Views Comments Previous Next Search

Большое кино Кончаловского

142765
Написалefremov6 августа 2011
142765

Андрей Кончаловский — один из самых знаковых и в то же время неизвестных у нас режиссеров. В полном соответствии с названием фильма его брата, Никиты Михалкова, Кончаловский оказался «своим среди чужих, чужим среди своих». В Советском Союзе он сделал успешную кинокарьеру, поставив «Асю Клячину», «Романс о влюбленных», «Сибириаду» и еще ряд картин. Но своим он здесь не стал, несмотря на то, что его фильмы посещали десятки миллионов зрителей — и уехал в Голливуд.

Ретроспектива Кончаловского на Винзаводе посвящена именно голливудскому периоду жизни и творчества русского режиссера. Как выясняется, этот Кончаловский оказался отечественному зрителю почти незнаком. Фильмы, ставшие голливудской классикой, никак не хотели ассоциироваться с Кончаловским, а картины, снятые им в более сложном и менее «экспортном» драматическом жанре, в большинстве своем, дошли до отечественного зрителя только сейчас. Зато — что и составляет основную прелесть ретроспективы — в новом качестве и с комментариями буквально из первых рук, в том числе, и самого режиссера.

Большое кино Кончаловского. Изображение № 1.

Тем интереснее было смотреть их, слушать людей, представляющих картины (презентация в данном случае нисколько не уступала содержанию) и наблюдать за реакцией зрителей. В первый день ретроспективы показали драму «Стыдливые люди», ранее называвшуюся у нас «Застенчивые люди». Это произведение Кончаловского порой называют лучшим во всем американском периоде его творчества, что отмечено в том числе в Каннах, и при этом едва ли не самым неожиданным — корни его восходят к знаменитой «Сибириаде». Сам режиссер признался, что плохо помнит фильм и посмотрел его сам, вместе со зрителями.

Второй и третий дни не отметились чем-то неожиданным — в ход были пущены два главных, по крайней мере, наиболее широко известных фильма Кончаловского, «Поезд-беглец» и «Танго и Кэш». «Поезд-беглец», классический боевик с Эриком Робертсом и Джоном Войтом, не так давно был переснят Тони Скоттом. «Танго и Кэш» лишний раз представлять не надо — разве что многие зрители очень удивились, узнав, что эталонный криминальный фильм с Сильвестром Сталлоне и Куртом Расселом мог снять такой режиссер, как Кончаловский.

Причем помогал ему в этом тогда еще совсем молодой Егор Кончаловский, ныне известный у нас постановщик криминальных фильмов: Егор рассказал, что, будучи ассистентом режиссера, он вовсе не был важной персоной и мог запросто уснуть на площадке, так, что никто и не заметил.

Вопреки хронологическому подходу, в четвертый день зрителям показали первый голливудский фильм Кончаловского - «Возлюбленные Марии». Одна из первых главных ролей Настасьи Кински — и оригинальная драма, после которой Кончаловскому и стали доверять крупные голливудские проекты. При этом, как недавно признался сам режиссер, большинство его американских картин все-таки так и не дошли до широкого экрана и презентовались как «запрещенное в СССР кино».

В пятницу зрителей ожидала драма «Дуэт для солиста». Она впечатляет, прежде всего, подбором актеров — помимо Джули Эндрюс, Алана Бейтса и Лиама Нисона, играющих главные роли, скрипачку Стефани Андерсон, ее отца и мужа, в фильме снялись ветеран Макс фон Сюдов и тогда еще новичок Руперт Эверетт.

Половина ретроспективы, таким образом, осталась позади; впереди — пожалуй, самое интересное. В воскресенье — одна из самых известных, в том числе, и у нас, работ Кончаловского. Амбициозная попытка превзойти классическую постановку «Лев зимой», с Кэтрин Хёпберн и Питером О'Тулом — к удивлению критиков, вполне достойная, в основном, благодаря участию Гленн Клоуз и Патрика Стюарта.

С понедельника по среду пройдет завершающая часть ретроспективы, пожалуй, наиболее интересная. В ней представлены три очень разные картины, относящиеся к разным периодам творчества Кончаловского. В понедельник — предпоследний голливудский проект, вышедший на волне успеха, трагикомедия «Гомер и Эдди», одновременно мейнстримовая и авторская. Здесь стоит посмотреть, конечно, на дуэт Джеймса Белуши и Вупи Голдберг. 

Во вторник - «Ближний круг». Как и большинство своих ровесников, в начале девяностых Кончаловский не смог удержаться от попытки исследовать сталинскую эпоху; Кончаловскому удалось организовать крупный международный проект — такие ему вообще удаются лучше всех нынешних отечественных режиссеров. В роли Сталина — Александр Збруев, в роли Берии — Боб Хоскинс; пройти мимо этой картины, порой перекликающейся с еще не снятыми тогда «Утомленными солнцем» и подчеркивающей всю разницу между творчеством двух братьев, невозможно.

Закрывает ретроспективу «неизвестного», а точнее все-таки, «иностранного» Кончаловского «Одиссей», картина, в которой с подачи самого Копполы режиссер замахнулся на самого Гомера. Это классический пример европейского кино — блокбастером его не назовешь, но по отношению к первоисточнику, даже со всеми сокращениями, «Одиссей» оказывается куда как бережнее «Трои». Арманд Ассанте в роли Одиссея и Изабелла Росселини, изображающая Афину, остались в памяти отечественного и европейского зрителя надолго. При всех минусах телепостановки, которые может обнаружить в ней любитель масштабного кино или знаток Гомера, лучше Кончаловского «Одиссею» пока не ставил никто.

Расписание
7 августа, начало в 20:00 
THE LION IN WINTER / «Лев зимой», 2003 г. – 180 мин.
Фильм представляет Олег Погодин (сценарист, режиссер, критик)
8 августа, начало в 20:00 
HOMER AND EDDIE / «Гомер и Эдди», 1989 г. – 99 мин.
Фильм представляет Евгений Марголит (киновед)
9 августа, начало в 20:00 
THE INNER CIRCLE / «Ближний круг», 1992 г. - 132 мин. 
Фильм представляет Юрий Гладильщиков (кинокритик, журналист)
10 августа, начало в 20:00 
THE ODYSSEY / «Одиссей», 1997 г. – 180 мин.
Фильм представляет Антон Долин (кинокритик, ведущий радиостанции «Вести FM»)

Большое кино Кончаловского. Изображение № 2.

Большое кино Кончаловского. Изображение № 3.

Большое кино Кончаловского. Изображение № 4.

Большое кино Кончаловского. Изображение № 5.

Рассказать друзьям
14 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются
чтобы можно было оставлять комментарии.