Views Comments Previous Next Search

Бернар Люке: «Россия остается читающей страной»

01383
НаписалСветлана Игнатьева8 октября 2009
01383

Несмотря на кризис, россияне продолжают не только читать, но и приобретать книги. Причем все чаще используют для этого компьютер. О сегодняшней ситуации в книжной онлайн-торговле, ее проблемах и перспективах с генеральным директором крупнейшего отечественного Интернет-магазина OZON.ru господином Бернаром Люке побеседовал журнал "Университетская книга"

- В 2008 году Интернет-магазин OZON.ru отметил свое первое десятилетие. Очевидно, глобальный экономический кризис подпортил статистику, и все-таки обратимся к цифрам. Сколько у вас покупателей сегодня? Каковы объемы продаж и их тенденции? Какое количество заказов поступает ежедневно?

- Да, действительно, кризис не мог не подпортить статистику. Конечно, в электронной торговле выглядит это не так драматично, как в других областях. Если до этого оборот нашего Интернет-магазина каждый год увеличивался в среднем на 100%, то в 2008г. рост составил «всего» 55%, с 66,1 до 102, 4 млн долларов США. В минувшем году ОZON.ru отправил своим клиентам 1 268 724 заказа, в которых содержалось 5 466 022 товара. Сегодня в единой базе покупателей магазина зарегистрировано более 3 млн Интернет-пользователей. Ежемесячно посетители проводят на сайте OZON.ru в среднем 7 млн сессий и совершают более 40 млн просмотров страниц. В среднем Интернет-магазин получает ежедневно 4-5 тысяч заказов. В зависимости от дня недели, сезона, проводимых акций этот показатель колеблется от 2 до 11 тысяч.

- В Интернет-магазине можно купить и электронику, и спортивные товары, и ювелирные украшения. Но на сайте OZON.ru и первую строку в перечне предлагаемых товаров занимают книги. Приоритетная позиция обусловлена их высокой доходностью, числом покупателей, традицией?

- Эта позиция обусловлена целым рядом факторов. Во-первых, 11 лет назад OZON.ru открывался именно как книжный Интернет-магазин. Уже потом появились новые разделы: фильмы, музыка, софт, косметика и другие. По количеству представленных наименований книги и по сей день намного опережают все остальные разделы. Из 490 000 наименований, представленных на витрине Интернет-магазина, 330 000 - книги. В денежном выражении они также на первом месте -34,4% продаж Интернет-магазина. Конкуренцию книгам может составить только быстро растущий в последнее время раздел «Электроника» - 32,2% продаж. Ежегодно OZON.ru продает 3 млн экземпляров книг и уверенно входит в десятку крупнейших российских розничных магазинов. Конечно, мы уже давно не просто книжный магазин. Сегодня OZON.ru это супермаркет, Интернет-молл. Но книги - наша особая страсть, и цифры только подтверждают это.

- Несмотря на кризис, но может быть и благодаря ему, аудитория Сети растет. А что происходит с покупательской активностью посетителей OZON.ru в столице и регионах, каковы сегодня их предпочтения? Аналитики отмечают снижение интереса к чтению, называют пугающие цифры. По разным оценкам, не читающих вообще у нас от 35 до 46 процентов населения. Подтверждает ли это ваша практика?

Бернар Люке: «Россия остается читающей страной». Изображение № 1.

- Что касается роста аудитории Сети, то, наверное, если бы не кризис, рост был бы еще заметней. Многим потенциальным пользователям в регионах Интернет до сих пор недоступен - или его вообще нет, или стоит он намного дороже, чем в Москве и Петербурге. Важным отличием является и то, что среди региональных пользователей меньше доля онлайн-покупателей. Если в столицах почти каждый пользователь Интернета хотя бы раз покупал что-либо в электронном магазине, то в регионах этот показатель по современным меркам просто мизерный. Только четверть заказов OZON.ru уходит в регионы России. Но есть и положительная динамика. В ближайшие годы мы ожидаем бурного роста продаж в регионах, открываем новые пункты выдачи в городах - сейчас в 28 городах есть наши пункты выдачи заказов и курьерская доставка, запускаем локальные рекламные кампании. Что касается снижения интереса к чтению, то в данном случае OZON.ru вряд ли может быть индикатором. Количество продаваемых Интернет-магазином книг растет, но это, скорее, связано с ростом нашей аудитории, а не количества читающих в целом.

- Рядом с моим домом есть большой книжный магазин. Чем меня мог бы привлечь OZON?

- Каким бы большим ни был книжный магазин рядом с домом, он все равно вряд ли предложит такой ассортимент книг, как у нас, и вы не всегда найдете в нем все, что хотели бы купить. Обычному магазину просто невыгодно держать такое количество книг, особенно книг редкого спроса. Мы же на собственном операционно-логистическом комплексе в Твери можем себе позволить хранить на полках более 4 млн товаров. Что касается цен, то в большинстве случаев покупка в OZON.ru окажется для вас более выгодной. Ну и добавьте к этому удобство навигации, поиска, выбора и множество других плюсов электронной коммерции.

- Можно ли ожидать, что в OZON.ru найдется «всё-всё-всё»? Скажем, узкоспециальная, учебная литература, научно-популярные брошюры в мягкой обложке, вузовские издания? Наверное, попасть в ассортимент Интернет-магазина им куда сложнее, чем бестселлерам? По какому принципу осуществляется отбор учебных книг? Есть ли какая-то специфика в торговле этой литературой?

- Мы не продаем учебники в узком смысле слова. У нас этот раздел называется «Бизнес-книги», и с точки зрения формирования ассортимента он в принципе не отличается от всех остальных. Разделения по принципу «бестселлер - не бестселлер» не существует. Для нас важно и то и другое. Более того, одной из отличительных особенностей OZON.ru является наличие редких книг. С точки зрения бизнеса мы не придумываем ничего нового - если книга есть у поставщика и если эту книгу покупают, то мы ее продаем. Редкие, узкоспециальные издания порой годами дожидаются покупателя на наших полках. Ценность книги от этого только растет, а цена - нет.

- Допустим, заглянув в онлайн-магазин, я решаю сделать покупку и узнаю, что товар есть на складе и «ожидаемая дата передачи в службу доставки» - послезавтра. Однако, судя по «книге жалоб» вашего магазина, обозначенные сроки не всегда соблюдаются. Сколько же на самом деле придется ждать книгу москвичу, жителю сибирского поселка, книгочею с острова Сахалин? От чего зависит точность выполнения заказа? Какова структура работы агентских сетей?

- К сожалению, услуги доставки до сих пор плохо развиты в РФ. На самом деле, несмотря на статус «послезавтра», большая часть товаров передается в службу доставки в течение 24 часов после подтверждения заказа. Почему все-таки порой появляются записи в книге жалоб? Если речь идет о нашей доставке в крупных городах, то возможен человеческий фактор: автомобильная пробка там, где ее никогда не было, или курьера задержал предыдущий клиент, прокол колеса… Однако из 4-5 тысяч ежедневных заказов статистически вероятность такого случая минимальна. Так что в этом плане клиентам из городов, где есть агентские пункты OZON.ru, делать покупки удобнее. Хуже поселковому книгочею с острова Сахалин - почтовую доставку ему, скорее всего, придется ждать несколько недель. Это специфика работы Почты России. Но надо отдать должное этому недорогому, по сравнению с другими, способу доставки. Он позволяет получить заказ, а значит, выбрать необходимое из полумиллионного ассортимента практически в любом отдаленном населенном пункте России. Мы постоянно работаем над улучшением нашей доставки и требуем этого от партнеров. Коэффициент количества жалоб к общему количеству заказов в OZON.ru постоянно снижается.

Бернар Люке: «Россия остается читающей страной». Изображение № 2.

- Книжный дефицит, к счастью, стал «преданием старины глубокой». Сегодня мы можем выбирать и книгу, и магазин, в том числе и электронный. Вероятно, в пору кризиса наличие соседей-конкурентов особенно ощутимо? В чем вы видите главное преимущество OZON.ru? Какие новые сервисы предлагаете клиентам?

- Конкуренты, конечно, всегда были и будут. Это полезно и для покупателей, и для нас. Впрочем, справедливости ради стоит отметить - OZON.ru уверенно лидирует и по популярности, и по узнаваемости. Что касается кризиса, он, наоборот, нам в чем-то и помогает. Ведь кризис - это проверка на прочность. Некоторые не выдерживают, закрываются, новые проекты запускать побаиваются. Так что для нас это дополнительный приток покупателей. Сервисов у нас очень много, все не перечислить. Из того, что появилось относительно недавно, хотелось бы отметить доставку в Москве и Петербурге в течение 24 часов, новую услугу по бронированию гостиниц, железнодорожных и авиабилетов OZON.Travel. Растет популярность сервиса «Объявления», где пользователи могут продавать товар друг другу без участия Интернет-магазина. Больше всего объявлений размещено в разделе «Книги».

- Название вашего магазина, безусловно, ассоциируется со знаменитым amazon.com. В чем же главное отличие российской онлайн-коммерции от мировых аналогов?

- Не секрет, что основателей OZON.ru на запуск проекта вдохновил именно amazon.com, и название было выбрано созвучное. Что касается различий, они, разумеется, есть. Во-первых, это то, о чем мы уже говорили: отстающая от западных стандартов доставка, помноженная на размеры страны. Во-вторых, способ оплаты - на Западе большинство покупателей платят карточкой в момент заказа, у нас же более распространена оплата курьеру при получении. Это важное в финансовом плане отличие, так как магазин получает деньги не в начале цепочки, а только после того, как собрал, упаковал и доставил заказ.

- В ассортименте OZON.ru есть и бумажные книги, и электронные. На ваш взгляд, будущее за многовековой традицией или предложением XXI века?

- В будущем будут востребованы оба варианта. Электронные книги прочно займут свой сегмент рынка, но никак не вытеснят бумажные. Популярность электронных книг предрекают в двух категориях: книга в дорогу и учебная, справочная литература. В обоих случаях основное удобство -это возможность иметь сотни книг «в кармане», где бы вы ни находились. Что касается рекомендаций, то это дело вкуса каждого. Кто бы что ни говорил, Россия остается читающей страной. «Кризисные» исследования показывают, что от покупки книг мы готовы отказаться только в предпоследнюю очередь.

- Благодарим Вас за беседу и желаем удачи в развитии бизнеса.

Журнал "Университетская книга"

Рассказать друзьям
0 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются