Views Comments Previous Next Search

«Замерзшие души» Софи Бартез

«Душа находится в маленьком гланде в середине мозга» - с этой сентенции Декарта (а также размышлений Юнга о поисках души – за кадром) и начинается полнометражный дебют Софи Бартез – любительницы сюрреализма и поэтической фантастики.

При этом никакой в общем-то фантастики в фильме и нет. По крайней мере, чрезмерно показной. Все обыденно и стерильно, футуристические гаджеты выглядят повседневно (хранилище выполнено в хайтековском стиле, аппарат по извлечению души больше всего походит на томограф), а сама история смахивает на обычную махинацию в духе МММ.

Но не будем забегать вперед…

Лучше всего поразмышляем о том, как будет выглядеть душа, если ее извлечь из тела. Будет ли это горошина, как у главного героя? Или же это что-то эфемерное, не поддающееся объяснению?

Доктор Флинтстайн из Хранилища души рассказал нам и герою, что она может быть разной. Но в большинстве случаев она сера и беспросветна, как наши будни и дела. Поэтому-то так много клиентов у доктора, потому как все уверены в бесполезности души. Она только мешает жить, из-за нее у многих дискомфорт и бессонница. Лучше всего извлечь ее и заморозить (все-таки фильм следовало перевести как «Замороженные души»), а потом, если захочется вкусить тяжелых эмоций, вернуть назад.

«Замерзшие души» Софи Бартез. Изображение № 1.

Примерно так и размышлял актер Пол, когда согласился отдать на хранение свою душу. Поводом стала трудно усваиваемая роль дяди Вани, что уже можно считать плюсом фильма и звоночком для подкованного зрителя. И верно, перед нами развернулась-таки комедия в духе Антона Чехова и Вуди Аллена (жаль, что режиссер не пригласила на главную роль Вуди, как это было у нее во сне, ставшем основой для сценария…), с обязательными диалогами вразнобой, самоиронией и самокопанием, маленькими людьми в маленьком мире и ружьем на стене (превышенная квота душ у персонажа Дины Корзун обязательно выстрелит, я полагаю, уже вне фильма).

Можно понять тех зрителей, которым не понравится (не понравилось) это кино. Ведь и у Чехова мало поклонников, не все чувствуют, что он говорит о серьезных вещах с присущим ему юмором.

«Замерзшие души» - это образец умной трагикомедии, балансирующей на стыке сатиры, черного юмора и абсурда. Конечно, многим покажется, что лента вторична по отношению к известной работе Чарли Кауфмана и Спайка Джонза «Быть Джном Малковичем». И там, и тут повествуется о реальной личности – талантливом актере, история носит сюрреалистический характер, а события большую часть экранного времени происходят во внутреннем мире человека. Но, тем не менее, они отличаются по стилю и исполнению, да и рассказывают о разных вещах.

С точки зрения сюжета и комедийной основы картина получилась. Но вот с кастингом, честно говоря, создатели подкачали. В конце концов, можно было взять на роль русской актрисы (по совместительству любимой женщины местного олигарха) какую-нибудь Ходченкову, а не Кэтрин Уинник! Ее попытки говорить на русском, наверняка, оттолкнут тех, кому фильм в целом понравится. Или это было придумано для усиления комического эффекта? Ведь по сюжету героиня Уинник – Света – захотела себе душу Аль Пачино («А зачем нам американская душа?!»), чтобы хорошо сыграть в сериале. Она и заполучила несчастную и замученную душу Пола Джаматти, чем вызвала его буйное недовольство («В сериале? Да вы что?! Она же испортит мою душу!»).

К остальным актерам нет никаких претензий. Пол Джаматти, наконец-то, сыграл лучшую роль в своей карьере (надеюсь, не последнюю). Дина Корзун, органично вписавшаяся в реалии Нью-Йорка (как Ксения Раппопорт – в Италии), очень редко говорит, но ее молчание красноречивей слов. Порадовало появление в роли жены Пола Эмили Уотсон, которую мы, к сожалению, очень редко видим после ее блестящей работы у Фон Триера. Сергей Колесников примерил на себя костюм олигарха и в целом смотрелся неплохо, за исключением сцены беседы с Джаматти, где он малость переигрывал.

Но запоминается картина, прежде всего, не актерскими работами и сюжетом, а образами, запечатленными на пленке Андреем Парехом. Видения Пола, взявшего на прокат душу русского поэта, сильно напоминают Тарковского, а финальный трип актера в свою собственную душу схож с кадрами из фильмов Кубрика. И вся эта образность ни в коей мере не является плагиатом, потому как носит на себе авторский почерк Бартез и Пареха. Насколько же она прекрасна и поэтична, об этом судить вам. От себя лишь хочу заметить, что «Замерзшие души» меня сильно повеселили в хорошем смысле слова. И грусти нашлось место, и улыбке, и – главное – мыслям о человеческом сознании и подсознании. Так что дерзайте, смело отправляйтесь в необычный внутренний мир Пола Джаматти.

http://kino-teatr.ru/kino/art/artkino/1630/

Макс Милиан для www.kino-teatr.ru
Рассказать друзьям
0 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются