Views Comments Previous Next Search

Современное искусство в Рейхстаге

24838
Написалмаша егорова28 сентября 2010
24838
Современное искусство в Рейхстаге — Интерьеры на Look At Me

Здание Берлинского Рейхстага – больше, чем просто памятник архитектуры. Его облик неразрывно связан с идеей демократии, столь ценимой немецким народом после ошибок XX века. Сохраненный практически без изменений фасад, спроектированный в конце XIX века Паулем Валлотом, скрывает современный интерьер, созданный после реконструкции Нормана Фостера, завершившейся в 1999 году. Над его оформлением работала целая плеяда выдающихся художников, и еще в 1969 году закупкой около пятисот графических работ для депутатских офисов было положено начало коллекции современного искусства в Рейхстаге.

Работы современных художников, оформляющие Рейхстаг, могли бы послужить иллюстрациями к путеводителю по современному западноевропейскому искусству – настолько значимо имя каждого из авторов. Герхард Рихтер создал двадцатиметровый стилизованный немецкий флаг для фойе Западного портала. Это гигантское панно составлено из трех стеклянных секций, раскрашенных в цвета немецкого флага. Таким образом, флаг новой, объединенной Германии становится зеркалом, в котором отражается жизнь современного государства.


Современное искусство в Рейхстаге. Изображение № 1.


Гюнтеру Юккеру было поручено оформление молитвенного помещения. Andachtsraum в Рейхстаге – межконфессиональная молельня, поэтому Юккер использовал не только христианские мотивы для создания абстрактных картин, но и включил в интерьер невысокий порог, указывающий сторону, в которой находится Мекка. Ключевой символ в творчестве Юккера – гвозди – как нельзя лучше вписывается в контекст христологических коннотаций, однако художник сознательно отказался от открытого использования каких-либо религиозных символов. Картины, приставленные к стенам, лишь вертикально вытянутым форматом напоминают средневековые иконы. Позже на лаконичной кафедре был установлен небольшой вертикальный крест, чем художник был весьма опечален.


Современное искусство в Рейхстаге. Изображение № 2.


Ханс Хааке создал «живую» инсталляцию «Der Bevolkerung» – “Населению», представляющую собой клумбу с соответствующей надписью в северном внутреннем дворе. В ней воплотились размышления художника о глобализации: с одной стороны, эта надпись – своеобразное эхо девиза «Немецкому народу», появившегося на Западном портале Рейхстага в 1916 году; с другой – она подчеркивает изменившуюся к концу XX века ситуацию, когда значительную часть населения Германии составляют иностранцы, и парламенту необходимо представлять интересы уже не только немецкого народа. Создание произведения Хааке приняло акционистскую форму, когда, согласно его замыслу, землю для клумбы привезли из своих избирательных округов сами депутаты.

Современное искусство в Рейхстаге. Изображение № 3.


В оформлении интерьеров Рейхстага приняли участие не только немецкие художники, но и авторы из стран-победительниц во Второй мировой войне. Француз Кристиан Болтански оформил подвальное помещение Архива немецких парламентариев. Оно представляет собой два ряда громоздящихся друг на друге подписанных именами парламентеров ящичков размером с обувную коробку с узким тускло освещенным проходом между ними. Такая форма несет символическую нагрузку: независимо от срока пребывания в Бундестаге и влиятельности, каждому парламентарию отводится одинаковое пространство. Болтански лишь в двух случаях отступает от этого принципа: ящички с именами парламентариев, погибших от рук национал-социалистов, отмечены черной ленточкой и надписью «жертвы национал-социализма», а за 1933-1945 годы, когда немцы были лишены легитимного парламента, стоит всего один черный ящик в середине прохода.


Современное искусство в Рейхстаге. Изображение № 4.

Дженни Хольцер (США) обратилась к истории заседаний немецкого парламента с 1871 года. Ее работа представляет собой вертикальную балку в холле у северного входа в Рейхстаг, на каждой из сторон которой расположена бегущая строка с цитатами из более четырехсот речей, произнесенных в немецком парламенте за прошедшее время, включив в них пометки стенографистов о реакции в зале. Трансляция идет круглые сутки, полный цикл занимает 20 дней.


Современное искусство в Рейхстаге. Изображение № 5.

Россию в списке художников из стран-победителей представил Гриша Брускин, живущий в Нью-Йорке. В Клубном зале находится 115 картин, собранных в триптих «Жизнь превыше всего». Работы выполнены в стиле мок-соцреализма: персонажи социалистического эпоса и реальной жизни, легко узнаваемые как жителями бывшего СССР, так и ГДР, несут лозунги, ставшие крылатыми фразами: «По Рейхстагу!», «На свободу – с чистой совестью». Авторская ирония сглаживает неловкость противоречивой истории отношений Германии и Советского Союза и одновременно подчеркивает непростую ситуацию сталинской эпохи.


Рассказать друзьям
2 комментарияпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются
чтобы можно было оставлять комментарии.