Views Comments Previous Next Search

Граф Дракула (Киногерой)

217930
НаписалАндрей 13 сентября 2008
217930

Граф Дракула (Киногерой). Изображение № 1.

У румын существует поверье: православный, отрекшийся от своей веры (чаще

всего принявший католичество), непременно становится

вампиром, переход же в католичество Влада III, некогда

грабившего католические монастыри, безусловно, стал весьма

впечатляющим событием для его подданных-единоверцев.

Граф Дракула (Киногерой). Изображение № 2.

Вполне вероятно, возникновение этого верования обусловлено

механизмом своеобразной «компенсации»: переходя в католичество, православный, хотя и сохранял право на причащение Телом Христовым, отказывался от причастия

Кровью, поскольку у католиков двойное причастие – привилегия

клира.

Граф Дракула (Киногерой). Изображение № 3.

Соответственно, вероотступник должен был стремиться

компенсировать «ущерб», а коль скоро измена вере не обходится

без дьявольского вмешательства, то и способ «компенсации»

выбирается по дьявольской подсказке. Кстати, логика

«компенсации» провоцирует и ныне появление «хоррорных»

сюжетов о вегетарианцах-убийцах, палачах-активистах

«Общества защиты животных» и т.п. В XV веке тема

вероотступничества особенно актуальна: это эпоха наиболее

интенсивной католической экспансии, что уже отмечалось выше.

Именно тогда гуситы воевали со всем католическим рыцарством,

отстаивая «право Чаши» (т.е. право причащаться Кровью

Христовой, будучи католиками-мирянами), за что их и прозвали

«чашниками».

Граф Дракула (Киногерой). Изображение № 4.

Борьбу с «чашниками» возглавил император

Сигизмунд Люксембург, и как раз тогда, когда отец Дракулы

стал «рыцарем Дракона», главным противником Ордена были не турки, а мятежники-гуситы.

Современники вполне могли видеть в Дракуле упыря, однако

следует учитывать, что их представление о вампирах существенно

отличалось от нынешнего, сложившегося благодаря литературе

«ужасов» и кинематографу и восходящего к романтичской и неоромантической литературе, а также к преданиям XVII-XVIII веков.

Граф Дракула (Киногерой). Изображение № 5.

В XV веке упыря считали не разносчиком вампирической «эпидемии»

(который, в свою очередь, был ранее заражен другим вампиром),

но колдуном, чернокнижником, обязательно заключившим союз

с дьяволом ради благ мирских. Такому колдуну-вампиру кровь нужна

еще и для совершения магических обрядов. К примеру, современник

Дракулы знаменитый Жиль де Ре, маршал Франции, вошедший в историю изуверскими казнями и пытками, подозревался в колдовстве:

предполагалось, что он, будучи магом, использовал кровь и внутренности жертв. Не исключено, что и «кровавые гекатомбы»

Влада III воспринимались аналогично – колдуну-вероотступнику

тем более полагалось быть изощренно жестоким, сладострастно

экспериментировать с человеческим телом и кровью.

Граф Дракула (Киногерой). Изображение № 6.

Любопытная параллель есть и в русской литературе: колдун-оборотень из повести Н.В. Гоголя «Страшная месть» – вероотступник, причем

именно перешедший в католичество, и он хранит в земле

несметные с окровища. Итак, в основе стокеровской версии

Дракулы-вампира – опора на реконструкцию мифа и реальные исторические документы. Практически каждой черте,

приписанной Дракуле, можно найти то или иное обоснование,

мотивировку.

Граф Дракула (Киногерой). Изображение № 7.

Вот, например, называет Стокер своего героя

«берсерком», объясняя это – не вполне убедительно с исторической точки зрения – родством Дракулы со скандинавскими витязями, известными беззаветной отвагой.

Граф Дракула (Киногерой). Изображение № 8.

Но, с другой стороны, здесь легко увидеть переосмысление

эпитета “wutrich”, ко торый в немецких источниках используется

как по отношению к Дракуле, так и для характеристики «лютой»

храбрости берсерков. Образы же Дракулы-предводителя

отряда цыган, Дракулы, ведающего тайны древних кладов,

Дракулы-упыря и чернокнижника – не просто вымысел, но результат синтеза интуиции ученого и фантазии литератора.

Граф Дракула (Киногерой). Изображение № 9.

P.s

Лично я считаю что сняли всего 2 фильма достаточно «правдивых» о Графе Дракуле, это:

“Nosferatu” 1922 года и “BRAM STOKER’S DRACULA” 1992 года.

Рассказать друзьям
21 комментарийпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются