Views Comments Previous Next Search

"Наука сна" Мишеля Гондри

Аутичный художник Стефан Миро, сын мексиканца и француженки, изобретатель фантазёр и заодно владелец незабываемой вязаной шапки (Гаэль Гарсия Берналь), приезжает из Мехико, где провёл последнее несколько лет, в Париж, город своего детства. Его мать нашла ему наконец-то работу, связанную с живописью, и Стефан рад возможности получать деньги за своё творчество, но работа оказывается до невозможности глупой и скучной, да к тому же, мало относящейся к искусству. В свободное время Стефан спит. Именно во снах протекает его настоящая, как ему кажется, жизнь. Тут у Стефана и собственная студия «Стефан-ТВ», и своя группа, одетая в костюмы плюшевых мишек, и даже свой нарисованный Париж. Правда, Стефан вечно путает сон с реальностью, но это, так сказать, издержки производства. И вот однажды, на лестнице собственного дома, его сбивает с ног пролетающее мимо пианино. Оказывается, что это пианино незадачливые грузчики несли в соседнюю квартиру, где жила молодая художница (её играет Шарлотта Генсбур) Стефании… Можно легко догадаться, что Стефан почти сразу влюбляется в неё.

На самом деле, многие ожидали провала от этой картины. Мишель Гондри (бывший клипмейкер и режиссёр полнометражных фильмов «Звериная натура», «Вечное сияние чистого разума») впервые взялся за сценарий сам, а Чарли Кауфман, автор очень удачного сценария к предыдущему фильму француза «Вечное сияние чистого разума», теперь работает со Спайком Джонсоном («Быть Джоном Малковичем»). Почти все критики соглашались с мнением, что успех сопутствовал картине именно благодаря очень сильному сценарию. И правда, фильмы получились очень разными, «Вечное сияние чистого разума» - грустная комедия с элементами сюрреализма, а «Наука сна» - сюрреалистическая лента с элементами грустной комедии. Стало ясно, что фантазия французского режиссёра впервые «вышла из-под контроля» сценария, ему представилась возможность воплотить на экране все свои безумные задумки, и они, надо сказать, ничуть не уступали выдумкам знаменитого мастера своего дела Тима Бартона.

Безусловно, ожидание провала оказалось ошибочным, изобразительную щедрость и выдумку «Науки сна» нельзя не оценить Фильм получился до невозможности лёгким. Впечатление, что у него нет начала и конца, сплошной полёт фантазии. Странная вещь, почти весь фильм быстро вылетает из памяти, он настолько сюрреалистичен, что временами ты и сам забываешь, где ты находишься, в кинотеатре или в голове главного героя. Но всё же реальность и сны четко разделены для зрителя, мы понимаем, когда Стефан выходит из мира своих грёз и совершает что-то в настоящем мире. Сны разукрашены абсолютно невозможными и яркими красками, реальность же представляется немного тускловатой и однообразной. Шутки француза невозможно пересказать, диалоги уникальны, атмосфера непередаваемая. Чтобы понять, нужно посмотреть.

И напоследок, нельзя не взгрустнуть по поводу нашего кино. К сожалению, ничего похожего у нас нет. В советское время подобные фильмы были просто невозможны, но абсолютно непонятно, почему их нет и сейчас. Пока (их относительно новых для нашей страны жанров) у наших режиссёров получается либо знаменитый на всю Европу «русский арт-хауз», либо список с американского мейнстрима. Что ж, остаётся надеяться и ждать.

http://www.kino-teatr.ru/kino/art/artkino/131/

Алег Коронный для www.kino-teatr.ru
Рассказать друзьям
0 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются