Views Comments Previous Next Search

Революция алчности в музыкальной индустрии

373711
НаписалAnton Gladkoborodov10 декабря 2007
373711

Оригинальную статью написал Бенн Джордан (The Flashbulb, Human Action Network, Acid Wolf).

А вот ее русский перевод http://hyperboloid.ru/doc/revolution_ru.htm.

Революция алчности в музыкальной индустрии

Бенн Джордан (The Flashbulb, Human Action Network, Acid Wolf)

Июнь 2007 года.

Около 10-ти лет назад, тогда я работал специалистом по компьютерам и был музыкантом-любителем, мне позвонил приятель, который разбирался в технике, и с пеной у рта талдычил про новый формат MP3. Он даже послал мне какие-то файлы в этом формате через мое очень медленное подключение к интернету и все рассказывал о системах ББС (BBS – bulletin board systems, аналог нашего русского ФИДО) и каналах IRC (Internet Relay Chat), на которых торговали сграбленными альбомами. В какой-то момент я разобрался в том, как все это работало. Технология меня, конечно, впечатлила, но я не очень озаботился, подумав:

«Вряд ли кто-нибудь в здравом уме будет качать альбом в ужаснейшем качестве целых 40 часов.»

Революция алчности в музыкальной индустрии. Изображение № 1.

Конечно же, я не предполагал насколько продвинется интернет в течение 10-ти лет. Террабайты, iPod-ды, беспроводные сети (WiFi), широкополосный интернет… Я просто был не очень дальновиден, как те, которые задумывались об этом или даже стали миллионерами.

А теперь, перед тем как вы начнете возбуждаться по поводу своей принадлежности к «музыкальной революции», я бы хотел поделиться своим взглядом на нее, и мой взгляд отнюдь не вдохновляющий. От крупнейшей корпорации по всей цепочке вниз до потребителя.

Napster

Революция алчности в музыкальной индустрии. Изображение № 2.

Я одним из первых среди себе подобных начал пользоваться Напстером, и я начал понимать – к тому моменту уже более менее участвуя в музыкальной индустрии – что я был в начале конца. Цифровое музыкальное пиратство уже существовало, но с Напстером все стало так чертовски легко. Я, например, сажусь к телочке какой-нибудь в машину, а у нее все завалено надписанными CD-R-ами. А теперь можно купить CD-R в Walgreens (самый обывательский американский супермаркет). Стало даже невозможно найти переносной CD-проигрыватель потому что рынок наводнили MP3-проигрыватели. Каждый разработчик программного обеспечения (ПО) делал шароварный (компьютерный слэнг, от слова Shareware – условно бесплатное ПО) риппер или кодировщик.

Америка перестала покупать музыку и появилась новая индустрия зарабатывания денег на всеобщем воровстве альбомов своих любимых групп.

RIAA

(Recording Industry Association of America – Американская ассоциация звукозаписывающей индустрии)

Революция алчности в музыкальной индустрии. Изображение № 3.

Несколько оставшихся мэйджоров (слэнг, мэйджор, от словосочетания major labels – в данном контексте больших лейблов) выступили с великолепным шоу в течение прошедшей декады. Они играли испуганных по гроб от музыкального пиратства, но с моей точки зрения, мейджоры прекрасно знали как воспользоваться этим как инструментом. И как-будто бы звукозаписывающая индустрия не была монополизирована, 5 крупнейших медиа-конгломератов воспользовались RIAA (организацией, которая была сформирована для создания технических стандартов в музыкальном продакшене), чтобы соединить усилия и нажиться на том, что, как мы думали, было их худшим кошмаром.

После продолжительного лоббирования был принят Digital Millenium Copyright Act (Закон цифрового тысячелетия об имущественных авторских и смежных правах). Любой кто занимается пиратством музыки (или занимался) по новому закону должен RIAA $750 за каждый скачанный трэк и $150,000 за каждый расшаренный трэк. После принятия закона RIAA агрессивно судилась с производителями ПО, медиа-плееров и с более чем 20,000 обычных людей за нарушение авторских прав на принадлежащие мейджорам альбомы. Мой любимый пример RIAA против AllOfMP3.com на сумму $1,6 триллиона. Да да, триллиона (в одном триллионе тысяча миллиардов, а может быть и больше).

Мейджоры подняли цены на компакт-диски, чтобы наказать нас за свои издержки, связанные с пиратством, в то время как, естественно, это ударило по честным потребителям музыки.

С тех пор RIAA посылает случайные письма, обвиняющие интернет-пользователей в шаринге файлов и направляющие этих пользователей на специальный сайт, где можно со скидкой все уладить, заплатив кредитной картой.

Как они могут отсуживать $750 за скачанный трэк, который продается музыкальным магазинам меньше чем за $0.70? Я все еще хотел бы получить ответ на этот вопрос.

Итак, естественно, говорю я себе: «Эй! У меня есть рекорд лейбл! Как бы мне попасть на вечеринку этих доходов?» Ой, RIAA – частный клуб. Маленьких бизнесменов туда не пускают.

Хм, значит ли это, что если я подпишу контракт с мэйджором, то получу свою долю от этих судебных разбирательств за кражу моего материала? Не тут-то было. Артисты получают долю с продаж только после окупленных затрат. 0% этих денег от судебных разбирательств попадают артисту в карман.

Короче, если ты не одна из этих компаний, выиграть невозможно.

Потребитель

Я не собираюсь быть одним из тех артистов, которые притворяются, что поддерживают музыкальное пиратство. Я даже не собираюсь отрицать, что иногда искушен врезать случайному человеку, который хвалит мою музыку: «я скачал все твои альбомы и …». В конце концов, жадные потребители – те самые люди, которые сделали все это возможным. Любой, кто прошел через эпическую сагу создания музыкального альбома (переговоров, подписания контракта и продвижения), конечно, со мной согласится. Если бы я хотел распостранять свою музыку бесплатно, я бы выложил ее в интернете. Я бы на своих концертах раздавал компакт-диски. Но если я лично тебе не даю копию своего альбома, значит я не хочу, чтобы ты ее получил бесплатно. Все очень просто. Однако я, конечно же, ни с кем не собираюсь судиться за $750.

Проблема в том, что RIAA положилась на музыкальных пиратов с целью уничтожить независимый рынок, а фэны независимой музыки как раз это и сделали.

Когда я был на гастролях с Dillinger Escape Plan (План побега Диллинджера), один восточно-европейский сайт выложил все мои альбомы на своем HTTP-сервере бесплатно. На этом сайте трафик настолько велик, что через некоторое время если ввести запрос с моим именем в Google, пиратские ресурсы начали появляться перед ссылкой на мой собственный сайт. Ни у одного из моих лейблов не было юридических ресурсов, чтобы помочь мне и в конце концов я заплатил из своего кармана $2,000, чтобы заказать cease and desist letter для этого сайта (* это когда посылаешь письмо с угрозой судебного разбирательства. Чтобы составить письмо, имеющее юридический вес, в Америке нанимают адвокатов, а их цены немаленькие). Причина, по которой ни мой ни другие лейблы не могли себе этого позволить была в ужасающей статистике для данного жанра: 1/9 – продажи/пиратское скачивание.

А потом все стало еще хуже. Лейблы начали помирать как мухи. Такие успешные лейблы как Schematic и Merck обанкротились из-за пиратства. Таким образом, алчность ударила по родному очагу.

Sublight Records, R.I.P.

Революция алчности в музыкальной индустрии. Изображение № 4.

Для меня это было не новостью. Какое-то время назад я понял, что если мой альбом «The Flashbulb» — «Soundtrack to a Vacant Life» не продастся в огромных количествах, Sublight загнется. Я не думал, что сделаю чудо для лейбла. В каком-то смысле мне нравилась идея дать лейблу первый и последний альбом даже за свой счёт. Я подумал, что раз Aaron Rintoul (Аарон Ринтул) доверил мне запустить лейбл своим альбомом, то значит я и должен быть тем, кто его похоронит. К сожалению, было уже поздно.

Несмотря на увеличение посещаемости моих концертов и несмотря на то, что я не поспевал делать футболки для продажи с моего сайта, доходы от продаж музыки опять упали. Аарон предпринял некие арифметические действия и понял, что его любовь к музыке + отсутствие этики у многих его слушателей = долговая яма. Все релизы после компиляции этого месяца отменены, включая мой «Soundtrack to a Vacant life», и Sublight Records закрывает свои двери навсегда. Любители музыки потеряли единственный лейбл, который был дискриминирован только на почве искусства торговли.

Цифры

Когда я начал встречать музыкантов, превзошедших меня в узнаваемости и продажах, я обратил внимание, что многие из них были в гораздо худшем финансовом состоянии. Это потому, что небольшую часть своего рабочего времени я трачу на заказы из кино и от рекламных агентств. Но ведь музыкант, продающийся количеством 200,000 альбомов, должен поживать лучше чем я! Оказывается нет.

Впервые за несколько лет я решил подсчитать свои цифры. Со времен Sublight я не особо утруждал себя спецификой продаж, потому что для меня деньги от лейбла были всего лишь карманной мелочью по сравнению с заработками от гастролей и лицензирования (музыка для фильмов и рекламы). Мой собственный лейбл, Alphabasic, никогда не заключал контрактов с большими международными дистрибьютерами, так что я никогда не понимал как работает процесс продаж с их участием. Пару лет назад я не думал, что способен продать больше чем 1000 дисков. Когда я наконец-то въехал в эту кухню, то был очень удивлен, узнав, что мои альбомы уже давно распроданы и прошли несколько циклов переиздания. Наверное вы думаете, что я был польщен, но я был в ужасе. Кто-то где-то в этом цикле обирал меня…ЖЕСТКО. В последнее время я начал разнюхивать там сям, пытаясь понять куда же идут денежки от продажи моих альбомов.

И к тому же, как я могу зарабатывать несколько сотен баксов с каждой тысячи дисков, если в магазине диски продаются не менее чем за 15?

Я всегда считал себя хорошим бизнесменом. В конце концов я происхожу из семьи, которая продиралась сквозь жизнь искусством переговоров. Мои контракты с рекорд-лейблами самые лучшие из всех, которые я видел. У меня всегда четкая позиция по доходу и контролю над моими материалами и моим именем, которые я всегда оставляю на свое усмотрение, и я отклонял предложения от мейджоров именно по этим соображениям. Лейблы побольше, конечно, предлагают непревзойденный промоушн, сильно увеличивающий продажи, но за определенную стоимость, которая в итоге вычитается из веса моего кошелька. Я не выпускаю альбомы с целью попасть в журнал Rolling Stone или чтобы какой-нибудь фэн прервал мой с подружкой обед. Я выпускаю альбомы из-за страсти к их созданию и потому что этим я зарабатываю на хлеб. Расположение в верхах какой-то претенциозной музыкальной иерархии никак не повлияет на мое счастье и даже наоборот, это выжмет соки из творческого процесса. То есть, предложение мейджоров мне никак не выгодно и не соответствует моим интересам.

Вобщем, точно не Sublight уносил колбасу под полой. Аарон, на самом деле, жил гораздо скромнее, чем большинство артистов с его лейбла. Я поднялся на ступеньку выше и поговорил с дистрибьюторами. Они тоже себе отрезали кое-что, но это была мелочь. На самом деле независимые музыкальные дистрибьюторы в такой же заднице как и независимые лейблы и маленькие музыкальные магазинчики, покупающие музыку напрямую у лейблов. Итак, возможно ли, что Best Buy, Amazon или Borders зарабатывали больше всех нас вместе взятых с продажи одного из моих альбомов?

Видите ли, так как я не артист с мейджор лейбла, вышеупомянутые ритейлеры помечают мои альбомы как «редкие». Они считают, что таким образом мои альбомы более ценны, однако закупают их по таким же оптовым ценам как и обычные, если не меньше, чем например цены, по которым они покупают альбом Мадонны. Я видел ценник на моем альбоме $33.99, и причем альбома не было на складе. Это значит, что они берут твои $34, оставляют из них себе $26, потом заказывают у дистрибьютера диск за $8 и посылают тебе этот диск (естественно за номинальную стоимость посылки). То есть получается, что ты заплатил $37 за диск, сделать который стоит $1.17. И все это происходит в то время, когда я пытаюсь отлучить своих фэнов от пиратирования моей музыки!

На картинке:

Среднее распределение дохода на одну продажу через Amazon.com

Революция алчности в музыкальной индустрии. Изображение № 5.

Теперь все встало на свои места. Чем богаче посредник между артистом и потребителем, тем больше он – посредник – наживается на моей музыке. Как же дошло до такого? Музыкальное пиратство вынуждает независимые лейблы выпускать меньше дисков, а ритейлеры удваивают цену и соответственно свой доход. Мои фэны тратят больше денег, мы зарабатываем меньше, а ритейлеры зарабатывают больше.

Афёра iTunes

Когда я выполнил практически невыполнимую задачу выяснить куда подевались полагающиеся мне проценты от продаж в iTunes, я был также возмущен как и в случае, описанном выше. Apple ничем не отличается от Best Buy, Wall Mart или RIAA, когда дело касается отбора у создателя музыки всего, что у него есть. Мало того, что Apple претендует на несправедливую для артиста долю, но и где-то в «системе цифрового распостранения» пропадает оставшаяся часть дохода.

Вот усредненный пример того, куда уходят твои деньги, когда ты покупаешь трэк с независимого лейбла через iTunes (обратите внимание, что цифры мейджора гораздо хуже и контракты некоторых независимых лейблов лучше при условии использования честного цифрового дистрибьютора)

На картинке

Анатомия продажи на iTunes

Усредненное распределение дохода с независимым лейблом

Революция алчности в музыкальной индустрии. Изображение № 6.

Как так получилось?

С тех пор как Apple открыл iTunes, я посылал им мэйл за мэйлом, пытаясь узнать как разместить контент моего лейбла Alphabasic на iTunes. Раз за разом я заполнял их формуляры, и ни разу они не удостоили меня откликом. Многие мои друзья столкнулись с похожей проблемой. Конечно же, мейджоры не имели никаких проблем попасть на iTunes, и побежали с низкого старта обирать артистов с помощью новых технологий.

Сегодня любой может попасть на iTunes, конечно же, через цифрового дистрибьютора или за вознаграждение через одного из посредников. Счастливчики вроде меня могут связаться с честным дистрибьютером вроде «Storming the Base», который не считает правильным брать дополнительный доход с каждого даунлоуда. Таких дистрибьютеров до сих пор по пальцам пересчитать, и, зачастую, они распостраняют музыку, которая им нравится.

В прошлом году вебсайт Apple продвигал iTunes как «справедливый для артиста». Поверьте, никто больше чем я не презирал Apple-овскую тактику ложной рекламы и неэтичные способы ведения бизнеса, но это стало последней каплей. Я начал посылать Эплу мэйлы и письма с требованием указывать долю каждого артиста в интерфейсе iTunes, если Эпл взаправду верит в свою справедливость. Этого, конечно же, не произошло, зато они убрали с сайта свои заявления о справедливости.


Кое-что

меня очень сильно раздражает в этих новых способах доставки цифрового контента потребителю, тем более, что все это в нынешней форме совсем не нужно. Если бы нас так сильно не отвлекла кампания RIAA «Засуди Америку», мы бы взяли под контроль всю музыкальную индустрию. В отличие от состояния 15-летней давности, нам бы не понадобился посредник между артистом и слушателем, потому что этот посредник теперь был бы не нужен. Технология крутая и она должна была разрушить финансовую эксплуатацию артистов, а не усугубить ее. В цифровой медиа нет больше затрат на производство, затрат на дистрибьюцию или затрат на пересылку, и продвижение теперь гораздо проще. Мэйджор лейбл, дистрибьютор и ритэйлер практически не нужны. Ан нет. Снова и снова, артисты больше всех работают над своим продуктом и меньше всего с него зарабатывают.

Новые идеи

К настоящему моменту я работаю над альбомом «Soundtrack to a Vacant Life» уже около двух лет, это большее количество времени и денег, чем я когда-либо тратил на альбом. Кто-то может подумать, что меня сильно расстроил коллапс рекорд лейбла, который должен был его выпустить, но как ни странно, я был доволен. Три месяца тому назад все было условлено и высечено на камне. Я знал каких доходов ожидать, ограничения обложки и бюджетные рамки.

Когда я получил мэйл от Sublight-а с плохой новостью, я обрадовался и воодушевился, – теперь у меня есть шанс самому, первый раз в жизни, выпустить и продвинуть свой альбом. Альбом, в котором я попытался запечатлеть самые важные и вдохновенные моменты своей жизни, произведение, создаваемое медленно и тщательно в течение 2-х лет. Становилось очень грустно при мысли о том, что мне вновь предстоит столкнуться с пиратством, а небольшой аудитории моих поклонников, купивших релиз, получить на руки эконом-версию компакт диска в прозрачной пластмассовой коробочке и заплатить за нее в разы больше, чем она стоит.

Опять Ebay и Amazon будут снимать мои рекламные объявления с Google, и 20-ти летний представитель Cingular (* крупный мобильный оператор в США) будет преследовать меня по электронной почте, пытаясь убедить сделать из альбома рингтоны. Ничто не доставило бы мне больше удовольствия, чем избавить альбом от эксплуатирующих факторов музыкальной индустрии и вновь заполучить контроль над моим материалом. Время было подходящее, так как стал 100% владельцем Alphabasic. Если мои идеи слишком оптимистичны или претенциозны, то только я понесу финансовые потери. Мне больше не надо волноваться об инвестициях других людей и это значит, что я могу быть более творческим.

С радостью объявляю, что «Soundtrack to a Vacant Life» будет выпущен в этом году в 100% неизмененном формате и это будет стоить ваших денег. Я вложу много времени и денег в артворк, упаковку и качество. Если удачно пройдут переговоры, то я даже выпущу ограниченный тираж с альбомом моих фотографий, специально отформатированных для компакт-диска.

Наполовину рекорд-лейбл, наполовину союз

Признаю, что рост лейбла Alphabasic был подорван моей занятостью и пессимизмом. Я никогда не планировал, продажу компакт-дисков через ритэйлеров, большинство релизов было продано на концертах или через интернет. Это привело к случайному успеху. Когда мы выпустили CD-версию альбома «Acidwolf – Legacy, 1995–2005», мы были слишком заняты, чтобы вести переговоры по дистрибьюции. Компакт-диск продавался исключительно через сайт и на рейвах.

Я заработал больше с ограниченной партии разового псевдонима-под-релиз, чем с гораздо более крупных релизов под основным псевдонимам The Flashbulb. По началу это не кажется впечатляющим, но прикиньте, мой псевдоним «The Flashbulb» использовался когда я поддерживал большие имена на гастролях, и он упоминался в рекламных компаниях, заслуживших награды, которые посмотрело более 100 миллионов человек. Это огромные числа, но перед лицом пиратства и финансовой эксплуатации, они меркнут по сравнению релизом творческого продукта и его распостранения среди сети собственных поклонников, которая растет методом сарафанного радио.

Давайте посмотрим куда ушли денежки людей, потраченные на Acidwolf, и как видите, система намного проще:

Революция алчности в музыкальной индустрии. Изображение № 7.

В то время как мой клиент потратил меньше денег и получил более дорогую, творческую и коллекционную упаковку, я заработал на альбоме в 25 раз больше, исключив корпорацию-ритэйлера. 18% отражает мои начальные инвестиции в альбом, которые вернулись в 5-ти кратном размере.

В настоящее время с помощью этой схемы я пытаюсь выпустить релизы, отмененные Sublight-ом. Артисты будут иметь возможность выбора – работать, получая доход на основе дистрибьюторской модели, указанной выше, или по старой схеме (тираж напечатал дистрибьютор и поставил его ритэйлерам, то есть по знакомой им модели лейбла Sublight). Что касается моих альбомов на Sublight, то я собираюсь выкупить на них права и выпустить по одной из этих схем.

План Z

По крайней мере до тех пор, пока в музыкальной индустрии не произошли фундаментальные сдвиги, продолжать существовать в этой системе становится все труднее и больнее. Я могу только надеятся, что снижение конечной цены, повышение дохода артиста и качества продукта будет хорошей альтернативой ужасающим последствиям пиратства. Этого должно быть достаточно для того, чтобы независимый лейбл мог продержаться выше уровня воды, и выполнять свое предназначение – выпускать качественную и артистичную музыку, взывающую к слушателю.

Другие варианты для меня: подписать контракт с большим лейблом, который захочет экслюзивный процент дохода с моего имени и лицензирования прав. Как многие из вас догадываются, я зарабатываю на жизнь сочинительством и музыкой для кино и рекламы и никогда не буду таким идиотом, чтобы распрощаться с этим доходом. Так что держу пальцы крестиком. К тому же мне нравится вносить вклад в мир музыки.

Рецепт прост. У многих из нас – артистов – есть поклонники, которые с удовольствием покупают и слушают нашу музыку. Настало время голодовки для той части музыкальной индустрии, которая так плохо к нам относилась, которая, как бы самонадеянно это не звучало, нуждается в нас больше, чем мы в ней. Ни один из современных потребителей не перестанет слушать свою любимую группу только потому, что Circuit City (* крупный магазин компакт-дисков) не продает ее компакт-дисков.

Спасибо

… за то, что ознакомились с моим взглядом на предыдущие и текущие события в музыкальной индустрии. Я надеюсь, что это поможет тем, кто пиратирует музыку, понять как их действия отражаются на независимых артистах, лейблах, дистрибьютерах и магазинах. Я надеюсь, что люди поймут, куда идут их деньги, когда они покупают музыку в крупных магазинах.

Как правило, наилучший способ, которым вы можете поддержать артиста – купить его альбом напрямую у рекорд лейбла, если это возможно.

Если мои решения приведут к успеху моей карьеры и лейбла, я надеюсь, они послужат примером другим артистам, которые будут вознаграждены за свой тяжелый труд, отказавшись иметь дело с гигантскими рептилиями, которые пытаются внушить нам иллюзию, что они все еще контролируют музыкальную индустрию.

Искренне Ваш,

Бенн Джордан

Ссылка на оригинальную статью

http://www.theflashbulb.net/doc/revolution.htm

Ссылка на перевод статьи

http://hyperboloid.ru/doc/revolution_ru.htm

Страница Бенна Джордана на Майспейс

http://www.myspace.com/bennjordan

Эта статья была написана раньше, чем вышел новый альбом Radiohead, и по этому мы не узнаем отношения автора к условно-бесплатной музыке.

Update: перевод статьи сделал garin777

Рассказать друзьям
37 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются