Views Comments Previous Next Search

Удар ножом: Гид по «Крику»

2618131
НаписалГоша Биргер15 апреля 2011
2618131

В девяностых фильм «Крик» практически в одиночку возродил моду на молодежные слэшеры свежей идеей саркастического хоррор-сериала. С приходом нулевых и с третьей частью фильма тема оказалась закрыта, а в хорроре наступила эпоха куда более брутальных лент. Однако 14 апреля на экраны выходит «Крик 4». Новая лента — не римейк и не безделушка, выходящая прямиком на DVD, а ожидаемое возвращение к одной из самых успешных кинофраншиз в истории. Отвечают за сиквел те же самые люди, кто в 1996-м превратил остроумный сценарий в кино, ставшее символом эпохи и породившее одновременно и вопрос «Какой твой любимый фильм ужасов?», и ответ на него. В честь премьеры новой части саги Михаэль Агафонов подготовил для Look At Me гид по всей истории «Крика».

 

Окровавленный конвейер

Эра слэшеров — картин, где героев преследует убийца с ножом, — началась в 1978-м, когда снятый за копейки триллер Джона Карпентера «Хэллоуин» стал хитом проката. Первым по следам Карпентера пошел Шон Каннингэм, взявший формулу «молодежь и убийца» и отправивший ее в пионерский лагерь, сняв в 1980-м «Пятницу, 13-е». За Каннигэмом подтянулись и другие режиссеры, но их вариации на тему «Хэллоуина» предсказуемо затерялись на пыльных полках видеопрокатов. К середине восьмидесятых тема зашла в тупик. Глотком свежего воздуха стал «Кошмар на улице Вязов» (1984) Уэса Крэйвена. Однако бесконечные сиквелы на корню зарубили возможность появления других картин в этом ключе. Так, к началу девяностых жанр слэшеров практически умер, а редкие сиквелы знаменитых франшиз получались одна слабее другой. В те годы словосочетание «фильм ужасов» у большинства людей ассоциировался не с тяжелым дыханием Майкла Майерса или хоккейной маской Джейсона Вурхиса, а со зловещей ухмылкой Ганнибала Лектора, нежными клыками героев «Интервью с вампиром» или со скрещенными ногами Шэрон Стоун.

Изображение 2. Удар ножом: Гид по «Крику».. Изображение № 1.

5 слэшеров, вышедших незадолго до «Крика»



Изображение 3. Удар ножом: Гид по «Крику».. Изображение № 2.



«Новый кошмар»  (1994)
Действие седьмой части сериала о Фредди Крюгере разворачивалось в Голливуде, а актеры первых частей в компании режиссера Уэса Крэйвена играли самих себя. Сюжетная основа была проста и оригинальна: устав от того, что его бесконечно «воскрешают» в угоду продюсерам, Фредди Крюгер пробирался в реальный мир. Прокатные успехи фильма были весьма посредственными, зато именно «Новый кошмар» считается мостиком между классическими слэшерами восьмидесятых и постмодернистским «Криком». 



Изображение 5. Удар ножом: Гид по «Крику».. Изображение № 3.



«Джейсон отправляется в ад: Последняя пятница» (1993)
В начале девятой части саги о маньяке в хокейной маске Джейсоне Вурхисе его, наконец-то, убили. Однако его душа начала переселяться из тела в тело, чтобы в финале отправиться прямиком в ад. Сборы были неутешительные, а фанаты Джейсона разгневаны — их кумир проводил на экране не более пятнадцати минут. Реанимирован сериал был только в начале нулевых.



Изображение 4. Удар ножом: Гид по «Крику».. Изображение № 4.



«Хэллоуин 6: Проклятие Майкла Майерса» (1995)
Проект, чье название стало воистину пророческим. Во-первых, во время съемок сценарий был кардинально изменен, и в итоге существует две версии картины (оригинальную «продюсерскую версию» теперь активно продают на eBay). Во-вторых, прямо перед пересъемками скончался Дональд Плезенс, исполнитель роли бессменного оппонента убийцы — доктора Лумиса. Однако неожиданно неплохие сборы фильма и успех «Крика» не дали сериалу умереть: с тех пор бренд «Хэллоуин» дополнился еще четырьмя картинами.



Изображение 6. Удар ножом: Гид по «Крику».. Изображение № 5.



«Лепрекон» (1993)
Единственный хоррор первой половины девяностых, который, несмотря на сокрушительные отзывы критиков, смог собрать внушительную кассу и обзавестись шлейфом из сиквелов. Впрочем, историю о лепреконе-убийце, преследующем похитителей своего золота, клонило скорее к комедии, чем к хоррору. Сейчас фильм интересен в первую очередь как дебют на большом экране Дженнифер Энистон.



Изображение 7. Удар ножом: Гид по «Крику».. Изображение № 6.



«Выпускной бал 4: Избавьте нас от зла» (1992)
Не имеющее никакого отношения к оригиналу 1980 года продолжение сериала, объединенного темой убийств во время выпускного бала. На этот раз молодежь истреблял одержимый злыми духами фанатичный священник, выбравший в качестве оружия гибрид распятия и меча. Несмотря на то, что сиквел получился одной из самых вменяемых лент в сериале, он с трудом добрался до кинотеатров и ознаменовал конец франшизы, хотя в 2008-м вышел вольный римейк оригинала. 

Изображение 1. Удар ножом: Гид по «Крику».. Изображение № 7.


Месть гиков

«Крик» — результат смешения богатого наследия фильмов ужасов и реальной трагедии. В 1994-м, принявшись за работу над текстом «Крика», молодой сценарист Кевин Уильямсон вдохновлялся не только любимым фильмом своего детства — «Хэллоуином», но и репортажем о гейнсвиллском потрошителе, серийном убийце Дэнни Роллинге, выбиравшем в качестве жертв студентов. Главный вопрос, которым задавался Уильямсон, когда писал сценарий, звучал так: «Как бы повел себя человек, знающий все правила выживания в фильмах ужасов и сам ставший жертвой серийного убийцы?». Сюжет развивался вокруг старшеклассницы Сидни Прескотт, чьих друзей начинают убивать через год после смерти ее матери. Причем убийца сначала звонит своим жертвам по телефону, давая им шанс спастись, правильно ответив на вопросы о фильмах ужасов: например, «Кто был убийцей в первой «Пятнице, 13-м»?».

В итоге текст, где жесточайшие убийства шли рука об руку с остроумными обсуждениями фильмов ужасов, был выставлен на торги. Через пару дней за сценарий боролись сразу несколько крупных студий, разглядевших в работе Уильямсона огромный потенциал. Дрю Бэрримор, давно мечтавшая сняться в полноценном фильме ужасов, лично предложила свою кандидатуру на главную роль, а в режиссерское кресло сел постановщик «Кошмара на улице Вязов» Уэс Крэйвен, оставив надежду завязать с хоррорами. Съемки прошли не без накладок, а кассовые перспективы были малоутешительными — Variety встречал выходящий под Рождество 1996-го хоррор фразой «мертв по прибытии». И тем не менее «Крик» стал хитом проката и любимцем критиков, в унисон воспевавших постмодернистский дух ленты. Не говоря уже о поклонниках жанра, получивших в цитатник целую тираду о правилах выживания в слэшерах.

Одна из ключевых причин успеха «Крика» — детальная проработка персонажей, обычно присущая сериалам, где с героем зрителям приходится провести куда больше экранного времени. Герои фильма были куда ярче привычных образов из хорроров и от них легко можно было услышать фразы вроде «Послушать тебя, так мы в фильме какого-нибудь Уэса Карпентера!». Впрочем, дело было не только в сценарии, но и в самих актерах, многие из которых к тому моменту уже успели отточить свое мастерство в сериалах и других молодежных постановках: Кортни Кокс тогда уже два года играла Монику в «Друзьях», Нив Кэмпбелл снималась в «Вечеринке на пятерых», а Роуз МакГоун прочили статус инди-звезды после роли в «Поколении игры "Doom"» Грегга Араки.

Изображение 22. Удар ножом: Гид по «Крику».. Изображение № 8.

5 других революционных хорроров



Изображение 14. Удар ножом: Гид по «Крику».. Изображение № 9.



«Психо» (1960)
Фильм вошел в историю не только сценой убийства в душе, но и тем фактом, что главная звезда погибала чуть ли не в самом начале. Изначально у Хичкока не было особых надежд относительно будущей картины: он снимал ее с минимальным бюджетом, рассчитывая в случае неудачи превратить фильм в один из эпизодов своего сериала «Альфред Хичкок представляет». В итоге съемки прошли успешно и лента стала хитом проката.



Изображение 13. Удар ножом: Гид по «Крику».. Изображение № 10.



«Ночь живых мертвецов» (1968)
Фильм Джорджа Ромеро не был первым зомби-фильмом в истории, но именно эта черно-белая постановка считается ключевой лентой в поджанре о мертвецах-людоедах. «Ночь…» шокировала всеми возможными способами: красавица-блондинка погибала, причину воскрешения умерших так и не озвучили, обращенная в зомби дочка жестоко убивала свою мать, а вместо счастливого конца единственного выжившего героя убивали приехавшие на место люди, приняв его за зомби.



Изображение 16. Удар ножом: Гид по «Крику».. Изображение № 11.



«Техасская резня бензопилой» (1974)
Известный в первую очередь своим кричащим названием, фильм Тоуба Хупера имеет под собой куда более серьезную основу, чем история о группе друзей, попавших в дом семьи каннибалов. Мысль снять фильм с зашкаливающим градусом насилия и с полным отсутствием сентиментальности пришла к Хуперу во время просмотра многочисленных выпусков новостей о Вьетнаме. Огромное влияние на сценарий также оказала история Эда Гина, который любил шить одежду и абажуры для ламп из человеческой кожи.



Изображение 12. Удар ножом: Гид по «Крику».. Изображение № 12.



«Хэллоуин» (1978)
Формально первым слэшером является лента 1974 года «Черное Рождество». Однако именно «Хэллоуин» Джона Карпентера стал самым важным фильмом для этого поджанра. Снятый за $320 тысяч, фильм собрал в мировом прокате более $203 миллионов. Успех картины таился в смешении минимализма, реализма и сверхъестественного: на экране самые обычные подростки образца конца семидесятых сталкивались с убийцей, которого невозможно остановить. А все объяснения Карпентер предпочел оставить за кадром, предоставив право на догадки своим зрителям.



Изображение 15. Удар ножом: Гид по «Крику».. Изображение № 13.



«Пила» (2004). 
Как и полагается каждому по-настоящему культовому хоррору, никто не ожидал от полнометражной версии десятиминутной короткометражки большого успеха. Однако, когда бюджет картины окупился в сто раз, стало ясно: у хорроров нулевых наконец-то появилось свое лицо. Именно благодаря «Пиле» в фильмы ужасов вернулся звериный оскал бескомпромиссных хорроров эпохи «Техасской резни бензопилой», только теперь стало модно не отводить камеру, а напротив — смаковать каждую ужасающую подробность.

Изображение 22. Удар ножом: Гид по «Крику».. Изображение № 14.


Ужас в тираже

Сейчас влияние «Крика» определяется не столько внушительными сборами, сколько поднявшейся после его выхода хоррор-истерии. В производство были тут же запущены многочисленные слэшеры, чьи авторы вдохновлялись «Криком». Работа над «Криком 2» тоже началась моментально. Фильм открывала сцена премьеры «Удара ножом», снятого по мотивам событий первого «Крика». Пришедшую на сеанс парочку убивали прямо в кинозале, а затем действие переносилось в университет, где теперь училась Сидни и ее новые друзья. На этот раз для вычисления личности убийцы героям предстояло изучать законы хоррор-продолжений. 

Подготовку к третьей части омрачила трагедия в школе Колумбина в 1999-м, в итоге насилие на экране сократили до минимума, а действие «Крика 3» решили максимально отдалить от подростков. Теперь убийства начинали происходить прямо на съемках «Удара ножом – 3», хотя расследованием занималась все та же команда выживших из прошлых частей. Фильм собрал хорошую кассу, но был прохладно встречен критиками, которых не впечатлил переезд сериала в Голливуд. А сам Уэс Крэйвен недавно признался, что сюжет триквела больше напоминал эпизод из «Скуби Ду». Но никто особенно не переживал: финал есть финал, да и своих клонов «Крик 3» все равно превосходил на голову.

Изображение 2. Удар ножом: Гид по «Крику».. Изображение № 15.

5 фильмов, которые бы не появились без «Крика»



Изображение 21. Удар ножом: Гид по «Крику».. Изображение № 16.



«Я знаю, что вы сделали прошлым летом» (1997)
Первый и наиболее популярный последователь «Крика», сценарий к которому также написал Кевин Уильямсон. Четверка друзей случайно сбивает прохожего, избавляется от тела, а через год все получают вынесенное в заглавие картины послание, а некоторые из них еще и крюком в горло. Главное отличие от «Крика»: никакого ерничества и киноцитат.



Изображение 19. Удар ножом: Гид по «Крику».. Изображение № 17.



«Городские легенды» (1998)
В университетском городке начинают происходить убийства, повторяющие сценарии городских легенд — баек про маньяков на задних сидениях автомобилей, собачек в микроволновках и свиданиях с летальным исходом. В отличие от «Крика» вместо фильмов герои тут с жаром обсуждают истории, которые «произошли с одним моим знакомым».



Изображение 18. Удар ножом: Гид по «Крику».. Изображение № 18.



«Хэллоуин: 20 лет спустя» (1998) 
Седьмая часть истории о Майкле Майерсе, сюжетный замес которой придумал опять-таки Кевин Уильямсон (этим он и ограничился — основной сценарий писали уже другие люди). Сюжет возвращается к Лори Строуд, главной героине первых двух «Хэллоуинов», начавшей новую жизнь под новым именем и преподающей в частном колледже. К юбилею бойни в 1978-м в колледже появляется ее брат-маньяк. В одной из сцен герои смотрят сцену из «Крика 2», а чуть ли не половина экранного времени отдана сыну-подростку Лори и его друзьям — чтобы привлечь молодую аудиторию «Крика».



Изображение 17. Удар ножом: Гид по «Крику».. Изображение № 19.



«Черри Фоллз»  (2000)
Остроумная игра на поле правил выживания, перечисленных в «Крике»: тут убийца выбирает в качестве жертв как раз девственников. Местная молодежь (во главе с Бриттани Мерфи) находит оригинальный способ избежать смерти: организовать вечеринку, на которой все они попрощаются с невинностью.



Изображение 20. Удар ножом: Гид по «Крику».. Изображение № 20.



«Бассейн» (2001)
Одно из многочисленных европейских переложений «Крика»: немецкая история о том, как убийца устроил бойню в аквапарке, куда ночью пробралась группа выпускников старшей школы. Все по канону: сначала жестокие убийства с участием тренажеров и водных горок, а в финале — срывание маски и озвучивание мотивов. В кадре неведомо каким образом попавшие на площадку Джеймс МакЭвой (будущий «Особо опасный») и Айла Фишер (будущий «Шопоголик»).

Изображение 1. Удар ножом: Гид по «Крику».. Изображение № 21.


Назад в будущее

Если первый «Крик» поднял волну интереса к фильмам об охотившихся на группу молодежи серийных убийцах, то «Крик 3» эту волну практически уничтожил. Поэтому последнюю декаду в Голливуде отчаянно пытались найти новые модификации хоррора: то изучая азиатское наследие («Звонок» и «Проклятие»), то смешивая хорроры с комедиями («Зомбиленд»), то снимая римейки чуть ли не на все возможные триллеры семидесятых и восьмидесятых («У холмов есть глаза», «Хэллоуин»), то ударившись в то, что принято называть «пыточным порно» («Пила», «Хостел»), то просто закупая европейские шокеры («Высокое напряжение», «Спуск»). 

Но к 2010-му все эти поджанры себя практически исчерпали, и решение возродить «Крик» кажется абсолютно логичным: хотя бы для того, чтобы по-умному высмеять хоррор-тренды последних лет. Или чтобы обеспечить выпускников «Крика» новой потенциально прибыльной работой, ведь кроме хорошо чувствующих себя в мире сериалов Уильямсона и Кортни Кокс, никто из актерского состава трилогии не был задействован в действительно успешном проекте. В итоге «Крик 4» возвращается во всей красе: на экране появятся все ключевые герои франшизы, а процессом вновь руководит 71-летний Крэйвен. Сюжет возвращается к истокам: это будет первое продолжение оригинального фильма, действие которого вновь развернется в городке Вудсборо, где очередной убийца начнет охоту как за старыми героями, так и за нынешними старшеклассниками. А в ответах на телефонные угрозы маньяка теперь нужно будет учитывать не восьмидесятые, а нулевые: уже в трейлере убийца мучает одну из героинь, требуя назвать один из недавних римейков. И если лента достойно покажет себя в прокате, то вполне вероятно, что в ближайшие годы нас ждут пятая и шестая части: по крайней мере изначально возвращение Призрака на экраны планировалось именно в виде новой трилогии. Так что слоган картины «Новое десятилетие. Новые правила» выглядит сущим лукавством. Главное правило остается в силе: остроумный хоррор всегда найдет своего зрителя.

Изображение 22. Удар ножом: Гид по «Крику».. Изображение № 22.

Крикуны, версия 4.0

 

Нив Кэмпбелл

Изображение 23. Удар ножом: Гид по «Крику».. Изображение № 23.

Несмотря на то, что Нив — лицо одного из самых успешных киносериалов в истории, карьеру Кэмпбелл трудно назвать выдающейся. Снявшись в конце девяностых в нескольких громких картинах («Дикость» и «Студия 54»), после выхода «Крика 3» она сосредоточилась на независимых постановках (с трудом добиравшихся даже до американских кинотеатров), а в последние годы вообще мигрировала на телевидение (самый громкий из ее последних проектов — проживший всего восемь эпизодов сериал «Филантроп», 2009).

 


Кортни Кокс

Изображение 24. Удар ножом: Гид по «Крику».. Изображение № 24.

После финала «Друзей» в 2004-м Кокс осталась на телевидении, изредка выбираясь на большой экран. В 2007-м она играла стервозную редакторшу таблоида Люси Спиллер в «Грязи» (образ был явно вдохновлен ролью Гейл из «Крика»), а после закрытия сериала в 2008-м вернулась к комедийным корням — в «Городе хищниц», который стал неожиданным хитом и уже был продлен на третий сезон.


Дэвид Аркетт

Изображение 27. Удар ножом: Гид по «Крику».. Изображение № 25.

Помимо выполнения обязанностей супруга Кортни Кокс (пара образовалась после знакомства на съемках первого «Крика»), за последние десять лет Аркетт успел дебютировать в качестве режиссера (трэш-хоррором «Турист»), сняться в сериале «В случае крайней необходимости», стать чемпионом по реслингу, периодически сниматься в кино и начать борьбу с алкоголизмом.

 


Роджер Л. Джексон

Изображение 26. Удар ножом: Гид по «Крику».. Изображение № 26.

Бессменный «голос» Призрака, которого во время съемок «Криков» никогда не знакомят с актерами: чтобы добиться от них более реалистичной реакции во время сцен телефонных разговоров с убийцей. Во время недавнего интервью с Уэсом Крэйвеном телеведущий Джимми Киммел продемонстрировал зрителям фотоснимок Джексона. В свободное от работы время Роджер занимается чревовещанием — он входит в ассоциацию кукольников.


Эмма Робертс

Изображение 28. Удар ножом: Гид по «Крику».. Изображение № 27.

20-летняя племянница Джулии Робертс играет в «Крике 4» Джил, кузину Сидни. Судя по всему, она станет центральным персонажем новой бойни в Вудсборо — в одном из выложенных в Сеть отрывков из фильма Сидни говорит Джил: «Ты напоминаешь мне меня». Карьера Робертс началась с роли дочери Джонни Деппа в «Кокаине», а в прошлом году она появилась на одном экране вместе с тетей Джулией — в «Дне святого Валентина».

 


Хайден Панеттьери

Изображение 31. Удар ножом: Гид по «Крику».. Изображение № 28.

Исполнительница роли той самой чирлидерши, от спасения которой зависело спасения мира, в закрытом в прошлом году сериале «Герои». Как и полагается молодой звезде, 21-летняя Хайден уже успела попеть, порекламировать косметику и посниматься в видеоклипах. Из последних работ: сменила Энн Хэтэуэй в образе Красной шапки в сиквеле мультфильма «Красная шапка против зла», который выходит в этом году. В «Крике 4» исполняет роль подруги героини Эммы Робертс. То есть, по сути, заменяет Роуз МакГоун.


 Рори Калкин

Изображение 30. Удар ножом: Гид по «Крику».. Изображение № 29.

Младший брат Макалея Калкина, снимающийся в кино с четырех лет. «Крик 4» знаменует третий совместный проект Рори с Эммой Робертс: они уже снимались вместе в «Роскошной жизни» (2008) и «Двенадцати» (2010). В новом «Крике» играет одного из двух главных гиков школы, которые объясняют героям, по каким законам живет хоррор образца XXI века.

 


Адам Броуди

Изображение 29. Удар ножом: Гид по «Крику».. Изображение № 30.

31-летний Броуди прославился ролью гика Сета в одном из ключевых молодежных сериалов нулевых — «The O.C.». Попутно засветился в «Мистере и миссис Смит», сыграл наркодиллера в «Хохотушке» Грегга Араки и лидера сатанинской инди-группы в «Теле Дженнифер». В «Крике 4» играет полицейского из Вудсборо, расследующего новый виток убийств в городе.

Изображение 22. Удар ножом: Гид по «Крику».. Изображение № 31. 


Текст: Михаэль Агафонов

Рассказать друзьям
26 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются