Views Comments Previous Next Search

Краудфандинг в кино: 3 самых частых ошибки и 1 железное правило

56192
НаписалЖелезное Небо16 июля 2012
56192
Краудфандинг в кино: 3 самых частых ошибки и 1 железное правило — Iron Sky на Look At Me
На днях в России реализован супер-кейс краундфандинга: проект Colta.Ru собрал 300 тысяч меньше чем за неделю. И их случай полностью подтверждает всё, о чём рассказал нам в интервью Тимо Вуренсола.

Мы уже в общих чертах рассказали и о краудфандинге (коллективном микрофинансировании), и о краудсорсинге (коллективной, распределённой реализации проектов). Но так и не рассказали толком, как же всё это применять в кинематографе. Учитывая, что фильм «Железное небо», из-за которого всё и завертелось, — самый успешный пока что crowd-проект в кино, мы решили добыть информацию из первых рук, у режиссёра фильма, финна Тимо Вуоренсолы.

В этот день сам Тимо и актёры Юлия Дитце и Гёц Отто (в фильме – лунные нацисты Ренате и Клаус) гуляли по Москве, восхищаясь видами («Надо было здесь снимать» пробормотал Вуоренсола на Красной площади) и попутно раздавая интервью. Но никто не задал режиссёру главных вопросов — о технологии производства кино с помощью крауд-технологий. Мы это упущение исправили. 

Итак, Тимо рассказал нам:

  • каковы главные ошибки в реализации краудфандинг-проекта
  • как использовать краудсорсинг в кинематографе

Краудфандинг в кино: 3 самых частых ошибки и 1 железное правило. Изображение № 1.

Расшифровка интервью ниже.

Краудфандинг в кино: 3 самых частых ошибки и 1 железное правило. Изображение № 2.

Справка:

Бюджет фильма имеет вот такую структуру:

Краудфандинг в кино: 3 самых частых ошибки и 1 железное правило. Изображение № 3.

«Традиционные инвестиции» — это вклады, сделанные целым рядом организаций, от Финского национального фонда кинематографии до канадских венчурных инвесторов. Нужно отметить, что эти инвестиции удалось обеспечить благодаря успешной раскрутке проекта интернет-сообществом: уже в 2008 году «фейк-тизер» фильма стал вирусом на YouTube. Кроме того, создатели два года ездили на Каннский фестиваль/кинорынок и вели там активную работу без студий за спиной. В результате они привлекли не только финансирование, но и доверие нескольких кинокомпаний и десятков отдельных кинопрофессионалов, которые ответственно (и недорого) работали над фильмом «Железное небо», под контролем группы амбициозных финнов.

«Крауд-инвестиции» — это краудфандинг на более совершенном уровне, микроинвестиции в проект, в обмен на которые авторы обязуются не только вернуть деньги, но и поделиться прибылью в случае успеха фильма. Такие вклады по юридическим причинам не могли быть меньше 1000 евро; тем не менее, позарез необходимую сумму на пост-продакшн с их помощью собрали в срок.

Краудфандинг в кино: 3 самых частых ошибки и 1 железное правило. Изображение № 4.

Изначально проект создан группой финнов, до этого больше 10 лет снимавших пародии на Star Trek и добившихся в результате миллионов скачиваний и выпуска на DVD Universal. Они построили вокруг идеи нашествия нацистов с Луны гигантское интернет-сообщество и вместе с ним разрабатывали проект шесть лет – с 2006 по 2012 годы. Фильм снимался в четырёх странах (Финляндия-Германия-Австралия-США), $1,5 млн. из 10-миллионного бюджета собрано по принципу краудфандинга и крауд-инвестиций. В картине играют легендарный Удо Кир, Гёц Отто («Бункер», «Столпы Земли», будущий «Облачный атлас»), Кристофер Кирби (роли в «Матрице» и «Звёздных войнах эп. 3») и Юлия Дитце («Полтора рыцаря»). Премьера прошла на Берлинале. Фильм в результате приобретен для проката в 70 странах, включая США, Японию и Израиль.

Краудфандинг в кино: 3 самых частых ошибки и 1 железное правило. Изображение № 5.

Краудфандинг в кино: 3 самых частых ошибки и 1 железное правило. Изображение № 6.

РАСШИФРОВКА

Utopia: Тимо, расскажите о самых распространённых ошибках, которые мешают краудфандинговым проектам?

Тимо Вуоренсола: Мне кажется, одна из главных ошибок — это не заниматься сообществом. Потому что создать краудфандинг-проект — это не то, что выйти к людям и сказать: «У меня крутой проект, теперь давайте деньги». Так это не работает.

Сначала нужно поработать самому. Это значит, что сперва нужно создать сообщество, создать двухстороннюю коммуникацию с людьми, которым интересен ваш фильм; а опираясь на этот интерес, нужно работать с ними в режиме диалога, в режиме «творческого пиара». И всё это до того, как просить у них денег. И я думаю, что большинство создателей краудфандинг-проектов оказывается в следующей ситуации: «У меня есть клёвая идея, давайте её выложим», думают они, а потом сидят и ждут, что на них посыплются деньги. Но так не бывает. Люди дают деньги, когда чувствуют себя в каком-то смысле внутри проекта, в гуще производства.

Чтобы они это ощутили, вам нужно создать сообщество, чтобы они стали его частью и могли общаться с режиссёром (или тем человеком, кто находится у руля проекта). И уже на этой основе вы сможете построить доверие к себе. А завоевав доверие, вы уже можете сказать: «Ребята, спасибо вам за помощь! Теперь нам нужна финансовая поддержка». Мне кажется, это первая главная вещь.

Краудфандинг в кино: 3 самых частых ошибки и 1 железное правило. Изображение № 7.

Кинематографист сегодня продавец не в меньшей степени, чем художник.

Краудфандинг в кино: 3 самых частых ошибки и 1 железное правило. Изображение № 8.

Другая ошибка — и это очень досадно, — люди не умеют правильно подавать свои проекты. И это такая грустная особенность современного кино. Нужно помнить, что эпоха авторского кино, режиссёров-auteur, не то чтобы прошла... но, видите ли, уже нельзя быть просто режиссёром-автором, нужно быть ещё и продавцом (salesman). Кинематографист сегодня продавец не в меньшей степени, чем художник.

Ведь ему нужно уметь продать свой продукт огромному количеству разных людей, ещё до начала съёмок. По существу, фильм нужно сначала продать инвесторам и студиям; а они бывают теми ещё теми козлами, эти люди, которым вы продаёте фильм. Вы должны уметь растолковать им, почему ваш проект настолько особенный, что эти люди, живущие бог знает где, которые вас и знать не знают, по какой-то причине должны с вами сотрудничать. Поэтому безумно важно находить эти ключевые моменты, которые делают проект особенным, и уметь рассказать о них.

Краудфандинг в кино: 3 самых частых ошибки и 1 железное правило. Изображение № 9.

Вот это ещё один момент. Многие люди подходят ко мне и спрашивают: правда, что с помощью краудфандинга можно делать только безумные фантастические фильмы? Нет, это не так. Безумную фантастику легче продавать, потому что уже есть эти сумасшедшие крючки, которыми можно зацепить людей.

Но у любого проекта — у любого сколько-нибудь стоящего проекта — есть особенности, которые интересны определённой аудитории. А вы должны раскопать эту свою аудиторию, создать под неё маркетинг, общаться с сообществом о проекте. Вот и вторая ошибка.

А если выбрать третью самую простую ошибку... это слишком высоко целиться.

Люди думают, что если увидели в интернете краудфандинг-проект, который собрал миллион долларов или евро, то то же самое может сделать любой. А нужно начинать с малого. Выйдите и попросите пять тысяч долларов. Заработайте к себе доверие на пять тысяч долларов. С этими деньгами вы уже можете начать, может быть, на них вы сделаете маленькое промо для проекта.

Краудфандинг в кино: 3 самых частых ошибки и 1 железное правило. Изображение № 10.

Нельзя просто выйти к людям и сказать «ОК, ребята, я никто, вы меня не знаете, дайте мне миллион и я сделаю самый крутой фильм в мире».

Краудфандинг в кино: 3 самых частых ошибки и 1 железное правило. Изображение № 11.

Затем двигайтесь дальше. Теперь вы можете сказать: «Ладно, друзья, теперь мне нужно купить сценарий, то есть нанять сценариста, и это стоит 10 тысяч». Вы уже доказали, что можете использовать пять тысяч долларов с пользой. И тогда дело начинает продвигаться.  Нельзя просто выйти к людям и сказать «ОК, ребята, я никто, вы меня не знаете, дайте мне миллион и я сделаю самый крутой фильм в мире». Так не бывает. Нужно доказывать, раз за разом, на что ты способен, прежде чем люди поддержат твою «большую цель».

Utopia: ...И вы это сделали, у вас ушло 6 лет на то, чтобы дойти до момента сбора денег.

Тимо Вуоренсола: Да, очень важно понимать, что «Железное небо» — это не просто мы придумали безумный сюжет про нацистов с Луны и сразу попросили миллион. Сначала мы семь лет работали над «Звёздной развалиной», создали сообщество фанатов. Потом почти семь лет работали над «Железным небом» и продолжали строить сообщество. И в какой-то момент, в ходе этих четырнадцати лет, мы поняли, что готовы просить у людей финансовой поддержки, что нам это действительно необходимо именно сейчас.

Utopia: Вы говорили о социальном капитале, о людях, которые вам доверяют. Но время — это тоже капитал, вы же сказали что вложили в проект шесть-семь лет. То есть вы вкладывали время вместо денег?

Тимо Вуоренсола: Совершенно верно! Как говорят, бесплатный сыр бывает только в мышеловке, и «бесплатных денег» тоже не бывает. Миллион евро не летает где-то в воздухе — только схвати и всё. Нужно вкладывать своё время, достаточное количество времени, чтобы добыть эти деньги. Вопрос только, что именно ты вкладываешь.

Одни люди жертвуют творческой свободой, чтобы им дали миллион; другие вкладывают шесть лет работы, чтобы его получить. Но не бывает, чтобы человек просто пришёл и сказал — «мне нужен миллион». Даже если кажется, что так и было — это значит что человек на это работал долгие годы. Например: придёт к вам Кевин Смит и скажет, мол, мне нужен на следующий фильм миллион. Ему нужно просто попросить, и он эти деньги получит.

Краудфандинг в кино: 3 самых частых ошибки и 1 железное правило. Изображение № 12.

Но это не значит, что он получил миллион с потолка. Это значит, что он уже двадцать лет делает фильмы и наработал такую репутацию. Так что да, конечно, «бесплатных денег» не бывает, просто нужно решить, что ты будешь вкладывать, с чем ты готов расстаться ради этого ресурса.

Utopia: Вы сказали, что вовлекать людей и позволять им участвовать это одно, а отдавать им творческий контроль — совсем другое; и что на этом фильме у вас была творческая диктатура. Можно поподробней про этот баланс между тем, чтобы вовлекать людей в проект и тем, чтобы делать его по-своему?

Краудфандинг в кино: 3 самых частых ошибки и 1 железное правило. Изображение № 13.

Съёмка кино — это творческая диктатура

Краудфандинг в кино: 3 самых частых ошибки и 1 железное правило. Изображение № 14.

Тимо Вуоренсола: Да, стоя на фоне Кремля, самое время об этом поговорить (смеется). Нельзя просто выйти к людям и сказать: «Давайте работать все вместе, у нас будет демократия, у нас получится чудесный фильм, подавайте свои идеи и мы решим всё вместе» — это никогда не работает. Никогда.

Краудфандинг в кино: 3 самых частых ошибки и 1 железное правило. Изображение № 15.

А понять нужно то, что съёмка кино — это творческая диктатура. Ты должен быть главным, единственным лидером, парнем, который решает, что нужно в фильме, а что нет. И ты будешь использовать этих людей в своих целях. Но при этом самое главное обязательно быть честным и открытым. Нужно с самого начала сказать: «Так, друзья. Мы будем работать над фильмом, и вы будете мне помогать. Вы не получите за работу денег, и только я буду решать, используем мы ваши идеи или нет. А если вам не нравится такая схема — найдите другой проект. Если нравится — у вас есть возможность принять участие». Но иначе никак.

И на эту тему я очень много слышу в последнее время, мол, «ты теряешь творческий контроль». Да о чём вы вообще говорите? Самый лучший способ потерять творческий контроль — это пойти к большому финансисту и попросить 20 миллионов, а потом уже «они» начнут тебе говорить, какой тебе снимать фильм.

Поэтому, как мне кажется, всем нужно понять одну вещь по поводу работы с сообществом: ты отдаёшь столько творческого контроля, сколько хочешь. И я советую не отдавать его весь. Всегда будьте тем, кто решает, что годится для фильма.

Краудфандинг в кино: 3 самых частых ошибки и 1 железное правило. Изображение № 16.

Единственная задача режиссёра — знать, что хорошо, а что плохо. А если не знаешь, что лучше — соври.

Краудфандинг в кино: 3 самых частых ошибки и 1 железное правило. Изображение № 17.

Utopia: И всё же, были моменты, когда вы обращались к поклонникам и спрашивали — а как вам это, нормально? Давали ли вы возможность другим себя подправить? Полезно это вообще иногда или — не очень?

Тимо Вуоренсола: Не очень — в творческих вопросах. Потому что, по-моему, единственная задача режиссёра — знать, что хорошо, а что плохо. Честно, больше никакой работы у него нет. А если ты даже этого не можешь, то...  Ну я не знаю что сказать. То есть даже если ты на самом деле не знаешь, что лучше, — соври. «Я считаю, что вот так лучше, потому что...» и придумай причину, почему.

Краудфандинг в кино: 3 самых частых ошибки и 1 железное правило. Изображение № 18.

Но вот что касается маркетинга, и мы это часто использовали — у нас есть большое сообщество, и мы решали благодаря им, какой постер нужен фильму (так называемый key art). Это одна из самых важных вещей для фильма, потому что именно по плакату узнают фильм сейчас и потом, год за годом. Для продвижения фильма это один из главных вопросов. Поэтому мы основательно к этому подошли, сделали три варианта плаката, совершенно разных, показали их сообществу и спросили, какой подход лучше всего. И на основе их отзывов мы определили, на какой вариант лучше всего реагируют люди. Так что мы использовали сообщество как тестовый стенд, фокус-группу.

Краудфандинг в кино: 3 самых частых ошибки и 1 железное правило. Изображение № 19.

Конкурс — это 99 лузеров и один победитель. А сообщество — сто участников и сто победителей.

Краудфандинг в кино: 3 самых частых ошибки и 1 железное правило. Изображение № 20.

Но если бы мы не согласились с собществом, мы бы не стали идти у них на поводу. Работа с сообществом выглядит не так. Часто слышишь, мол, «Я собрал большое сообщество, я устраиваю в нём конкурсы». Какого х...(простите)... какого черта? Конкурс никакого связи с сообществом не имеет. Конкурс — это 99 лузеров и один победитель. А сообщество — это совсем наоборот, это сто выигравших в разной степени, сто участников и сто победителей. Потому что конечный результат сотрудничества обычно — сочетание идей.

Другие статьи о крауд-технологиях:

• Несите ваши денежки: что такое краудфандинг
• Коллективный разум: Что такое краудсорсинг?

В следующих статьях — о самых интересных крауд-продуктах и сайтах, а также о предыдущей «кинозвезде» краудфандинга, фильме «Век глупцов», и подробнее об опыте Вуоренсолы и Co.

Рассказать друзьям
5 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются