Views Comments Previous Next Search

Олег Тарасов

126175
Написалmnru reporter12 октября 2008
126175

Олег Тарасов, отец-основатель московского инди-лейбла Solnze Records, известен тем, что выпускает наиболее интересную и экстравагантную музыку в нашей стране. Уже за издание первого альбома «Messer Chups» можно было бы смело дать Олегу Золотую звезду Героя Субкультурного Труда, а у него таких релизов десятки и десятки.

Прожив почти все 90е в Гамбурге, Олег вернулся в Москву в начале нового тысячелетия, одним из первых начав наводить мосты с крупнейшими западными инди-издательствами и культивировать хороший музыкальный вкус. В его арсенале невероятное количество знакомств по всему миру, восприимчивый ум и отменное чутьё на по-настоящему оригинальные проекты.

Олег Тарасов. Изображение № 1.

Начнем с серьезного, как изменилась ситуация на музыкальном рынке после появления оптоволоконного Интернета?

Это катастрофа, в общей массе слушатели деградируют. Музыка нивелируется до какого-то виртуального количества байтов в телефоне или MP3-плеере.

Ну, я думаю, что это наверняка происходит не только в метрополии под названием Москва, но и много где ещё, в разных и странах, и регионах нашей отдельно взятой, происходит то, что все, кому нужна конкретно какая-то музыка уже сменили свое аудиофильство и воюют не о том, что и как, на каком носителе, а в плане информативности. Превалирует сейчас конечно же формат mp3 и другие свободно скачиваемые через Интернет файлы. Теперь сам носитель превратился уже в какой-то объект, который люди приобретают для того чтобы задокумментировать свою превязанность к творчеству того или иного коллектива или артиста. Теперь музыканты выпускают альбомы для того, чтобы обеспечить себе концерты, а не наоборот, как раньше, поддерживают выступлениями выпуск альбома.

А в финансовом плане, дальше и сильнее, роль, которую раньше занимали музыкальные лейблы, сейчас берут на себя различные контент-порталы, занимающиеся распространением музыкальных файлов. И их музыкальную политику формируют люди, которые раньше занимались пиратством, можно так сказать. Во времена allofmp3.com, несколько лет существовало большое количество других платформ, в рамках которых распространялась музыка. Многие из них много раз закрывались, люди переходили с одного места на другое, и по сути они там уже наработали ресурс, который теперь монетизируется.

Факт, что большие деньги к таким ресурсам приходили за счёт рекламы, которая обеспечивала доступность той или инои музыки, причём желательно в больших объемах и широком разнообразии. Все это превращалось в деньги, посредством баннерной рекламы, продаж показов баннеров, сейчас часть этих ресурсов конкретно продают музыку, и могут, точнее сказать, платить уже даже за те или иные релизы. Я не удивлюсь если вскоре какая-то из таких фирм-порталов будет уже презентовать на растяжках или в глянцевой прессе новый альбом, не знаю, например «Мумий Тролля» или кого угодно. Это зависит уже от того, насколько менеджмент того или иного коллектива или издательства найдет общий язык с подобными порталами. Достаточно?

Олег Тарасов. Изображение № 2.

Далеко не все пользователи lookatme.ru в курсе легенд отечественного андеграунда, поэтому расскажи, пожалуйста, про твой лейбл.

Ну, в данный момент нас сложно назвать андеграундным рекорд-лейблом. Мы являемся чем-то средним между мейджорами и андеграундными лейблами. Лейбл Solnze Records был основан в начале 2000 года с первым релизом проекта Олега Гитаркина «Messer Chups». Их альбом «Miss Libido» был выпущен, и вслед за этим как бы родился лейбл, который первоначально своей задачей ставил пропаганду проектов Гитаркина с Костровым, то есть «Нож Для Фрау Мюллер», «Messer Chups», сольные проекты Кострова…

Олег Тарасов. Изображение № 3.

Ну и вслед за этим подтянулось какое-то количество музыкальных проектов как из нашей страны (ретрофутуристы «Kim & Buran», питерский электро-рок проект «Ferris Wheel»), так и западных коллективов, таких как финны «AAVIKKO», немцы «Felix Kubin» и «Candy Hank», англичане «Lemon» и «The Voodoo Thrombone Quartet», «End» из Соединенных Штатов. Даже вот намедни у нас вышел свежий альбом австралийского электро-кабаре «Monster Zoku OnsomB!».

Часть этих артистов давно и плотно дружат с НОЖами, регулярно встречаются во время гастролей в Европе и даже в штатах. К примеру взять нью-йоркского музыканта Чарлза Пайрса («End») – еще в 2001-м году скромный интеллигентный юноша пришел на самый первый нью-йоркский концерт «Messer Chups» и вручил Гитаркину свою демо запись. Через 4 года он уже выступал Москве на фестивале «Abracadabra», а ещё через год вернулся снова с земляком «Drop The Lime». В общем-то, это был первый концерт mash-up / breakcore авангарда в Москве. К тому времени он успел выпустить альбомы на уважаемых лейблах «tigerbeat6», принадлежащий «Kid606», и «Ipecac» Майка Паттона, скажем так, лейблах не из последних…

Олег Тарасов. Изображение № 4.

Что сейчас происходит в Solnze Records?

В данный момент Solnze Records – это три человека. Помимо меня, это Мика Шлиммер shlimmer, отвечающий за документооборот и за промо, зачастую выступающий как DJ, в общем-то – наследник, и Вова Шрейдер shreyder, дизайнер большинства обложек наших релизов, который не так давно перебрался к нам в Москву из своего родного Абакана, и работает теперь в студии Тёмы Лебедева.

Ну, что сказать, очень много интересной музыки как всегда нас окружает, не всегда всё быстро получается, правда. За последнее время уже появилось, но сильно тормозится несколько релизов. Один из важнейших это только что вышедший альбом «Kim & Buran», записанный в начале этого года, «Flight B». Они продолжают, в принципе, всю ту же ретрофутуристическую линию, которая начата предыдущими тремя альбомами, хотя в концертном плане в своем мастерстве они уже сильно расширились и сейчас, пожалуй, когда мы говорим о «Kim & Buran», то стоит обратить больше внимания на их концерты, на живое выступление.

Помимо этого, сейчас у нас вышел совместный с Acidsamovar Records релиз давних друзей нашего леибла, австралийского коллектива «Monster Zoku Onsomb!», братьев по разуму, живущих в Брисбейне. Очень бодрая веселая фриковская команда, проводники треша в, я так понимаю, в достаточно, достаточно унылом австралийском захолустье, ну, сами понимаете, в жопе мира, мелком индустриальном городке. Они проводят собственные передачи на местном радио, устраивают сами себе вечеринки, но обязательно раз в год выбираются в европейский тур.

У Шлиммера вот вскоре выходит его первый mix-cd, материал которого он обкатывал в некоторых своих сэтах – это такая немного гротескная, но при этом жизнерадостная музыка, написанная различными пионерами электроники на первых электронных синтезаторах, которые, бывало, занимали по пол-комнаты. К тому же, в ноябре должен появиться долгожданный альбом гаражной группы «The King Kongs», настоящий masterpiece гараж/сёрф музыки, мастерингом которого занимался Егор Летов. Мы планируем провести полноценную презентацию этого альбома в клубе «Икра», при поддержке многообещающей all-girls-band «El Monstrino». Эдакий вечер чистокровного рок-н-ролла.

Следующим, пожалуй, стоит отметить очень, как раз, неожиданное для нашего лейбла решение выпустить проект «Масса Крыма», записанный Женей Борзых (ныне солистка проекта «Dsh-Dsh!») на тексты Дениса Густавовича Наана. Такое большое открытие у меня было, когда я познакомился с творчеством Дениса Наана, автора таких проектов как «Михална», «Прогоним Песню», «Масса Крыма», «Банда Овощей», «Дети Велюрова» и массы других, из которых самый известный это проект Михална, буквально весной этого года выскочивший на заметную орбиту с помощью такого нового медиума как MySpace. Их реитинг быстро достиг реитинга других замечательных известных групп и, по-моему, получить 5000 френдофф на майспеисе за полгода – это уже достаточно сильный успех.

Другое дело, что стоящий за этим проектом продюсер по прозвищу Шар одно время работал директором по развитию проекта MySpace в России и, видимо, воспользовался служебным положением в своих целях. Может его и уволили за это в итоге ;-) В течении нескольких месяцев большие баннеры стояли на титульнои странице MySpace и это привлекло очень много слушателей, которые сечас худо-бедно обеспечивают возможность выступать еженедельно в самых различных залах Москвы.

Позвольте я отвлекусь, тут нужно рассказать подоплеку. Творчество в данном случае происходит последующим образом: сначала Денис Наан слушает какую-то музыку и придумывает забавные тексты, после чего делается демо запись, как правило, это происходило с использованием голоса Жени Борзых, и в дальнейшем из таких демо выбираются какие-то определенные треки для дальнейшей работы. Вот ряд треков взятых в проект Михална выросли как раз из такой демо записи, когда нужно было достичь живого звучания коллектива. Поэтому знакомые музыканты, с которым проект работает, просто переписывали, переигрывали музыку в связи с тем что это должен быть живой коллектив, сейчас же даже никакие поп-музыканты не хотят под фанеру выступать, всем нужен живой звук, настоящая группа, и использование записи с минусами это уже что-то неприличное.

Масса Крыма, выпускаемый на Solnze Records, это концептуальный проект, в котором эстетически взят сам дух музыки середины прошлого века, это эстетика Клавдии Ивановны Шульженко, Орловой, Эдит Пиаф и советских патриотических фильмов, которые, судя по всему, сейчас одновременно входят в моду, а уж если мы коснемся политической ситуации, то ряд песен Наана, которые напела Борзых, отлично подходят для подъема патриотического духа.

Олег Тарасов. Изображение № 5.

Расскажи про современную политическую ситуацию.

A: Я говорю о большой политике, о том, что Россия сейчас пытается вернуть статус, утерянный два десятка лет назад, во времена начала бандитского капитализма и так далее, когда никому уже было неважно, все делили земли и бились за власть. Сейчас власть одна и она уже начинает биться на планетарном уровне. Нашему правительству, мне кажется, уже сейчас не хватает власти, и Путин с Медведевым решили пободаться рогами уже со Штатами, мне даже нравится, это весёлая тема.

Мне это очень нравится.

Вот когда я первый раз услышал, что Медведев такой прям вот фанат винила, то у меня вспомнилась такая наивная достаточно песенка у БГ, из раниих: «И наши люди займут места, под страхом лишения рук или ног, мы все будем слушать один только рок!». Тем не менее это некий знак. Знак, которому, может быть, не стоит слишком сильно придавать значение, но это уже такой типа вообще свой парень, с которым, возможно, в молодости любой ценитель музыки дружил, обменивался пластинками, вместе там прогуливал мероприятия, чтобы послушать винил или достать редкостную какую-то очередную новую запись. Вот, а о БГ я правда не слышал уже года три… Кроме как в рекламе Сбербанка, я его не слышал больше нигде последнее время. В принципе он достаточно open mind, готов к экспериментам с кем угодно, дай бог, только если это его заинтересует.

А что такое музыкальный авангард сейчас, где он находится?

Он может находится везде, можно ожидать авангардных решений от кого угодно. Сейчас это уже настолько размыто, само понятие авангарда оно очень относительно. Относительно точек и границ, точек отсчета и границ в которых находится, допустим, мейнстрим, и в чем находится какой-то закостеневший сформировавшийся стиль. Точно также ребята, которые исполняют какой-нибудь ну тот же breakcore, да, вот, если заставить этих людей слушать в течении нескольких недель только эту музыку, а потом резко поставить что-то глубоко традиционное, не знаю, акустическую лютню, обработанную парочкой каких-нибудь примочек, или просто чисто акустическую запись, они подумают – «Ох! Ничего себе, что это за артисты вдруг». Люди живут уже в своей системе координат и для них авангардом может прозвучать все что угодно.

Расскажи, как ты сам лично взаимодействуешь с музыкой.

Можно наверное упомянуть первые переживания музыки, которую я услышал, когда, еще дошкольником, я получил в руки радиолу и виниловые пластинки и мне очень понравилось этим заниматься, возиться, слушать, делать какие-то скретчи, когда я заметил, что иногда очень забавно пластинка начинает заедать и прыгать на одном и том же месте. Иногда происходили забавнейшие сочетания, когда из-за осевшей пыли иголка засорялась и посреди пластинки тогдашних наших любимцев вдруг происходили скачки, то есть, по сути, появлялся луп, который мог повторятся. Мне тогда уже нравилось брать какую-то убитую пластинку и добиваться того, что она скачет на определенных местах, иногда я иголчкой расковыривал там, процарапывал на пластинке полоски и добивался того, чтобы она прыгала так или иначе, так, как примерно хотелось бы, чтобы появлялся интересный семпл.

А потом, в какие-то моменты в жизни меня затрагивала одна музыка, потом эта любовь- привязанность проходила, могу сказать, например, что в последние годы я мало слушаю творчество Егора Летова, больше интересуюсь другими культурными пластами, от брейккора до еврейского шансона, от лаунжа до электро и рокабилли-сёрфа.

Хотя двадцать лет назад на меня он очень сильно повлиял, и я несколько лет занимался продвижением творчества Летова и выпуском его виниловых пластинок, что сейчас снова становится актуальным, и мы сплошь и рядом слышим, что кто-то хочет выпустить виниловую пластинку. И факт выпуска оной уже нечто совсем трендовое, взять тех же The White Trainers Community – совсем молодые ребята, которые, надо же, выпустили 7-ми дюймовый диск. Это люди верные стилю, англофилы, для которых сделать точно так же как это было в 60х – это самое крутое, что они могли бы сделать.

Олег Тарасов. Изображение № 6.

Насколько я знаю, ты по совместительству ещё и концертный директор Messer Chups. Расскажи о какой-нибудь самой безумной истории из ваших туров.

Да безумие перманентное, как-то везет на странные места. Несколько лет назад «Чупсов» поставили играть в Central Park Нью-Йорка перед несколькими тысячами этих бигмачных уродов, претендующих на мировое господство. Кстати, тогда с Гитаркиным Вдовин вместе играл, и момент возвращения мне запомнился – не забудешь! «Боинг» выруливает на взлетную, объявляют взлет, предлагают выключить электроприборы, Игорь вырубает свой Mac G4 и начинает истово молиться, и очень это в моем мозгу не стыкуется: этакий современный модный донельзя парень, в Праде весь и в наколках, – и правоверность такая… Он, видимо и от Гитаркина ушел еще и потому, что бесовщина, присутствующая – если не сказать доминирующая – в творчестве Гитаркина, шла вразрез с православным мировоззрением Игоря. Зато теперь он ближе к богиням стал, пардон за каламбур. Хочу купить саундтрек к «Богине», интересно, что он сделал там с песнями горячо всеми, кроме меня, любимой певицы, да все забываю. Надеюсь, я её тоже полюблю и стану ближе к народу.

Кстати, Олег, внешне ты очень похож на Эдуарда Лимонова. До того, как тот отпустил троцкистские усы и бородку. Вы, случаем, не братья?

Сейчас мне говорят такое несколько реже, а раньше часто сравнивали, я даже фасон очков из-за этого сменил. Однажды, лет десять назад, Летов нас даже познакомил, привел к вождю домой в арбатскую квартиру, которую ему Ярослав Могутин оставил. Присутствовавшие там Дугин и покойная Наташа тоже отмечали это сходство, да и партийцы в бункере НБП на Фрунзенской. И Курёхин как-то пошутил, что могу двойником выступать. Сергей останавливался у меня в Гамбурге незадолго до своего вступления в НБП и как раз у меня впервые читал «Лимонку», которую мне присылали друзья и я сам привозил из Москвы. Так что, боюсь, часть питерского общества может меня ещё и в чем-то обвинить…

Первое сообщение в медиа о смерти Егора Летова появилось в твоем блоге на Живом Журнале, и потом все журналисты на него ссылались, и еще писали много разных статей, и везде связывали имя Егора со словосочетанием «русский рок», что ты думаешь по этому поводу?

Я считаю, что «русский рок» можно забыть, одна фигура Егора закрывает просто полностью всем своим творчеством, всей значимостью, понятие какого-то «русского рока». Рядом с Летовым словосочетание «русский рок» это просто какое-то ничего не значащее лепетание, ярлычок, о котором можно и забыть. Летов это фигура соразмерная с гораздо большим масштабом русского искусства, русской литературы, русского изобразительного искусства, концептуального искусства, поэзии, авангарда самого разного рода.

Места, в которых он успел побывать, помнят о нем.

По поводу стиля вообще, стилей музыки, в которых творил Егор Летов. Это очень широкая палитра, в рамках например проекта «Коммунизм» он работал с концептуализмом, самого разного свойства, с шумовым авангардом, с нойзом и с электронным авангардом, с music concrete, единственное, пожалуй, не могу найти у него никаких образчиков новомодных там веяний последних лет типа электро и нью-рейва, ну в принципе, бог с ними, значит не такие важные это вещи и из-за их культурной малозначимостью о них можно вообще забыть. Шутка.

Олег Тарасов. Изображение № 7.

Что есть панк?

Что есть панк? Все выходящее за рамки общественного приличия. В конце 80х – начале 90х, помню, Лаэртский назывался панком. В те времена практиковалось распитие всего что горит, включая одеколон. И часто бывало, что такое неумеренное потребление приводило к достаточно безумным поступкам, как например, по результату недельного запоя, взять и сорваться во Владивосток, взять и уехать, буквально собраться и на следующий день уехать во Владивосток, вернуться через полгода, ну не полгода, четыре месяца, но тем не менее. Кататься в багажном отделе междугороднего автобуса. Я поехал встречать знакомых в аэропорт, на автобусе, который шел от аэровокзала… Ничего лучше, чем забраться в багажный отсек и среди чемоданов доехать до аэропорта под полом пассажирского салона, я не придумал.

Я делаю всё, чтобы умереть молодым. Что это, мол, такое, 43 года скоро будет, а он все катается на велике, удовольствия у него такие молодежно-подростковые. А вот продажа пластинок это отдельная конечно тема, помимо продажи пластинок есть другие сопредельные области.

Распространение музыки в других форматах, продвижение музыки в рекламу, в кино, в частности, например, какие-то музыкальные композиции попадают на телевидение. Приходят к слушателю и зрителю с неожиданной стороны. Кто-то о новой музыке узнает из рекламы Orbit, или там Opel, спрашивает: «о, а чья это музыка там звучит?», а оказывается – музыка «Messer Chups».

Скажем, для музыкальной группы быть купленными для рекламы на телевидении за большие деньги это, конечно, успех, достижение какого-то весомого подтверждения твоего творчества. Но это не в плане как панк, это не связано.

По стилю, как можно считать панками далеко друг от друга стоящих музыкантов. Вот скажем breakcore – это сильно связанный по своей энергетике с панком музыкальный электронный стиль, который по сути можно считать родственником классического панка 70х, развившегося в новых условиях, когда доступность уже совсем других музыкальных звукоизвлекающих инструментов сделало возможным творчество уже не на музыкальной репетиционной точке, а просто у себя в спальне. Для этого уже не нужно искать место для репетиций; делать музыку увесисто говорящую о твоих мириадах мыслей и о политических идеях просто достаточно у себя на ноутбуке. Эти артисты в чем-то сильно выигрывают, в свободе самовыражения, они живут в другой системе координат. И для кого-то, например, понятие 8bit это уже целый мир, которого 30 лет назад еще не было.

Олег Тарасов. Изображение № 8.

www.solnzerecords.com

www.messerchups.ru

www.kostrow.com

www.supersonicfuture.com

www.kimandburan.com

www.myspace.com/progonimpesnju

www.myspace.com/massakrima

Рассказать друзьям
12 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются
чтобы можно было оставлять комментарии.