Views Comments Previous Next Search

Питер Гринуэй. Великий и ужасный

54969
НаписалМузей и галереи Эрарта7 июня 2012
54969

Авангардист, снискавший славу на широком экране, Питер Гринуэй принадлежит к числу самых амбициозных и спорных кинорежиссеров своей эпохи. Его работы вызывают восторженное восхищение одних, и неистовую критику других. Провокатор, экспериментатор, новатор, один из самых противоречивых режиссеров современности, Питер Гринуэй 16 июня проведет в музее и галереях современного искусства Эрарта творческий вечер и показ короткометражных фильмов. Мы решили вспомнить 6 выдающихся работ мастера от экспериментальных короткометражек и принесших славу художественных картин, до актуальных мультимедийных проектов, сопроводив их цитатами автора.


Интервалы (Intervals). 1973

Питер Гринуэй. Великий и ужасный. Изображение № 1.

«Интервалы» - первая лента, представленная Гринуэем зрителю. Снятая в Венеции картина нисколько не восхищается легендарными каналами, площадямии романтическим флером закатов. Место действия – обветшалое здание парикмахерской. «Интервалы» - это короткая экспертиза структуры и звука, изучение динамики образа. Тягучий ритм метронома сменяется звуком мужского голоса, начитывающего на итальянском языке алфавит. Третья, финальная часть оглушает фрагментом из "Четырёх времён года" Вивальди. По высказыванию самого Гринуэя, «Интервалы» «очень абстрактный фильм, попытка сделать кино безрассказа, используя число 13, музыку Вивальди."

Питер Гринуэй о рабочем процессе: «Что мне мешает снимать кино? Сценарий, камера, актёры.»


Контракт рисовальщика. (The Draughtsman’s Contract). 1982

Питер Гринуэй. Великий и ужасный. Изображение № 2.

 Драма «Контракт рисовальщика», принесшая режиссеру мировую славу, ставшая первым большим успехом Питера у кинокритиков, выдвинула его в первые ряды мастеров экспериментального кино. В этом фильме особенно четко прослеживается один из основных кинематографических приемов мастера, а именно: практически абсолютно статичная камера. Гринуэй: «В «Контракте рисовальщика» камера передвигается, может, один раз – в сцене за обеденным столом – и то, все это сделано в этакой нарочитой манере, намеренно игнорирующей происходящее вокруг. Словно камера двигается только для того, чтобы было видно, что она может двигаться. <…> Со временем вмоих фильмах камера стала двигаться значительно больше. <…> Хотя по-прежнему она не опускается внезапно к полу, чтобы потом подскочить к носу актера, она не следует за героем в туалет и не двигается словно в "пляске святого Витта", что встречается часто в современном кино. Если камера двигается, для этого должна быть веская причина".


Питер Гринуэй о кино: «Не беспокойтесь о кино, это эфемерное создание, которое очень скоро перестанет существовать. Есть шесть видов искусства, которые существовали всегда: архитектура, театр, музыка, скульптура, литература, живопись. Но время от времени появляются синтетические, эфемерные виды искусства, которые используют элементы других видовискусства, но со временем исчезают, как это наверняка случится и с кино. Киноничего не изобрело".

 
Повар, вор, его жена и ее любовник. (The Cook, The Thief, His Wife & Her Lover).1987

Питер Гринуэй. Великий и ужасный. Изображение № 3.

Наиболее известная широкой аудитории картина режиссера, с которой Гринуэй прорвался на экраны Америки. Начинающийся с фразы "Посвящается всем тем, кого я ненавижу" и заканчивающийся сценой каннибализма фильм стал предметом бурных споров среди общественности, а американским кинопродюсерам пришлось придумать новый рейтинг «С-17», ограничивающий доступ к просмотрукартины лицам младше 17 лет.


Питер Гринуэй о картинах смерти: "В моих фильмах действительно часто возникают темы смерти и всеобщего распада, однако при этом они несут в себе атмосферу праздника. Это всегда воодушевляющее зрелище, насыщенное и жизнерадостное. И исполненное человеколюбия..."

 
Мультимедийный проект «Чемоданы Тульса Люпера». (The Tulse Luper Suitcases) 2001

Питер Гринуэй. Великий и ужасный. Изображение № 4.

Пожалуй самый грандиозный проект режиссера. Сам Гринуэй называет работу «социальным и политическим манифестом кинематографа будущего». Весь проект включает в себя четыре полнометражных фильма, телесериал, нескольких веб-сайтов, книг и 92 DVD-диска. Основа проекта – история главного героя «профессионального заключенного» Тульса Люпера, среди преступлений которого шпионаж, растрата и убийство. Гринуэй утверждает, что создал «Чемоданы» «в ответ на вызовы новых изобразительных языков и всего, что они олицетворяют, это будет проект, использующий пять средств выражения: кино,телевидение, DVD, Интернет и полка книг, — сочетание старого и нового, чтобы доказать по существу тезис «кино умерло, да здравствует кино». Он даже назвал точную дату смерти кинематографа — 31 октября 1983 года — день, когда был изобретен пульт дистанционного управления.

 

Питер Гринуэй о проекте «Чемоданы Тульса Люпера»: «Мой фильм —вымышленная история последних 60 лет XX века. История XX века во многом ассоциируется с историей атомной бомбы. А атомная бомба — это в первуюочередь химический элемент уран, имеющий номер 92 в таблице Менделеева. Здесь я и начинаю символическую игру — весь мой фильм вертится вокруг числа "92". В нем 92 актера, у 92 чемодана, а сюжет — цепочка из 92 событий.»

 
Ночной дозор (Nightwatching) 2007

Питер Гринуэй. Великий и ужасный. Изображение № 5.

Готовясь к съемках одной из самых живописных своих картин художник Гринуэй заявил: «Да, я собираюсь снимать фильм о Рембрандте. У него один глаз почти не видел. Я считаю, что художнику лучше иметь один глаз. Два глаза создают объемное изображение, а это противоречит тому, что экран и картина двумерны». Проект посвящен самому знаменитому произведению Рембрандта «Стрелковая рота», последние два века известного как «Ночной дозор». По версии режиссёра, представившего зрителю настоящую детективную историю, связанную с картиной, Рембрандт закодировал в своём полотне обстоятельства убийства, свидетелем которого он стал. Декорациями, композиционной гармоничностью кадров, умелой игрой света и тени, атмосферой и классическим тёмным фоном фильм сам по себе напоминает ожившее полотно Рембрандта.


Питер Гринуэй о Рембрандте: «… все дело в том, как Рембрандт использует искусственное освещение. Если бы он жил в наше время, то работал бы с голограммами. И, возможно, стал бы "пост-пост-Джеймсом Кэмероном". Все достойные творцы используют технологии своего времени, а те, кто этого не делают, мгновенно устаревают».

 
Мультимедийная композиция «Тайная вечеря»

Питер Гринуэй. Великий и ужасный. Изображение № 6.

С помощью света, звука, компьютерных эффектов и голографии Гринуэй воссоздал в объемном изображении апостолов и Христа, изображенных на известной фреске Леонардо «Тайная вечеря». Переговоры между группой художников и администрацией Милана велись в течение нескольких месяцев. Реставраторы высказывали свои опасения, а священнослужители посчитали представление богохульством.
Питер Гринуэй в интервью корреспонденту британской газеты Guardian: «Тайная вечеря... Решительный, последний момент, где Христос, если можно так выразиться, раскрывает карты перед своими учениками, апостолами, говорит, что один из них,пойдет и предаст Его. И вот это — тот момент, о котором Леонардо решил поведать.Так сказать, замороженный миг в истории. 

У нас задействованы три источника света. Один направлен прямо на картину. Поскольку мы не знаем того места, архитектурных деталей дома, где происходит действие, мы предположили, что свет идет из окна в левой части картины. И воспроизвели движение солнца по небосводу. Невозможно показать перемещение солнечного света в течение суток, мы сжали это до двух минут. Такой прием часто встречается и в кинематографе. Можно описать это как мое сильное стремление к визуальной грамотности, к точности в деталях. Я кинорежиссер, и хотел бы воспринимать кино, как высококлассный технический процесс. Я считаю, что точность в деталях очень важна для нашего понимания того, кем мы являемся, каковы наши общественные нравы. Мы живем в эпоху доминирования телевидения. И я придаю огромное значение достоверностии точности деталей, чем я и хотел поделиться. Поделиться со всеми теми, кто испытывает любопытство к разным способам, позволяющим людям общаться при помощи образов. Так что эти приспособления заставляют вас смотреть, в каком-то смысле следовать за рукой да Винчи, как она двигалась, когда он создавал этот шедевр».

Видеоверсия проекта на YouTube


Питер Гринуэй о медиа-арте: «В вашем городе, Москве, жил истинный гений Эйзенштейн, который снял шедевр — «Стачку». Это случилось в 1926 году кино было изобретено в 1895 году, то есть случилось это на 31-м году жизни кинематографа. А медиа-арт существует, если брать за отправную точку 83-йгод, 25 лет. Поэтому не надо ждать от него каких-то свершений до тех пор, пока они не произойдут.»

Рассказать друзьям
5 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются