Views Comments Previous Next Search

ВСЕЛЕНСКОЕ КИНО

54741
НаписалМарина Канивец19 сентября 2011
54741

КОСМИЧЕСКАЯ ТЕМАТИКА В НАУЧНО-ФАНТАСТИЧЕСКОМ КИНЕМАТОГРАФЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ВЗРЫВА

ВСЕЛЕНСКОЕ КИНО. Изображение № 1.

Научная фантастика всегда представляла собой идеальную форму для выражения различных философских концепций, упакованных в очень наглядную форму для широкого круга людей. Так, например, антиутопии всегда идеально подходили к описанию состояния современного общества и тому, к чему оно может в конечном итоге прийти. Фильмы о космосе — это зачастую вольная интерпретация классической немецкой философии и вопросов, связанных с познанием, на фоне постиндустриального общества больших достижений науки и техники. Критика чистого разума Канта и познание высшей материи, как и трактовка Бога Фейербахом, сплетаются воедино, чтобы предстать перед нами в форме понятной и доступной. Однако в кино этот процесс шел длительное время. Если литература и выдавала множество отличных идей в приключенческом жанре с самого начала, то кино на космическую тематику на заре становления и до 60-х зачастую было похоже на прото-хорроры, нежели на научную фантастику. Фильмы о планетах с огромными паукообразными монстрами и устрашающими инопланетными существами создали не слишком положительную репутацию научной фантастике. Однако в будущем окажется, что раз уж кино является «важнейшим из искусств», то и научная фантастика могла бы стать ближайшим союзником в передаче своих философских идей. Да и к чему фантастам создавать элитарный круг любителей «занимательной философии», если их идеи не услышит никто, кроме них самих. 

И как бы Станислав Лем не ругал Андрея Тарковского за «Солярис», широкий круг людей так никогда, возможно, и не познакомился бы через этот фильм с другими потрясающими произведениями Лема, которые, казалось бы, невозможно экранизировать. Впрочем, Стэнли Кубрик всегда доказывал обратное и ставил фильмы по таким, якобы, не поддающимся экранизациям книгам, как, например, «Космическая одиссея» Артура Кларка. Подобного рода «невозможность» стала вызовом для Кубрика, и можно было бы условно разделить все фильмы о космосе на два периода: до и после «Космической одиссеи». 

ВСЕЛЕНСКОЕ КИНО. Изображение № 2.

Первый в истории научно-фантастический фильм  напоминавший больше театральную постановку,был поставлен Жоржем Мельесом в 1902 г. Минимальная глубина кадра, конечно же, не могла выразить всех чувств, охватывавших человека при одном лишь взгляде на Луну — самый близкий и притягательный объект для человека начала двадцатого века. Возможность оказаться на Луне была весьма заманчивой, к тому же в то время многие все еще верили в вероятное существование каких-либо форм жизни или же запасов драгоценных металлов на поверхности Луны. Не стоит удивляться тому, что такого рода научная фантастика была не более чем развлечением, ведь и само кино поначалу никто не воспринимал всерьез. Итак, «Путешествие на Луну» — это пародия на романы Жюля Верна «С Земли на Луну прямым путем за 97 часов 20 минут» и Герберта Уэллса «Первые люди на Луне».

ВСЕЛЕНСКОЕ КИНО. Изображение № 3.

ВСЕЛЕНСКОЕ КИНО. Изображение № 4.

ВСЕЛЕНСКОЕ КИНО. Изображение № 5.

В 2002 году была найдена полная и раскрашенная вручную копия этого безусловного шедевра раннего кинематографа. Комедия Мельеса имела огромный успех, и уже через 6 лет в 1908 году был поставлен ремейк Сегундо Де Шомона «Экскурсия на Луну», в котором снаряд из пушки не только подбивает глаз Луне, но Луна еще и извергает желтое пламя, также раскрашенное вручную. 

ВСЕЛЕНСКОЕ КИНО. Изображение № 6.

Один из лидеров немецкого экспрессионизма Фриц Ланг поставил в 1929 году художественный фильм «Женщина на Луне». Техническим консультантом картины стал Герман Оберт: в дальнейшем он займется созданием первых ракет и станет наставником для небезызвестного Вернера фон Брауна. 

ВСЕЛЕНСКОЕ КИНО. Изображение № 7.

ВСЕЛЕНСКОЕ КИНО. Изображение № 8.

ВСЕЛЕНСКОЕ КИНО. Изображение № 9.

ВСЕЛЕНСКОЕ КИНО. Изображение № 10.

ВСЕЛЕНСКОЕ КИНО. Изображение № 11.

Так же Ланг для создания напряжения и драматизма перед запуском ракеты использовал обратный отсчет, который приживется потом в реальной космонавтике и ракетостроении. И все же акценты в фильме расставлены так, что «Женщина на Луне» — очередной фильм-антиутопия Фрица Ланга, который за два года до этого поставил свой знаменитый «Метрополис». Однако именно его, возможно, стоит считать первым серьезным опытом экранизации космического путешествия. 

Если сегодня видеокарты и компьютерные игры являются двигателем технического прогресса, то в конце 50-ых таковыми, конечно, были ракеты, причем изначально в космос они летать не собирались, ну или, по крайней мере, взмывали бы к орбите, с сокрушительной силой опускаясь потом на обратную сторону Земли. Тем не менее люди, которые строили эти самые ракеты, все же верили в то, что когда-нибудь «холодная война» закончится, и ракетостроение продолжится в целях исследования космоса. Впрочем, они ошибались. 

ВСЕЛЕНСКОЕ КИНО. Изображение № 12.

В 1951 году появляется первый советский научно-фантастический фильм Павла Клушанцева — «Вселенная», в котором он сочетал элементы документального и игрового кино. Фильм этот демонстрировался преимущественно в научных кружках и на научных конференциях. Павел Клушанцев в дальнейшем снимет множество научных фильмов о космосе, продолжая экспериментировать с формой и подачей, смешивая научность и вымысел, но при этом ставя основной целью «возможность» всего происходящего.

ВСЕЛЕНСКОЕ КИНО. Изображение № 13.

В 1957 году Клушанцев ставит фильм «Дорога к звездам», который был снят за четыре года до полета человека в космос и за несколько месяцев до запуска первого спутника.

ВСЕЛЕНСКОЕ КИНО. Изображение № 14.

ВСЕЛЕНСКОЕ КИНО. Изображение № 15.

ВСЕЛЕНСКОЕ КИНО. Изображение № 16.

 В фильме также показана высадка человека на Луну. В роли научного эксперта в фильме под вымышленным именем фигурирует Константин Циолковский. 

А в фильме 1965 года «Луна» будет показано, как человечество могло бы обустроиться на Луне, создав на ее поверхности ряд метеорологических станций, обсерваторий, базы для полетов космических кораблей на удаленные расстояния. Он мечтал о создании потрясающей базы для научных кадров именно на Луне — колыбели космонавтики. В 1966 году «Луна» получила «Золотую печать города Триеста» на IV МКФ фантастических фильмов. А в 1967 году выходит «Марс» Клушанцева, в котором рассказывается о возможности жизни на Красной планете.

ВСЕЛЕНСКОЕ КИНО. Изображение № 17.

В 1959 году появляется первый советский (полностью игровой) художественный научно-фантастический фильм Александра Козыря и Михаила Карюкова «Небо зовет», в котором показан полет человека к Марсу. 

В 1962 году Роджер Корман перемонтирует этот фильм и покажет в США, убрав всю идеологическую составляющую. Тоже он проделает и с другим советским фильмом все того же Клушанцева — «Планета Бурь», 1961 года. Корман заменит даже имена актеров на вымышленные американские фамилии и перемонтирует под удобоваримую «американскую фантастическую жевательную резинку».

ВСЕЛЕНСКОЕ КИНО. Изображение № 18.

ВСЕЛЕНСКОЕ КИНО. Изображение № 19.

ВСЕЛЕНСКОЕ КИНО. Изображение № 20.

ВСЕЛЕНСКОЕ КИНО. Изображение № 21.

ВСЕЛЕНСКОЕ КИНО. Изображение № 22.

ВСЕЛЕНСКОЕ КИНО. Изображение № 23.

Впоследствии наработки Клушанцева будут использованы Стенли Кубриком при создании «Космической одиссеи». После «Планеты бурь» Павел Клушанцев больше никогда не возвращался к игровому кино. В конце 80-х в Советский Союз приезжал Джордж Лукас, он очень надеялся на встречу с Клушанцевым, заявляя, что это не иначе, как «крестный отец» «Звездных войн», однако советские функционеры от кино совершенно не понимали, о чем и о ком он говорит. В итоге, встреча так и не состоялась. Клушанцев продолжил снимать научно-документальные фильмы, писать статьи и рассказы для детей вплоть до 80-х годов — почитаемый на Западе, забытый на родине.

ВСЕЛЕНСКОЕ КИНО. Изображение № 24.

«2001: Космическая одиссея» Стэнли Кубрика, вышедшая в 1968 году, имела эффект разорвавшейся бомбы, тем более, что этой самой бомбы от него и так все ждали: после четырехлетнего перерыва с момента выхода его предыдущей картины «Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу». К тому времени Кубрик, уже достигший колоссального успеха, заработал удивительную степень творческой независимости и мог снимать фильмы с голливудским размахом. 

ВСЕЛЕНСКОЕ КИНО. Изображение № 25.

ВСЕЛЕНСКОЕ КИНО. Изображение № 26.

ВСЕЛЕНСКОЕ КИНО. Изображение № 27.

ВСЕЛЕНСКОЕ КИНО. Изображение № 28.

«Одиссея» — это не просто хороший фильм, который наделяет определенным опытом, это настоящий перелом в сознании человека, впервые увидевшего его. Сама форма картины была чем-то вроде научной гипотезы и не укладывалась ни в какие стилистические рамки. Фильм был снят по роману Артура Кларка — именно того фантаста, который рассматривал будущее как нечто непознаваемое, окутанное завесой тайны. Тайна Вселенной — это лишь одна из немногих идей картины. Эйнштейн говорил: «Тот, кто не преклоняется перед Вселенной, не имеет души». 

ВСЕЛЕНСКОЕ КИНО. Изображение № 29.

ВСЕЛЕНСКОЕ КИНО. Изображение № 30.

Артур Кларк в фильме «Кубрик: жизнь в фильмах» рассказывал, что загадка космоса — это то, что занимало его с ранних лет, и именно это ощущение силы Вселенной они вместе с Кубриком пытались вложить в фильм. Вот откуда этот неспешный ритм повествования, больше подходящий для медитации, в сочетании с классической музыкой и вставками из авангардной музыки Лигети.

Музыка Лигети, состоящая из различных шумов, вообще больше похожа на слуховые галлюцинации: она лаконично сливалась с визуальными образами фильма: такими, как, например, эпизод «stargate». «Stargate» — был первым представлением о том, на что могло бы быть похоже путешествие из одного измерения в другое.

ВСЕЛЕНСКОЕ КИНО. Изображение № 31.

Непрерывное вращение космической станции, вращение Земли, астронавтов внутри космического корабля на борту звездного шаттла «Земля-Луна» сопровождается музыкой Штрауса, и это был по-настоящему головокружительный поворот в использовании не только музыки в кино, или видео-арта в музыке, — это была настоящая революция в искусстве. После этого все бросились снимать фантастику. По сути, многое из того, что сейчас принято называть ретро-футуризмом – это 70-е годы. И если в архитектуре и изобразительном искусстве это произошло значительно раньше, то в кино это произошло в 1968 году благодаря «Космической одиссее».

Случившийся переворот в западномкино не был встречен с энтузиазмом в Советском Союзе, где кинофантастика все еще считалась жанром преимущественно развлекательным. Более того, в СССР расставили акценты так, что научная фантастика — это жанр, безусловно, подростковый, и большинство фильмов в этом жанре были как раз таковыми. Вместо философских размышлений появилась космическая романтика и платоническая любовь. Так появились всеми любимые: дилогия «Москва-Кассиопея» 

ВСЕЛЕНСКОЕ КИНО. Изображение № 32.

и «Отроки во Вселенной»,

ВСЕЛЕНСКОЕ КИНО. Изображение № 33.

ВСЕЛЕНСКОЕ КИНО. Изображение № 34.

ВСЕЛЕНСКОЕ КИНО. Изображение № 35.

ВСЕЛЕНСКОЕ КИНО. Изображение № 36.

ВСЕЛЕНСКОЕ КИНО. Изображение № 37.

  «Большое космическое путешествие» 

ВСЕЛЕНСКОЕ КИНО. Изображение № 38.

ВСЕЛЕНСКОЕ КИНО. Изображение № 39.

ВСЕЛЕНСКОЕ КИНО. Изображение № 40.

ВСЕЛЕНСКОЕ КИНО. Изображение № 41.

и «Через тернии к звездам»

ВСЕЛЕНСКОЕ КИНО. Изображение № 42.

Однако не будем забывать про стандартную логику порядка вещей в годы «холодной войны»: то, что хорошо на Западе, плохо в СССР, и наоборот — все, что не слишком здорово воспринималось у нас, было невероятно популярно за рубежом. Самый яркий пример в кино — это Андрей Тарковский

ВСЕЛЕНСКОЕ КИНО. Изображение № 43.

В 1972 году выходит «Солярис» — достаточно вольная интерпретация одноименного романа Станислава Лема. Тарковский говорил о фильме, как об одном из самых своих неудачных. Вообще каждый фильм он делал в своем особом жанре. Так же и здесь: ломая фантастику как жанр, стремясь подчинить столь сильный роман Лема «поэтическому кино», Андрей Арсеньевич сам признавал, что ему это не удалось. Станислав Лем обрушился с критикой на Тарковского, а режиссер — с критикой на самого себя. И несмотря на это «Солярис» и по сей день считается одним из величайших фильмов «кинофантастики». 

ВСЕЛЕНСКОЕ КИНО. Изображение № 44.

ВСЕЛЕНСКОЕ КИНО. Изображение № 45.

ВСЕЛЕНСКОЕ КИНО. Изображение № 46.

Сломать фантастику как жанр и превратить ее в поэзию Тарковскому удалось лишь семь лет спустя в «Сталкере». 

ВСЕЛЕНСКОЕ КИНО. Изображение № 47.

Тем не менее вопросы этики и морали, которые ставит Тарковский в «Солярисе», по его собственному мнению, указывают на то, что проблемы «нравственной чистоты» проникают настолько глубоко, что являются неотъемлемой частью Вселенной. 

И все же, как это всегда и случается, глубокое философское повествование кинофантастики проигрывает в массовости на фоне эффекта «Звездных Войн» Джорджа Лукаса

ВСЕЛЕНСКОЕ КИНО. Изображение № 48.

С момента выхода Первого эпизода в 1977 году именно с этой эпопеей ассоциируется у многих кино о космосе, а фраза «давным-давно, в далекой галактике шли звездные войны» звучит на устах каждого уважающего себя «гика». Помимо шести фильмов появилось огромное количество книг и даже целая субкультура. На фоне «звездных войн» возникла даже специальная религия — «джедаизм», вобравшая в себя идеи нью-эйджа, метафизических и эзотерических философских течений, мировоззрение Кастанеды и Дзэн-буддизм.

ВСЕЛЕНСКОЕ КИНО. Изображение № 49.

С точки зрения философии, пожалуй, все в порядке, а вот кинематограф Лукаса хромает, и довольно серьезно. Критики отмечают разве что оригинальный фильм 1977 года «Скрытая угроза» и фильм 2005 года — «Месть ситхов», т.е.Четвертый и Третий эпизод соответственно. Многие фанаты очень трепетно относятся к тому факту, что история началась в 1977-м году с середины и закончилась также серединой в 2005 году. Впрочем, мир «Звездных войн» намного более обширный, и Джордж Лукас мог бы снять еще как минимум штук двадцать фильмов. Другое дело, стоило ли оно того.

ВСЕЛЕНСКОЕ КИНО. Изображение № 50.

ВСЕЛЕНСКОЕ КИНО. Изображение № 51.

И если в 70-е все хотели снимать интеллектуальную фантастику по типу Кубрика, что не особо оправдало себя, то в 80-е все захотели снимать «Звездные войны». Так в 1979 г. появился первый полнометражный StarTrek. А в СССР даже с успехом прошли «Козерог-1» 1978г. и «Ангар-18» 1980 г.

В 1984 году осуществлена не слишком удачная попытка снять продолжение «Одиссеи» — «2010: год вступления в контакт». После чего о серьезномкино о космосе пришлось забыть до конца нулевых: до выхода фильма «Пекло» в 2007 г. — одного из лучших английских мейнстримовых режиссеров Дэни Бойла

ВСЕЛЕНСКОЕ КИНО. Изображение № 52.

ВСЕЛЕНСКОЕ КИНО. Изображение № 53.

ВСЕЛЕНСКОЕ КИНО. Изображение № 54.

ВСЕЛЕНСКОЕ КИНО. Изображение № 55.

ВСЕЛЕНСКОЕ КИНО. Изображение № 56.

ВСЕЛЕНСКОЕ КИНО. Изображение № 57.

и фильма «Луна» в 2009 г., снятого сыном Дэвида Боуи Данканом Джонсом

 

ВСЕЛЕНСКОЕ КИНО. Изображение № 58.

ВСЕЛЕНСКОЕ КИНО. Изображение № 59.


 

Дэвид Боуи в свое время также снялся в фантастическом фильме «Человек, который упал на Землю», 1976 г.

 

ВСЕЛЕНСКОЕ КИНО. Изображение № 60.

ВСЕЛЕНСКОЕ КИНО. Изображение № 61.

ВСЕЛЕНСКОЕ КИНО. Изображение № 62.

ВСЕЛЕНСКОЕ КИНО. Изображение № 63.

ВСЕЛЕНСКОЕ КИНО. Изображение № 64.

 

А за семь лет до этого вышел его сингл «Space Oddity», в котором рассказывалась история об астронавте, затерявшемся в космосе, что во многом повторяло вышедший примерно в тоже время фильм Стэнли Кубрика. 

ВСЕЛЕНСКОЕ КИНО. Изображение № 65.

Будут ли в дальнейшем экранизированы Артур Кларк, Стругацкие или Станислав Лем?! Если да, то главное, чтобы это не приобрело форму «Звездных войн» или «Обитаемого острова» Ф.Бондарчука. Можно сделать сотню фильмов о космосе с отличным сюжетом и содержанием, но сделать по-настоящему «космическое кино» может только его космическая форма.

 

Текст: Алексей ГОНЧАРОВ
Рассказать друзьям
5 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются