Views Comments Previous Next Search

Ариф Алиев: «Второй сценарий надо писать чужой кровью»

01820
Написалcinemotion_lab courses15 ноября 2010
01820
Ариф Алиев: «Второй сценарий надо писать чужой кровью» — Кино на Look At Me

CINEMOTION_LAB: В одном из интервью Вы говорили, что сценаристом можно стать лишь через 10-20 лет работы. Почему Вы так считаете?

АРИФ АЛИЕВ: Вы несколько искажаете мои слова. Я говорил о выполнении заказа на заданную тему. Но раз возник вопрос, давайте разберемся. В начале пути сценарист пишет своей кровью. У кого-то крови мало, не хватает на этюд во ВГИКе. Но чаще все-таки хватает на один полнометражный сценарий. И первый сценарий получается интересным, эмоциональным, успешным. Дальше — кризис. Не придумывается ничего или придумывается нечто тусклое и вялое, не холодное и не горячее. Из аорты не хлещет, как прежде. И первый сценарий остается единственным. Почему? Потому, что второй сценарий надо писать чужой кровью, а это сложнее.

Чтобы научиться в товарных количествах придумывать увлекательные истории и оформлять их в виде продаваемых заявок, чтобы научиться писать на заданную тему и выполнять заказы, надо стать мастером. Сколько времени потребуется на овладение мастерством? Смотря как работать. Бывает, достаточно двадцати лет. Возраст, когда представители других профессий выходят на пенсию, для сценариста — акмэ. Конечно, сказанное — условность, схема. Я знаю сценаристов, у которых своей крови хватило на два и даже на три первых сценария. Знаю и тех, кто не растратил всю кровь в начале пути, а по капле добавляет в каждый новый сценарий. И все-таки как научиться питаться чужой кровью — чужими судьбами и переживаниями? Нет рецепта. Наблюдайте, вспоминайте, сопереживайте, общайтесь, учитесь. Иногда автору приходится стать вампиром, настоящим. Боже, милостив буде, мне грешному. Однажды я прочитал, что Лопе де Вега перед новой пьесой непременно заводил новую любовницу. А без этого не мог работать, не мог ничего сочинить. Это легенда, конечно. Ведь Лопе де Вега написал 1800 пьес. Или не легенда? Я не слышал, чтобы нынешние мастера-вампиры после подписания договора непременно заводили любовницу. Обычно набирают сценарную группу.

CL: Каковы, на ваш взгляд, самые распространенные ошибки молодых сценаристов?

АА: Можно бесконечно придумывать сюжет, собирать материал, смотреть для вдохновения любимые фильмы, читать книжки по сценарному мастерству, интервью читать со сценаристами на специальных сайтах. Долгое обдумывание — самая распространенная ошибка и молодого сценариста, и матерого. Думать надо меньше. Художник — рисуй. Сценарист — долби клавиатуру. Это пусть продюсеры думают, редактора и режиссеры, а нам бездельничать нельзя, нам работать надо. Пока не сядешь за компьютер, ничего не возникнет. Не бойтесь написать первую строчку. Попробуйте начать, само покатится.

CL: С чего для Вас начинается работа над сценарием: с героя или истории?

АА: В стенгазете «Республики Шкид» была опубликована поэма, которая начиналась с такого четверостишия: «Писать я начинаю, В башке бедлам и шум. Писать о чем не знаю, Но все же напишу». Советую принять к сведению шкидскую мудрость. Если вы уверены, что занимаетесь своим делом, не теряйте времени, приступайте. И герой начертится, и сюжет закрутится.

Полную версию интервью читайте здесь.

Рассказать друзьям
0 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются
чтобы можно было оставлять комментарии.