлением англомании, но и символом гражданской одежды, антиподом военной униформы.

Министр иностранных дел Великобритании (в будущем премьер-министр) Энтони Иден.

Стиляги Третьего рейха. Изображение № 10.

Доктор Плейшнер в «Хомбурге» в культовом советском фильме «Семнадцать мгновений весны» (пастор Шлаг тоже носил такую шляпу).

Стиляги Третьего рейха. Изображение № 11.

Обязательным элементом облика Энтони Идена был зонт-трость. «Шлурфы» тоже ходили с большими зонтами-тростями (кстати, как и французские зазу). Особым шиком среди «свингующей молодежи» в Гамбурге было, чтобы иностранная, лучше английская, газета торчала из кармана пальто-тренчкота.

Карикатуры на французских зазу:

Стиляги Третьего рейха. Изображение № 12.

Движение «Свингюгенд» началось в Гамбурге, где популярны были кафе и танцевальные школы, в которых играли негласно запрещенную «дегенеративную музыку» и танцевали только свинг. Самое известное среди них кафе «Heinze». Подобные заведения открывались и в других городах Германии. Эти кафе имели часто «английские» названия - «Harlem-Klub» во Франкфурте-на-Майне, «Энтони» (в честь Энтони Идена).

 Стиляги Третьего рейха. Изображение № 13.

  1.  - кафе "Хайнце" в Гамбурге; 
  2.  - танцующая пара середины 1930-х гг.

С 1939 г. в подобных заведениях устраивали танцевальные вечеринки, где играли американскую и английскую музыку. Кстати, с началом войны танцы в публичных местах были запрещены. На этих полулегальных танцевальных вечеринках собиралось от 5 до 600 человек. В феврале 1940 г. в Гамбурге они собирали 500-600 участников. В конце концов, власти запретили танцевать свинг.

Стиляги Третьего рейха. Изображение № 14.

Немецкие карикатуры на свинг и советская карикатура на танец стиляг.

Стиляги Третьего рейха. Изображение № 15.

Особая тема - «Swing-Girl», «Swing-Baby», «Swing-puppe» («куколки»), «Jazz-Katze» («Кошки»). Их поведение и облик были демонстративным неприятием нацистской женской политики. Мало того, что девушки из BDM облачились в скучную, откровенно не модную униформу, власти Третьего рейха пытались регламентировать повседневный быт и облик обычных женщин.

Девушки из BDM:

 Стиляги Третьего рейха. Изображение № 16.

Нацисты пропагандировали образ «настоящей немецкой женщины» и «настоящей немецкой девушки», которая не курит, не пользуется косметикой, носит «трахт» и длинные юбки, волосы заплетает в косы или стягивает в скромный пучок. Нацисты не признавали женской эмансипации. Например, существовала квота в 10% на прием в университеты девушек-студенток. «Долг каждой здоровой женщины – подарить фюреру ребенка», а не учиться и делать карьеру. Гауляйтер Мюнхена Пауль Гислер на встрече со студентами университета в 1943 г. заявил: «Лучше бы вы рожали детей, чем забивать себе головы». За эти слова аудитория устроила ему обструкцию – студентки сняли туфли и стучали ими по спинкам скамей, не давая продолжить речь.

Белая блузка и скромный пучок – лучшее украшение арийской девушки.

Стиляги Третьего рейха. Изображение № 17.

Особенным нападкам нацистской пропаганды подвергался образ голливудской «женщины-вамп», который был популярен в Веймарской Германии: «Боевая раскраска более подобает примитивным негритянским племенам, но ни в коем случае не немецкой женщине и не немецкой девушке». Взамен пропагандировался образ «естественной немецкой женской красоты». Правда, нужно отметить, что эти требования не относились к немецким актрисам и звездам кино.

Во многих общественных местах еще до войны висели плакаты «Немецкая женщина не курит», запрещалось курить во всех партийных помещениях, в бомбоубежищах, а Гитлер планировал после победы запретить курение вообще. В начале 1941 г. Имперское объединение парикмахерских заведений приняло директиву, которая ограничивала длину женской прически 10 см. Так что прически из более длинных волос в парикмахерских не делали и могли даже укоротить слишком длинные волосы, если они не были убраны в скромный пучок или заплетены в косы.

Семейный портрет:

Стиляги Третьего рейха. Изображение № 18.

Мисси Васильчикова в своем дневнике отметила (запись относится к ее работе в госпитале для летчиков люфтваффе в Вене весной 1945 г.): «Поскольку я еще не ухаживаю за ранеными, старшая медсестра... позволяет мне ходить без полагающегося по форме чепца. Но это уже вызвало протест: кое-кто из сестер заявляет, что у меня голливудские замашки. Сейчас в Германии, чтобы быть на хорошем счету, нужно выглядеть как комок глины! ... Достаточно того, что приходится привыкать обходиться без губной помады...»

Групповой портрет свингюгенд. 1940 г.

Стиляги Третьего рейха. Изображение № 19.

«Свингюгенд» были за свободную любовь. Девушки не хотели становится машинами для производства детей для фюрера, а хотели быть модными и сексапильными, как звезды Голливуда. В противовес официальным требованиям девушки носили длинные взбитые волосы, брюки или короткие юбки (до колена), ярко красили губы (любили оттенок «cyclamen lila») и ногти. Также любили носить темные солнечные очки в белой пластмассовой оправе, как и французские зазу. Они демонстративно курили сигареты с длинным мундштуком. Такое поведение во время войны считалось «асоциальным». Например, в 1944 г. во время следствия по делу об июльском покушении на Гитлера на жену одного из заговорщиков, графа Готфрида фон Бисмарка, донесли, что она «асоциальна» - красит ногти и завтракает в постели.

Карикатура на «Swing-Girl»

Стиляги Третьего рейха. Изображение № 20.

Девушки из Уэльса в солнечных очках:

Стиляги Третьего рейха. Изображение № 21.

Парижанки в солнечных очках:

Стиляги Третьего рейха. Изображение № 22.
Стиляги Третьего рейха. Изображение № 23.

И 20 лет спустя – советские стиляги

О немецких «детях свинга», как и о «пиратах Эдельвейса», долгое время после войны не вспоминали, а в СССР об этом вообще ничего не было известно. Но в последние годы эта тема вызывает интерес и в Германии (есть сайты, посвященные «Swingugend», танцевальные клубы, в Гамбурге проводятся фестивали, был поставлен мюзикл), и в России. Например, известный германофил музыкант и продюсер Олег Нестеров (группа «Мегаполис») написал роман-апокриф (или «винтажный роман») «Юбка» о свингюгендах в довоенной Германии. А американский режиссер Томас Картер снял фильм «Swing Kids» (1993), действие которого происходит в Гамбурге в 1939 г.

Фрагмент фильма Swing Kids:

  • Режиссер: Томас Картер

 

Так же, вы можете прочитать антимоду Третьего рейха - часть первую (кликнув по ссылке).

________________________________________________________________________

Большая благодарность за помощь в работе над постом dartproduction.

При работе над постом были использованы следующие источники:

  1. Васильченко А.В. Мода и фашизм. М.: Вече, 2009.
  2. Васильчикова М. Берлинский дневник 1940-1945. М.: издание журнала «Наше наследие» при участии ГФ «Полиграфресурсы», 1994.
  3. Селигман М., Д. Дэвисон, Макдональд Д. В тени свастики: жизнь в Германии при нацистах, 1933-1945. М.: ЗАО Центрполиграф, 2008.
  4. www.zina-korzina.livejournal.com/214672
  5. www.return2style.de/swheinis
  6. www.youtube.com
Рассказать друзьям
47 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются
чтобы можно было оставлять комментарии.