В 22 веке на Земле заканчивается топливо, и людям приходится добывать его на Луне. Там располагается станция с умным роботом Герти (его озвучивает Кевин Спейси) и одним-единственным работником Сэмом Беллом (Сэм Рокуэлл). Его четыре года на станции скоро заканчиваются, и за считанные недели до возвращения домой (где его ждут жена и дочь) он попадает в аварию на грунтосборщике. А когда вскоре просыпается на станции, то встречается с новым работником, как две капли воды похожим на него.

 Все сюжетные перепитии «Луны» укладываются в несколько строчек и  какие-то полчаса экранного времени. Появление второго Сэма Рокуэлла  объясняется чуть ли не сразу – и оттого становится ясно, что фильм  совсем не об этом. В общем-то с «Луны 2112» можно уйти сразу после  начальных титров и при этом уловить ее суть. Она, конечно, об  одиночестве и о холодной прелести жизни, к которой герой «Луны» тянется,  даже разобравшись, что все кругом иллюзия. Тем лучше, что Данкан Джонс  (более известный как Зоуи Боуи) не затягивает с рассказом истории,  сконцентрировавшись больше на эпизодах с собиранием макета родного  городка героя и загадочными работами на поверхности Луны.
Постеснявшись самого жанра, фамилии своего отца и сравнений с классикой –  Данкан Джонс снял, в подтверждение своих собственных слов, маленький и  симпатичный фильм. К сожалению, все это звучало слишком хорошо, чтобы  быть правдой, и у «Луны» найдется с десяток недостатков среди которых  неожиданно оказываются и исполнитель, в общем-то, единственной роли, Сэм  Рокуэлл, и музыка Клинта Манселла, которая с Луны переносит зрителя в  какой-то урбанистический пейзаж. По своему прекрасные Рокуэлл и Манселл  меньше всего подходят на роль людей, запертых в безграничном космосе – и  как бы странно это ни прозвучало, они слишком яркие личности для того,  чтобы так или иначе участвовать в мизантропской копии sci-fi. Недаром  Харрисон Форд и Ридли Скотт до сих пор не разговаривают друг с другом. В  таких фильмах участвуют личности незаурядные, но не настолько, чтобы  затмить собой космический пейзаж. Одной фразы Рокуэлла достаточно, чтобы  настроение «Луны» менялось – что явно никак не занесешь в актив Данкану  Джонсу, чья картина вразрез с героем протекает очень неторопливо и  сдержанно.
 Переполненная даже не реминисценциями, а скорее воспоминаниями о  фантастике 70-80-х, «Луна 2112», конечно, совсем не похожа на исходный  материал. Хотя бы потому, что похожей и не старается быть. На самом  деле, это фильм современный и, может, оттого такой проницательно  тоскливый. И чем ближе то самое будущее с космосом и искусственным  интеллектом, тем глубже и острее переживается нехитрая мораль «Приключений электроника». Ну а до чего именно дошел прогресс, значения, в общем-то, не имеет.
 Но в отличие от Скотта, также вынесшего из «Чужого»  весь прогресс и будущее с его очевидными загадками (в том числе и  корпорацию, и Землю, какой бы она там ни была) в картине Джонса нет того  величия и фанатичной любви к безграничному и холодному космосу. Самая  удачная метафора «Луны 2112» удивительным образом сказывается и на  настроении фильма – он выходит крайне одиноким и маленьким, как и сам  объект наблюдений в нем. И тем страннее, что в конце упоминается и  корпорация, и суд на Земле – и много всего такого, о чем, в общем-то, и  говорить как-то неуместно.
Комментарии
Подписаться