Views Comments Previous Next Search

Изделие номер 007

602631
НаписалСтас Акимов28 октября 2008
602631

Кинокартина «Квант милосердия», выходящая на российские экраны в ноябре, станет последним «докризисным» фильмом о Джеймсе Бонде. Впрочем, ветер экономических перемен ощущается в ней довольно явственно.

Главные редакторы наших глянцевых журналов, словно сговорившись, поставили на обложки своих ноябрьских номеров Ольгу Куриленко, сыгравшую в фильме подружку Бонда. Вот, дескать, гордость какая – наши в Голливуде! Незадолго до этого все мы дружно восхищались «прорывом» другого нашего – Тимура Бекмамбетова с его фильмом «Особо опасен». А еще раньше радовались за певца Серегу, написавшего по заказу компании Rockstar песенку для игры GTA IV. Упиваясь эйфорией патриотизма, мы как-то не задумывались о том, что это не Ольга, Тимур и Серега такие молодцы, а молодцы – это американские маркетологи, использующие «наше культурное все» для ненавязчивого, но настойчивого внедрения на российский рынок.

Изделие номер 007. Изображение № 1.

Вы, наверное, уже успели заметить, что в какой-то момент образ русского человека в американских развлекательных продуктах значительно изменился. Если раньше русские в фильмах и играх представлялись эдакими картонно-мафиозными злодеями, ведущими себя в духе стереотипов времен холодной войны, то теперь они выглядят вполне аутентично, узнаваемо и даже не всегда при этом являются злодеями. Конечно, все это не просто так. К началу нулевых западные производители разглядели потенциал российского рынка. Уровень благосостояния в нашей стране значительно вырос, и к потребностям российских потребителей уже нельзя было относиться поверхностно. Пока отечественные ТВ- и киноделы покупали лицензии и тупо копировали западные жанры и форматы, заграничные продюсеры, осознающие всю ненадежность и недолговечность кальки, вкладывали деньги в изучение огромного российского рынка и российского менталитета, чтобы через какое-то время предложить нам качественно кастомизированный продукт. В итоге экспортный фильм «Особо опасен» оказывается гораздо более «родным» (и кассовым), чем все вместе взятые отечественные трэш-римейки голливудских боевиков и ужастиков 80-х.

По тому же принципу работает и «национальный продакт-плейсмент». Представляете, сколько русских решило сходить на «Особо опасен» только из-за Бекмамбетова, купить GTA IV (а заодно Playstation 3 и плазменную панель) только из-за радио «Владивосток FM» и сходить на «Макса Пейна» или «Квант милосердия» только из-за Ольги Куриленко! При минимальных компромиссах – миллионы дополнительной прибыли! А таланты отдельно взятых музыкантов, актеров и режиссеров здесь совершенно ни при чем.

Изделие номер 007. Изображение № 2.

«Русские держат нас в черном теле», – комментирует ситуацию на нефтяном рынке британский министр в «Кванте милосердия». «Доллар уже не тот», – вторит ему боливийский чиновник, принимая из рук террористов кейс с пачками евро. Сейчас эти фразы вызывают нездоровую усмешку: даже бессмертная бондиана не успевает уже реагировать на изменения международной ситуации. Сцены из фильма заставляют нас ностальгировать по недавно завершившейся эпохе необузданного потребления: дорогие машины, дорогие часы, дорогие костюмы, дорогие женщины и дорогое шампанское – все это безжалостно бьется, рвется, убивается и разбрызгивается. Не даром чуть ли не треть действия фильма происходит в Италии: расточительно-гламурный миланский стиль, так настойчиво пропагандируемый глянцевыми журналами, никак не вытеснится в массовом сознании сдержанной эстетикой Лондона или андеграундной атмосферой Берлина.

Впрочем, сам Бонд, до этого привыкший эпатировать нас своим показным потреблением, уже начинает предпринимать робкие попытки перестроиться на новый «экономичный» лад. Всем своим видом он показывает, что окружающая его роскошь – не более чем навязанный стереотип, и, будь его воля, он от всех этих потребительских благ с удовольствием бы отказался. Что и доказывает на деле: то бомжацкую курточку на себя нацепит, то проедет на разваливающемся мопеде, отнятом у несчастного гаитянца, то пивка глотнет в забегаловке, то покатается на ржавом автобусе с южноамериканской беднотой, то снимет себе нарочито дешевый отель (узнав об этом, MI-6 мгновенно переселит его из клоповника в люксовую гостиницу), то демонстративно не поинтересуется, что за коктейль ему налили в баре (вместо лоховской водки-мартини Бонду теперь сервируют какой-то дико изысканный коктейль с трудным названием). Временами остро чувствуется, что хрестоматийный бондиановский продакт-плейсмент страшно тяготит агента 007 и мешает ему выполнять свой шпионский долг. Вместо того чтобы открыть запертую дверь бодрым ударом ноги, ему, чтобы крупным планом продемонстрировать свои великолепные часы «Омега», приходится добрых десять секунд ковыряться в дверном замке и подставлять беззащитную спину врагам. Вместо того чтобы аккуратно перевезти ценный груз в бронированном грузовичке, бедолаге приходится рисковать жизнью в стремительном, но не безопасном автомобиле «Астон Мартин». А вместо того, чтобы воспользоваться нормальной армейской рацией, Джеймсу приходится терять драгоценное время, тыкая большими мужскими пальцами по миниатюрной клавиатуре гламурного мобильника. Кажется, что еще немного – и спонсорские дары доведут-таки агента до гибельного провала. Что поделаешь – издержки эпохи сверхпотребления!

Возможно, экономический кризис слегка обесценит Джеймса Бонда как рекламную площадку, и приведет к тому, что его скрытый бунт против промо-стаффа превратится в демонстративный. И нашему взору предстанет новый инди-Бонд, сбросивший с себя навязчивые оковы чужих бренд-кодов.

Рассказать друзьям
60 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются