Views Comments Previous Next Search

«Иванов» Вадима Дубровицкого

Фильм «Иванов» это экранизация одноименной чеховской пьесы. Едва ли на сегодняшний день найдется более актуальный автор в русской литературе, так глубоко и тонко чувствующий душу человека. Чехов – невероятно страстный писатель, шекспировские трагедии и вечные вопросы переполняют его тексты. Что такое честь и бесчестье, тоска, любовь, вера, свобода? Почему на любовь не отвечают любовью, а за правду платят ложью? В чем причина бесконечного противостояния человека и пространства, в котором он живет?
«Иванов» - классическая история интеллигента, задыхающегося среди пошлого мещанского быта. Он гибнет сам и тянет за собой двух любящих его женщин. Иванов лишен счастья, покоя, все, что в нем есть – безграничная тоска и угасающая надежда на возможность радостной жизни. Иванов – настоящий русский Гамлет, блистательно сыгранный Алексеем Серебряковым.
Фильм снят с огромной любовью к Чехову и его героям. Авторы не судят персонажей, не оценивают совершаемых ими поступков. Перед нами живые люди, это мы сами, такие, какие мы есть, со всей нашей болью, тщеславием, нытьем, никчемностью, глупыми надеждами. Это наши ломанные судьбы и сложные отношения друг с другом. Мы все так живем на самом деле, играем свои роли в чеховской пьесе.

Режиссер Вадим Дубровицкий не просто любит и понимает Чехова. В полной мере можно говорить и о наличии уникального авторского прочтения текста. «Советское прочтение часто показывало отрицательными многих чеховских персонажей, но на самом деле я не знаю у Чехова ни одного по-настоящему отрицательного героя. Он любит всех своих героев», - говорит Вадим. Это его первый полнометражный фильм, а до этого Дубровицкий был известен как театральный режиссер.

Карьера режиссера, несомненно, наложила отпечаток на его картину. В фильме много по театральному красивых выстроенных кадров, сделанных с большим изяществом. К счастью, кино не превращается в театр. Прекрасные визуальные кинематографические образы подчеркивают душевное состояние героев и окружающего их мира. Уставленный свечами пол - еврейская тема, красные ягоды боярышника, не то шиповника на столе - провинциальность, облетающие желтые листья – жизнь уходит, озеро и лодка – тоска разливается как бесконечная водная гладь, сухие ветки – погиб человек. «Погиб. И разговоров быть не может».

Безжизненность мира символизирует холодный декор помещений и мертвые деревья на улице, к которым от крыльца дома идет опустошенный Иванов. Он оборачивается на свою усадьбу, такую же пустую и гулкую, как и он сам, и на мгновение ему кажется, что в его доме нет стен. Прозрачный, промерзший дом, в котором нет любви, и жизнь уходит. Уже ушла. Красивая и очень страшная картина.

Есть там и воздушный шар, пролетающий в небе, есть кукольный театр, ярмарка, карусели, барабаны. Есть даже один дополнительный персонаж, которого вы не найдете в пьесе (его играет Валерий Золотухин). Финальные 20 минут вообще невыносимо хороши, именно тем, что ничего общего не имеют с текстом первоисточника. Ничего, кроме невозможности дышать. Хотя бы ради того, чтобы увидеть, как решил режиссер финал пьесы, непременно посмотрите этот фильм.


Актерские работы более чем значительны. Чеховские пьесы, вообще, сложнейший материал для артиста. Невозможно играть чеховский текст, им можно только жить. Наверное, поэтому в некоторых, особенно в массовых сценах у иных актеров не хватает немножко… не мастерства, а может быть боли, совести, Бога. Но когда персонажи перестают говорить текст, они становятся даже более чеховскими. За них говорит симфонический оркестр, а они, молча, смеются и плачут, судорожно всматриваются в себя, в окружающий мир, хватаются за воздух, кричат от боли и угасают, затихают от того, что больше нет сил плакать, а тем более смеяться. Одна из сцен «Иванова», фейерверк в усадьбе, отсылает нас к гениальной (таки) картине Никиты Михалкова, к той самой «Неоконченной пьесе для механического пианино», в которой не было ни одной чеховской фразы, и при этом она абсолютно чеховская вещь.

Фильм «Иванов» заявлен как трагикомедия, «потому что Чехов писал трагикомедии», как пояснил режиссер. За комедийную часть отвечает мощный актерский ансамбль: Владимир Ильин, Эдуард Марцевич, Екатерина Васильева, Ольга Волкова, Евгения Добровольская, Богдан Ступка и другие. Однако, трагедии в фильме намного больше, благодаря яркой игре двух основных героев - Серебрякова и Анны Дубровской (роль Сары), они составляют настолько мощный дуэт, что комедийные сцены меркнут. Благодаря этим двум героям, а также доктору Львову в исполнении Ивана Волкова, прощаешь промахи, которые в картине, разумеется, есть.
Ничего-то не изменилось со времен Антона Павловича. «Тысяча десятин земли, и ни гроша в кармана, винный погреб есть, а штопора нет» - это наша страна сто тридцать лет назад и она же сейчас. И, наверное, никогда не изменится. Мы обречены. Также, прискорбно осознавать, что картина «Иванов» обречена вдвойне. Зрители не смотрят русские фильмы. Как недавно выяснилось, они не смотрят даже русские романтические комедии. Что говорить про экранизацию классики? Где те люди, которые читают Чехова? Кому это будет интересно, кроме кучки унылых киноманов? К тому же хронометраж фильма 2 часа 47 минут – где те люди, которые решатся на такое? Я готова в граните выбить их имена.

Хороший отечественный фильм, успевший побывать на ряде европейских фестивалей и получить несколько наград на родине, выходит в прокат. Почему же ничего, кроме щемящей грусти это событие не вызывает? Мы перестали читать и почти разучились думать. Наше культурное пространство стремительно деградирует. Несчастье, апокалипсис, последние времена.

http://kino-teatr.ru/kino/art/artkino/2024/

Екатерина Визгалова для www.kino-teatr.ru
Рассказать друзьям
0 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются