Views Comments Previous Next Search

«Прочисть мозги!»: Долой «Дома-2»!

Райнер (Бляйбтрой) – живое воплощение всех грехов человеческих: он с ужасающим постоянством пьет, курит, нюхает кокаин, ругается матом, прелюбодействует, дерется и далее по списку. Кем может работать такая отчаянная скотина? Правильно, только телевизионным продюсером, несущим тьму неучения и невежества в массы. Причем продюсером весьма успешным: его «шедевры» вроде шоу «Кто получит суперребенка?», в котором кульминацией красочной вакханалии является гонка сперматозоидов, занимают верхние строчки в рейтингах. Разумеется, злодей должен быть наказан. Орудием возмездия послужила молодая девушка Пега (Гамбар), точнее ее старенький джип, протаранивший машину Райнера. После этого неудачного покушения у Райнера начинается новая жизнь – борьба за рейтинги в офисах телекомпаний сменяется рискованной борьбой за умы и души немецких граждан в захудалом провинциальном отеле.

Прежде всего, стоит оговориться: несмотря на такие затронутые здесь темы, как отупляющее воздействие телевидения, рекламный бизнес и борьба рейтингов, цинизм продюсеров, поголовная кокаинизация высшего общества, творение Ханса Вайнгартнера отнюдь не повторение «99 франков». Главный герой здесь больше напоминает Чака Берриса из «Признаний опасного человека», дождавшегося пресловутой промывки мозгов. И если трагедия первого заключалась в неспособности пойти против им же созданной системы, то Райнер, благодаря достижениям технического прогресса, кучке сочувствующих и зачастую просто везению разрушает эту систему, опровергая теорию о ее незаменимости.

Первые минут 25 фильм мимикрирует под чисто американскую драму, снятую при этом каким-нибудь Дарреном Аранофски, тренирующимся показывать наркоманов все более жалкими и беспомощными. Все это время герои фильма (в особенности, конечно, главный) сильно раздражают своими однообразными пороками и стремлениями. Вайнгартнер заставляет сочувствовать своим героям, не когда Райнер бежит с окровавленной рубашкой по коридору в полуобморочном состоянии, не после автокатастрофы и даже не после патетических фраз вроде «Знаешь, как я себя ненавижу». Зритель начинает сопереживать ровно в тот момент, когда Райнер-сотоварищи начинают действовать.

Тогда же начинают бросаться в глаза главные проблемы фильма. Во-первых, предсказуемое развитие сюжета: каждая новая сцена – чаще всего просто еще одно доказательство вайнгартнеровской теории о пробуждении умов, к сожалению, не всегда оригинальное. Во-вторых, слишком много внимания уделено безыскусным иллюстрациям народных мудростей, вроде «Семеро одного не ждут», «Друг познается в беде» и т.п. Наконец, не особо выдающаяся актерская игра. Особенно разочаровывает Мориц Бляйбтрой – после «Повара-вора» и «Элементарных частиц» эту роль можно назвать проходной.

Конечно, все это с лихвой оправдывает большое количество действительно удачных сцен, в частности, разговор о Фассбиндере или эпизод с самодельным телевизором на морском побережье, блестяще украденная из «Синьора Робинзона». Однако главное достоинство фильма в том, что ими двигало не тупое раздражение обывателя и несостоятельные претензии к сильным мира сего (как, допустим, в «Глянце» Кончаловского, хотя выкинутая чисто ради понтов из окна плазма здесь тоже есть), а конкретная гражданская позиция, в которой нашлось место и объективности, и путям решения проблемы.

«Прочисть мозги!»: Долой «Дома-2»!. Изображение № 1.

То, что имеет высокие рейтинги – популярно. Ханс Вайнгартнер сохранил еще веру в человечество и считает наоборот: рейтинги составлены некорректно, реальность искажена, люди с удовольствием смотрели бы научно-популярные программы круглосуточно, если бы их не кормили с утра до ночи дешевым попкорном. Однако, и нельзя не согласиться с главным злодеем фильма – за десятилетия существования СМИ интересы и ценности изменились, нельзя годами воспитывавшихся на «Доме-2», за неделю подменив рейтинги, заставить читать Кафку и Деблина, «они хотят смотреть на задницу Пэрис Хилтон и сиськи Памелы Андерсон». Главный вопрос так и остается неразрешенным: какое общество ближе к совершенству – общество, в котором даже дворник размышляет о вселенских проблемах или в котором богатые люди ежедневно напрягают мозги, чтобы мозги бедных ежедневно расслаблялись? И кому тогда их следует прочистить?

http://www.kino-teatr.ru/kino/art/artkino/845/

Лео. Мар. для www.kino-teatr.ru
Рассказать друзьям
0 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются