Views Comments Previous Next Search

«Викки Кристина Барселона» Вуди Аллена

«Викки и Кристина решили отправиться на летние каникулы в Барселону. Девушки были лучшими подругами и разделяли мнения по многим вопросам, но когда речь заходила о любви, трудно было найти более непохожих людей. Викки была приземленной реалисткой и недавно обручилась с порядочным молодым человеком. Если же спросить Кристину, что она ждет от любви, она бы не ответила. Зато она знает, что она точно от нее не ждет – именно то, что Викки ценит больше всего» - успеет сообщить нам за первую минуту фильма закадровый голос с интонацией компьютера ХЭЛ, который будет комментировать действие через каждые минут пять, чтобы на последней минуте произнести примерно то же самое. Между прологом и эпилогом произойдет следующее. Викки (Ребекка Холл) и Кристина (Скарлетт Йоханссон) приедут погостить в каталонскую столицу к скучающей парочке немолодых интеллектуалов (Патрисия Кларксон и Кевин Данн). На одной из выставок современного искусства Кристина замечает загадочного мужчину в символически-карикатурной красной рубашке (Хавьер Бардем). Выясняется, что имя у него, под стать рубашке, – Хуан Антонио, он классический обольститель и гедонист, а по призванию – известный в местных кругах художник. Тем же вечером Хуан Антонио встречает Викки и Кристину в ресторане и предлагает поехать к нему в его загородный дом, не особо скрывая своих намерений. Когда уже к Викки приедет ее мудаковатый возлюбленный среднего звена, а Кристина только привыкнет к завидной роли музы, в их дом ворвется растрепанная нервная и с сигаретой в зубах бывшая жена Хуана Антонио, Мария Елена (Пенелопа Крус), и тогда станет понятно, кто тут на самом деле художник.

«Викки Кристина Барселона» Вуди Аллена. Изображение № 1.


Начну, пожалуй, издалека. Большая часть вудиалленовских лент создана по бергмановсому образцу. Большая половина этой большей половины по духу и настроению очень напоминают «Земляничную поляну». Надо сказать, часто упускают из виду, что «Земляничная поляна» при всей драматичности затрагиваемых тем, фильм очень и очень смешной. И если Бергману до и после «Поляны» всегда шла его рафинированная серьезность, то, допустим, последняя алленовская моральная притча «Мечта Кассандры» выглядела все-таки немного неуклюже.
Все это к тому, что «Викки Кристина Барселона» – лучший фильм мастера за последние лет пятнадцать, хотя упорно не хочет таковым выглядеть. Вуди Аллену всегда лучше удавалось не ставить неразрешимые экзистенциальные вопросы, а отвечать на вопросы самые старые и самые глупые с печоринской грустью в глазах и нотками иронии в голосе. Пресловутое ощущение камешка в ботинке, которое оставляют после себя полтора часа, искрящиеся всеми оттенками солнечного, есть следствие неоспоримой гениальности Аллена, умеющего поймать и передать этот неуловимый момент рождения трагедии из духа комедии, где трагедия – не гибель красоты, но ее «некрасивое увядание», а комедия заключается в том, как вяло она этому увяданию сопротивляется. Внезапно встретившись со своей старостью, упорно делаешь вид, что не узнаешь ее лица, пока та будет втихаря от обрюзгшего мужа давать предупредительные сигналы.


Изящно рифмуя «Барселону» со своей самой знаменитой лентой «Энни Холл», Аллен вновь показывает нам милейших очаровательных барышень, которые как-то куда-то не туда свернули, выскочили из этого куда-то, как ошпаренные, и пошли дальше привычной дорогой, «зная наверняка только то, что им не было нужно». И если в «Энни Холл» Аллен делил жизнь на «кошмарную и скверную», то из истории Викки и Кристины следует, что есть люди, у которых в молодости был роман со знойным мачо, а есть которые в итоге поглаживают животы перед телевизорами и без лишних воспоминаний. Оно, скорее всего, и к лучшему. Все эти идеалы беспечной юности – бурная жизнь, наполненная великим вдохновением и великими страданиями, муки творчества и стремление к прекрасному – все это выглядит в высшей степени непривлекательно, для кого-то даже отталкивающе. Оно растрепанное, раздражительное, сидит, попыхивая сигареткой, недоверчиво вглядывается в тебя и что-то бормочет на своем непонятном языке (Пенелопа Крус за это, уверен, получит не Оскара, так Золотой Глобус, играет она здесь позажигательнее, чем у любого Альмодовара). От мимолетного знакомства со всем этим останется перебинтованная ручка, чуть более задумчивые глазки и сочинение «Как я провел лето» с идентичными прологом и эпилогом, прочтенное голосом компьютера ХЭЛ.
И дай бог вам увидеть в этом фильме не больше, чем на постере, с которого молодцы-продюсеры стерли фамилию режиссера: красивые девушки, красивый мужчина, солнце светит ярко. Жалко, что по постеру не узнаешь, какая здесь милая песня играет.

http://www.kino-teatr.ru/kino/art/artkino/1027/

Рассказать друзьям
4 комментарияпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются