Views Comments Previous Next Search

«Я всегда хотел быть гангстером»

123679
НаписалCinema Without Frontiers29 апреля 2009
123679

«Я всегда хотел быть гангстером». Изображение № 1.

Тонкий, забавный, снятый в обаятельной черно-белой манере фильм. «Я всегда хотел быть гангстером» — размышление в четырех частях о достойных, но тщетных стараниях и недостижимом удовлетворении. Играя с тарантиновской манерой юмора (за исключением намеренной грубости), режиссер и сценарист Сэмюэль Баншетри создает, при участии довольно неожиданных персонажей, отточенную и красивую игрушку. Манера фильма кажется иногда чересчур вычурной, и способность его вызвать смех будет сильно зависеть от настроения аудитории. Картина, наверняка, станет культовой в домашнем прокате, но ее шансы в кинотеатрах ограничиваются зрителями, восприимчивыми к киноманским играм Баншетри.

События картины разворачиваются вокруг придорожной закусочной. Там голодающий красавец-вор Фрэнк (Эдуард Баер) замышляет ограбление, но обнаруживает, что удача его оставила. Официантка Сьюзи (Анна Муглалис), узнав о печальных обстоятельствах Фрэнка, признается, что два дня назад она сама пробовала ограбить кафе, но так как в кассовом аппарате не оказалось денег, она решила, что с большей выгодой для себя может поработать тут же за прилавком.

Во второй главе стареющие неудачники Леон (Були Ланнер) и Поль (Серж Ларивьер) похищают дочь богатого бизнесмена Мелори (Сэльма Эль Муасси), но девочка оказывается заядлой суицидницей. Горе-похитители становятся для нее чем-то вроде добрых дядюшек и пытаются предоставить девочке хоть чуть-чуть той родственной заботы, которой ей так не хватает. Это — самая слабая из четырех новелл, выезжающая на симпатичных героях, но теряющаяся в предсказуемых ходах и старинных шутках.

Третья история возвращает нас в кафетерий. Там две доживающих свой век рок-группы встречаются для короткой перепалки. Лидеры групп Ален Башунг и Арно (оба играют самих себя) обсуждают свою былую дружбу и нынешнее положение. Башунг старается не особенно кичиться продолжающейся популярностью, а Арно преувеличивает удачливость своей затухающей карьеры.

Последний эпизод — чистейшая ностальгия. Четыре бывших гангстера «вызволяют» бывшего товарища по «делу» Пьеро (Роже Дюма) из больницы и отправляются к своему старому убежищу, но на месте избушки, спрятанной посреди леса, оказывается шоссе и закусочная. Тут зрители могут расслабиться, наблюдая, как наслаждаются компанией друг друга актеры-ветераны — Жан Рошфор, Лоран Терзиефф и Венантино Венантини в роли старых воров.

Первый и четвертый эпизоды — самые лучшие, хотя юмор между слов, в духе Аки Каурисмяки или бельгийского фильма «Аальтра», заполняет всю картину. У каждой главы есть название, вроде «Дрю Бэрримор наводит на мысли о гамбургере» — отсылающее к разговору Сьюзи и Фрэнка о названиях бутербродов по имени звезд (снова легкая тень «Криминального чтива»).

Слух Беншетри настроен на хитроумный, сухой юмор, вполне заметный уже в его первом фильм «Джанис и Джон». Здесь он раскрывается вовсю, но оригинальности иногда не хватает. Очень приятно видеть Анну Муглалис в комедии, и еще приятнее наблюдать за тем, с какой уверенностью она произносит ироничные фразы Беншетри. Все актеры явно получают удовольствие от игры.

Картина замечательная использованием целой батареи стилей, включая флэшбеки, снятые в ускоренной манере немого фильма. Разнообразие приемов работает и не кажется мельтешением, так как Беншетри создает свое настроение для каждого отрывка с помощью, как операторских приемов (Пьер Эм снимает отточенные кадры с мастерским использованием пространства), так и широким выбором музыки — от Шуберта до Криса Кристофферсона, что также помогает выстроить связь новелл от первой к последней. Хотя режиссер и слегка злоупотребляет тут игрой со звуком.

Джей Вайсберг, Variety (06.08.2007).

Перевод: Игорь Гулин.

Рассказать друзьям
12 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются