Views Comments Previous Next Search

Главный ингредиент национальной кинокухни

132154
НаписалАнтон Гуменский22 октября 2009
132154

Студенческие дипломные работы - и в этом нет никаких сомнений - являются прекрасным, очень точным отражением степени развития тех или иных сфер жизнедеятельности общества, массовой культуры и доминирующего дискурса.

Да-да, я совершенно уверен, что по студенческим дипломам можно судить не только о состоянии науки и образования, но и о нашем обществе во всей его полноте точно так же, как по маленькому ребёнку, тому, что и как он говорит и делает - мы судим о его родителях.

Сейчас, в октябре нынешние пятикурсники определяются с темами своих весенних дипломов и научными руководителями - и тем самым предлагают темы для размышлений и сюжеты для постов в Look@me.

Так, похоже, в МГИМО в этом году на МЖ, как минимум, два диплома будут посвящены кино и его продвижению в России. Отлично. На моей памяти прежде об этом у нас никто не писал. И это закономерно.

Главный ингредиент национальной кинокухни. Изображение № 1.

До недавнего времени кино в нашем отечестве было одной из наиболее закрытых социальных и профессиональных сфер.

Пожалуй, физиком-ядерщиком было стать легче или суперагентом, чем актёром или оператором большого кино. Известных режиссёров у нас было меньше, чем космонавтов - в космос слетать было проще, чем снять кино и показать его зрителю! Да и армию кинокритиков армией уж назвать никак было нельзя. Так, взвод, максимум, рота. Вот где действительно - один у нас был в поле воин.

Учили в нашем отечестве делать кино только в двух местах - в московском ВГИКе и ленинградском/питерском ЛИКИ (сегодня Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения). Да, рекрутировались в кино и выпускники театральных вузов, но мы ведь с вами слышали немало историй о том, как начальство - училищное или театральное - не пускало будущих звёзд большого экрана на съёмки, считая кино "побочным заработком", "халтурой" для настоящих театральных артистов. Так или иначе, вузов, в которых кино занимались профессионально, на всю страну было только два. Пожалуй, и сейчас полностью киношных вузов два и остаётся.

"А в это самое время..."

Главный ингредиент национальной кинокухни. Изображение № 2.

А в это самое время в Западной Европе и Штатах - если говорить об образовании - кино являлось стандартным предметом изучения в высшей школе. В качестве полноценной гуманитарной дисциплины кино-критика/социология/культурология/философия и проч. давно вошли в учебные программы факультетов "Arts" и "Humanities" множества колледжей и университетов.

Будущие политологи, экономисты, юристы и лингвисты запросто могли посещать лекции о Тарковском и Эйзенштейне наряду со изучением своих адамовсмитов, кейнсов и максвеберов.

И здесь очевидна прямая причинно-следственная связь: разница в качестве кино, уровне кинокультуры и степени развитости киноиндустрии у нас и "на Западе" объясняется не только свободным рынком и конкуренцией между кинопроизводителями "там", но и уровнем кинообразования общества, в целом.

Тем не менее, к счастью, ситуация меняется. Уже то, что сегодня в наших вузах появляются спецкурсы о кино, проводятся открытые семинары и мастер-классы, а художественные и документальные фильмы - по крайней мере, в столицах - теперь можно посмотреть не только во множестве кинотеатров, но и в большом количестве клубов, кафе, в актовых залах университетов, непременно, вне всякого сомнения - и я в этом абсолютно уверен - положительно скажется на российском кино.

Если, конечно, вся наша молодая кино-поросль не разъедется по миру в поисках лучших условий для творчества и жизни. Часть, конечно же, уедет. Но, будем надеяться, только часть - не все сразу...

Рассказать друзьям
13 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются
чтобы можно было оставлять комментарии.