Views Comments Previous Next Search

«Баария» Джузеппе Торнаторе

…И как сказал старый, поживший и много повидавший отец Пеппино: «Политика прекрасна»… Звучит несколько двусмысленно для нас, но очень искренне - для героев фильма.

Джузеппе Торнаторе в который раз не изменяет себе, своему видению мира вообще, и любимой Италии в частности. Любимой, бедной, порой лишенной всякой надежды на былое величие. Таков классический взгляд итальянского мастера на историю своей страны, ни одну из страниц которой, даже в угоду переменчивым взглядам общества, он не собирается выбрасывать.

Тяжелый, каторжный труд, безработица и отсутствие жизненных перспектив, с одной стороны, и красивая, трогательная любовь, семья, дети и политические идеалы - с другой.

Этим наполнена жизнь главного героя фильма Пеппино Торенова (Франческо Скьяна). Забавные эпизоды первых ухаживаний за понравившейся девушкой, поразительный мир кино, открывающийся для односельчан при помощи чуть ни единственного грамотного земляка, читающего титры на экране. Все знают всех и принимают участие в горе и радости каждого односельчанина. Зритель взволнован до слез. Специфический итальянский юмор, сдобренный такой яркой жестикуляцией, что кажется, собеседник хочет ударить вас, а не растолковать суть спора. Эти кадры сменяются ужасными сценами передела земли между крестьянами и мафией, сценами изнурительного сбора оливок, в котором принимают участие даже дети.

Все это известно всем и видено не раз во многих классических итальянских фильмах признанных мастеров. Но и мастерство Дж.Торнаторе таково, что виденное не раз хочется увидеть снова.

…Странная, запредельная, с точки зрения современного зрителя, жизнь жителей Баарии на фоне неизменно красивых сицилийских пейзажей и музыки Эннио Морриконе. Как сказал заехавший туда для съемок режиссер - «В каждом из домов по обе стороны улицы городка живут химеры, странные люди со странными мыслями и судьбами. Им эта жизнь не кажется чем-то особенным, она - обыденна, и эта обыденность ужасна». Сменяются партии у власти, ораторы различной политической окраски вещают с трибуны на главной площади Баарии. И только при всех режимах и катаклизмах на углу улицы стоит меняла и заунывным голосом повторяет: «Меняю доллары». Символично.

Однако главному герою, еще в юности избравшему путь участника Компартии Италии, не свойственны колебания и сомнения. Он твердо верит в свои идеалы, и по мере скромных сил своих борется за то светлое будущее, о котором он много слышал от товарищей и читал в книгах. Ни семья, увеличивающаяся с годами, ни хроническое отсутствие работы, ни пренебрежение домашних, считающих его бездельником и безработным, ни годы, добавляющие седину в его волосы, ничто не может отвлечь от служения своим идеалам. Правда, с годами влияние и блеск Компартии меркнет, и к Пеппино приходит понимание, что, хотя «мы верим, что можем изменить мир, но у нас слишком короткие руки». Так грустно говорит он своему взрослому сыну, провожая его на вокзале, перед отъездом куда-то, где сын сможет заработать на жизнь. Так когда-то и его самого, еще маленького, напутствовал его отец. Ничего не изменилось с тех пор.


Три камня, стоящие рядом на вершине горы, показывают дорогу к кладу тому, кто изловчится и попадет в них камешком, во все три одновременно. Пеппино смог это сделать однажды, на склоне лет, когда разочарованный поражением на выборах в парламент Италии, пришел к этим камням. Тогда ему уже не нужен был этот клад, а пришло понимание того, что семья, любовь и родная Италия - самой дорогой клад, который уже найден для него самом Богом. И Пеппино смеялся счастливо, стоя у подножия, седой, усталый, разочаровавшийся человек.

…И здесь зрителей ожидает оригинальный режиссерский ход. Маленький мальчик Пеппино увидел все это во сне, забытый всеми в углу класса, куда учительница поставила его за строптивость Мальчик протирает глаза, выходит из школы и попадает в современный мир Баарии-машины, незнакомая музыка и дом. Дом, где он во сне прожил свою жизнь, идет на слом. Среди пыльных кирпичей Пеппино находит сережку своей будущей дочери, которую та потеряла однажды во время ссоры с ним.

И фильм превращается из классической исторической саги об Италии, так всегда талантливо воспроизводимой Джузеппе Торнаторе, в фантастическую притчу о вечно актуальном - «Все течет, все меняется». О мечте и невозможности ее воплотить, о вере в себя и свои силы. О том, что мир слишком огромен для такого маленького мальчика и слишком своенравен, чтобы малыш Пеппино смог своими слабыми руками что-то изменить.
Фильм не для всех, но для тех, кто ходит в кино, чтобы задуматься и поискать смысл в аллегориях и символах, наполняющих едва ли не каждый кадр картины. Чтобы побродить в дебрях загадок режиссера, чтобы насладиться, в конце концов, прекрасной, очень живой и органичной игрой актеров, глядя на которых, понимаешь, что это не просто еще одна классическая история об Италии до и после войны. Это жизнь их соотечественников, родных и близких, это жизнь целого поколения, которое искренне верило в незыблемость и непогрешимость коммунистических идеалов.

http://kino-teatr.ru/kino/art/artkino/1719/

Лара Величко для www.kino-teatr.ru
Рассказать друзьям
1 комментарийпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются