Views Comments Previous Next Search

Miramax: Братья, кино и мегакорпорации

215384
НаписалСаша Похвалин11 июня 2010
215384

На этой неделе снова начинаются переговоры о судьбе студии Miramax, которая на протяжении более 30 лет радовала зрителей умным и необычным кино.

29 января на странице студии Miramax в твиттере появилась запись: «Всем спасибо :-)». Это ознаменовало окончание целой кино эпохи. Студия, из стен которой вышли такие фильмы, как «Криминальное чтиво» и «Влюбленный Шекспир» закрылась. Этому предшествовали 31 год плодотворной работы, успехов и неудач.


1979 – 1993


Братья Харви и Боб Вайнштейны, уроженцы Нью Йорка, занимались в 1970-х организацией концертов. Однако, выросшие на фильмах, они лелеяли надежду войти в мир кино. И вот в 1979 году на выручку от организованных концертов они основали компанию Miramax. Название собрали из родительских имен — Мириам и Макс. Большой опыт в работе с музыкантами позволил им сначала сконцентрироваться на выпуске музыкальных картин, таких как Rockshow Пола МакКартни. Неудивительно, что первый крупный успех был также связан с музыкой. Боб и Харви купили права фильм Amnesty International The Secret Policeman's Other Ball. Тесно работая с продюсером фильма Мартином Льюисом в 1982 году, они смонтировали из двух выступлений один большой фильм для проката в США. Он и стал их первой большой победой, не только улучшив репутацию «Амнистии», но и собрав для нее порядочное количество денег.


Miramax: Братья, кино и мегакорпорации. Изображение № 1.


В 80-е студия Вайнштейнов успела выпустить их режиссерский дебют, изучить жизнь высокооплачиваемых проституток и даже поучаствовать в жанре молодежного слэшера. Но в 1989 году все резко изменилось с выходом дебютного фильма Стивена Содерберга «Секс, ложь и видео». Фильм о сексуальных репрессиях получил Пальмовую Ветвь на Каннском фестивале, а в 2006 вошел в Национальную Библиотеку фильмов Конгресса. Он ознаменовал начало эпохи «инди», доказав, что независимое кино может приносить деньги. И Miramax оказались во главе движения.







В том же 1989 выходит еще один фильм «Моя левая нога». Необычный подход к фильму-биографии ирландского парализованного художника и писателя принесли Дэниэлу Дей Льюису его первый Оскар, а картина была номинирована еще в пяти категориях. 


На волне независимых лент в начале 90-х Miramax продолжает собирать таланты. Под маркой выходят первые фильмы Тарантино «Бешеные Псы» и «Настоящая любовь» (где он выступил как сценарист). Американский зритель знакомится с ирландцем Нилом Джорданом и его фильмом «Жестокая игра» (еще один Оскар и пять номинаций). Мартин Скорсезе продюсирует нео-нуар «Кидалы» долгосрочного сотрудника студии Стивена Фриерса. Все это подготовило почву для судьбоносного поворота в судьбе Miramax. 

Miramax: Братья, кино и мегакорпорации. Изображение № 5.


1993 – 2005 

В 1993 году компания Disney под управлением Майкла Айзнера (того самого, который в 1997 уволил основателя Dreamworks Джеффри Катценберга) предложил братьям продать компанию за 80 миллионов долларов. Вайнштейны приняли предложение как возможность закрепиться на кино-Олимпе и не прогадали. По крайней мере, поначалу.

1994 года стал для компании годом хитов. Prêt-à-Porter Роберта Олтмана, обличающий индустрию моды и богатый на камео звезд разной величины. «Пули над бродвеем» Вуди Аллена номинировался на Оскар в семи категориях. Триумфальное начало карьеры Кевина Смита с его низкобюджетным дебютом «Клерки», на который кроме Miramax тогда никто бы и не посмотрел. Фильм многократно окупил свой трехгрошевый бюджет и позволил Смиту достигнуть с одним фильмом того, что многие зарабатывали годами — культовый статус. Питер Джексон под присмотром Miramax отошел от тем пришелцев и зомби и снял проникновенный триллер «Небесные создания». Для создания спецэффектов в этом фильме было создана компания WETA, которая подарила миру «Аватар». 


Miramax: Братья, кино и мегакорпорации. Изображение № 9.

 

И, наконец, «Криминальное чтиво». Отработав приемы на «Бешеных псах» и «Настоящей любви» самый яркий и противоречивый режиссер современности создал свой растасканный на цитаты шедевр. Возможно самый внушительный инди-фильм номинировался на 7 Оскаров, получил Золотую Пальмовую ветвь в Каннах и несчетное количество других наград. 







История Miramax неотделима от брэнда Dimension Films, который Боб Вайнштейн использовал для выпуска жанровых фильмов. В 1994 году под этой маркой вышел фильм «Ворон» Алекса Прояса, ставший иконой для нескольких поколений готов и, к сожалению, последней ролью для Брэндона Ли.



За следующие несколько лет Miramax дали возможность расцвести многим талантам, которые формируют кино сейчас. Disney с удивительной легкостью финасировали инди-кино, практически не вмешиваясь в производство. Это позволило выйти таким лентам, как «Детки» Лари Кларка и «Четыре комнаты» Тарантино, Родригеса, Элисон Андерс и Александра Роквелла. Джулиан Шнабел снял фильм «Баския» про нео-импрессиониста Жана-Мишеля Баскию — и все это благодаря стараниям братьев Вайнштейн.


Miramax: Братья, кино и мегакорпорации. Изображение № 13.





С «Детками» произошел скандал. После того, как фильм получил рейтинг «после 17», Харви и Боб Вайнштейн были вынуждены выкупить обратно права на прокат фильма — из-за политики Disney. Чтобы все-таки выпустить картину, была специально сформирована одноразовая компания Shining Excalibur Films.


Кроме того, Miramax являлась и компанией-дистрибьютером. Поработав в прошлом с такими ирландскими звездами, как Нил Джордан и Джим Шеридан, Боб и Харви продолжали знакомить американского зрителя с британским и европейским кино. С легкой руки братьев в штаты попали такие фильмы, как «На игле» Дэнни Бойла, «Пианино» Джейн Кампийон и многие киноработы Педро Альмодовара.

В это же время расцветает подотчетная Бобу Вайнштейну Dimension Films. Благодаря этой студии, после выхода «От заката до рассвета» и «Факультета» Роберт Родригес смог поставить на ноги свою собственную производственную базу — Troublemaker Studios. А Гильермо Дель-Торо дебютировал в американском кино с картиной «Мутанты». Но самым главным достоянием Dimension стала серия фильмов «Крик» Вэса Крейвена. Постмодерновый хоррор возродил интерес к слэшерам и стал одним из самых успешных его представителей. Попутно фильм оказал огромное влияние на массовую культуру (от цитат до породий в виде «Очень страшного кино» от той же Dimension Films) и снова обратил внимание индустрии к подростковому кино.




Начало нулевых для студии оказалось богатым на оскаровские баталии. Главным противником компании стала основанная в 1997 году Dreamworks, которая в лице Miramax противостояла всей корпорации Disney. После победоносных «Английского Пациента» Энтони Мингеллы и «Влюбленного Шекспира» Джона Маддена, ни «Правила виноделов», ни «Шоколад», ни «В спальне» не получили премий за лучший фильм, однако в 2003 году все переменилось с выходом «Чикаго». Кроме того, что фильм получил 6 премий Американской Киноакадемии (в том числе как лучший фильм), он собрал более 300 миллионов долларов в прокате. 

Это подтолкнуло Вайнштейнов попытаться снимать в старой доброй манере блокбастеров. Однако, «Авиатор», «Волшебная страна» и 80-миллионный монстр «Холодная гора» не принесли желаемого успеха. Контроль со стороны Disney усиливался (еще в 1999 они отказались выпусть «Догму», и она вышла под маркой Lions Gate Entertainment), прибыли падали, и это неизбежно привело к следующему, возможно последнему, витку в истории Miramax.


Miramax: Братья, кино и мегакорпорации. Изображение № 16.


2005 – 2010

Из-за творческих и финансовых разногласий Харви и Боб Вайнштейн заявили в 2005 году, что покидают Miramax. Компания имени их родителей осталась в собственности Disney и продолжала функционировать, но под более строгим контролем и с гораздо меньшим оборотом фильмов в год. Несмотря на то, что после ухода основателей, студия продолжала выпускать достойные фильмы — такие, как «Королева» или «Скафандр и Бабочка», — головная мегакорпорация продолжала сужать возможности Miramax. Постоянная смена руководящих людей и невозможность продолжать работы в полную силу, несмотря на надежды сотрудников, привели к официальному заявлению представителей Disney о закрытии компании. 


Miramax: Братья, кино и мегакорпорации. Изображение № 20.

Кевин Смит



Miramax не был просто клубом для плохишей, это был Олимп 20 века: кинь банку диетической колы и непременно попадешь в современное божество. И на мгновение, один сияющий миг, это была эпоха чудес и волшебства.

После этого начались попытки продать и перекупить студию. В том числе братья-основатели предложили выкупить имя их детища. Disney не ответил, но через некоторое время Роберт Йигер, действующий президент корпорации, сообщил, что готов без переговоров отдать студию за полтора миллиарда долларов. Конечно же, это оказалось слишком для Вайнштейнов.


«Всем спасибо :-)»


Miramax: Братья, кино и мегакорпорации. Изображение № 21.

Аманда Люндберг, проработала в Miramax восемь лет



Я отказываюсь поверить в то что (Miramax) уйдет навсегда. Я думаю что Miramax слишком большое имя чтобы не существовать хотябы в каком-то виде. Может быть не сейчас, не через пять лет, но библиотека фильмов огромна и марка сильна. Не могу представить что он исчезнет.


Есть информация, что 6 июня этого года снова начались переговоры о перепродаже Miramax третьей стороне. Хочется верить что компания, благодаря которой появились такие фильмы, как «Криминальное чтиво», «Умница Уилл Хантинг», «Влюбленный Шекспир» и которая запустила целую плеяду звездных карьер, включая Кевина Смита, Питера Джексона, Джона Фавро, Бена Аффлека и Мэтта Дэймона, попадет в хорошие руки.   

Рассказать друзьям
21 комментарийпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются