Views Comments Previous Next Search

«Человек и его собака» Франсиса Юстера

Одиночество, смерть, отчаяние… В обычной жизни о них не принято говорить в открытую. Но в произведениях искусства (да и в массовой культуре) эти понятия очень часто становятся лейтмотивом, отправной точкой для сюжета или же одним из элементов декорации.

Довольно часто смерть и одиночество соседствуют в фильмах, посвященных взаимоотношениям человека и его лучшего друга – собаки. На память приходят не только хрестоматийные «Белый Бим - Черное Ухо» и «Умберто Д.», но и более свежие фильмы, эксплуатирующие данную тему, в числе которых особняком стоит, разумеется, слезливый до чертиков «Хатико» Хальстрема.

Казалось бы, «Человек и его собака» Франсиса Юстера пошел по пути наименьшего сопротивления, т.е., по шоссе, проторенному верным акита-ану сквозь зрительские слезы. Но чем дальше наблюдаешь за неудачами главного героя в исполнении мэтра Жан-Поля Бельмондо, тем больше осознаешь: нет, это кино гораздо глубже, чем его заокеанский коллега. Тем более, что история несчастного старика, выброшенного на улицу, хоть и не нова, но основана на рассказе одного из основателей итальянского неореализма - Чезаре Дзаваттини. Сюжет выдающегося сценариста послужил в свое время (в 1952 году) основой для картины Витторио Де Сика «Умберто Д.», обвиненной современниками в пессимизме и ставшей впоследствии одной из главных жемчужин итальянского кино.

Действительно, «Умберто Д.» трудно назвать жизнеутверждающей картиной. Умберто в исполнении Карло Баттисти (он не был профессиональным актером, но сыграл свою роль блистательно!) переживает ряд унижений и оскорблений практически от всех. В его истории мало хороших людей, и лишь пес не дает ему умереть. Но даже финал не ставит точку в его злоключениях, оставив после себя тягостное ощущение абсолютной ненужности. Возникло даже подозрение, что человек, спасшийся благодаря псу от смерти, попросту сошел с ума. Если так, то, возможно, это даже лучше для старика, лишившегося крова и друзей…

Новая версия не оставляет после себя таких циничных мыслей, но также вполне честна по отношению к современному мироустройству. При этом Франсис Юстер умудрился развернуть историю чуть ли не на 180 градусов, и от этого, честно говоря, сюжет мало что потерял, скорее даже приобрел.

Во-первых, несмотря на то, что его выбросили из дома, Шарль пытается смотреть на все происходящее с юмором. В отличие от Умберто, недоумевавшего от жестокости мира, персонаж Бельмондо (который к тому же бывший моряк, а не профессор) принимает все, как должное. Он даже уверен, что сам виноват во всем, что с ним происходит. В одном из редких разговоров (со своей молодой подругой – служанкой Лейлой) Шарль признается, что всю свою жизнь не задумывался о том, что будет, поэтому и остался у разбитого корыта.

Во-вторых, Шарля окружают разные люди. Нет ни плохих, ни хороших. Есть просто люди, у которых своя жизнь, свои проблемы, и им нет дела до кого-то еще, помимо себя и своих родных. Нельзя обвинять ни Жанну, содержавшую Шарля по просьбе своего умершего мужа и уставшую от одиночества. Ни друзей, которые не хотят сталкиваться с чужими проблемами. Ни бывших начальников, которые просто впали в маразм.

Зато, как нередко это бывает в жизни, Шарлю помогают совершенно незнакомые люди. Таксист-поляк бесплатно провезет до собачьего питомника, узнав, что у него пропала собака. Люди в метро рассмешат забавной историей про собаку. Хозяйка благотворительной столовой для бездомных закроет глаза на присутствие собаки.

В-третьих, фильм наполнен замечательными ролями-камео актеров, чья слава пришлась на 70-80-е годы прошлого века, что, похоже, и составляет всю прелесть «Человека и его собаки». По сути, это признание в любви к своему прошлому и, в частности, к неореализму и Витторио Де Сика. Кстати, Бельмондо, которого раньше любовно называли «Бебель», в начале своей карьеры работал с маэстро в фильме «Чочара», где его партнершей была Софи Лорен. Поэтому эту картину можно назвать последним «прости-прощай»: великий французский актер «новой волны» отдает дань уважения неореализму, затронувшему его жизнь, и, вполне возможно, это его последняя роль… И какая роль!

Помимо Бельмондо в картине также участвуют Робер Оссейн, Франсуа Перро, Шарль Жерар, Пьер Монди, Француаза Фабиан, Чеки Карио, Даниэль Ольбрыхский, Макс Фон Сюдов и многие другие, чьи имена нам мало что говорят, но фильмы с их участием – предостаточно. Многие из них когда-то работали вместе с Бельмондо, что еще раз подчеркивает печальную мысль о том, что для него это, похоже, завершение полувековой творческой биографии.

Но не будем о грустном. Фильм, в отличие от оригинала, дает нам надежду на то, что мы не всегда одиноки. Обязательно кто-нибудь, пусть даже собака, скрасит наши последние дни. И не стоит бросаться под поезд, имея на руках верность и преданность. Остальное же все, в общем-то, суета, что и отражается в насмешливом взгляде Бебеля.

 

Макс Милиан для www.kino-teatr.ru

Рассказать друзьям
0 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются