Views Comments Previous Next Search

Кузьма Палкин

142883
НаписалRoman Filippov1 ноября 2008
142883

Моя хорошая знакомая, зайдя на btwn.us и скачав твоё промо, ужаснулась, хотя в клубной музыке смыслит. Ты не отпугиваешь девочек своей музыкой?

Ну, это примерно как спросить «отпугивает ли девочек трансформаторная будка». Некоторых девочек, наверное, отпугивает, а некоторых нет. Но я понимаю, о чём ты. Не сказал бы, что пытаюсь кого-то отпугивать нарочно. Наверное, всё, что касается техно, я стараюсь делать максимально цинично, чтобы всё нормально функционировало. При том, что у меня имеются вполне четкие понятия об эстетике, которые возникли в индустриальной среде Северодвинска и довольно сильно оформились уже в Петербурге с его своеобразной клубной культурой.

А ещё я долгое время думал, что в Питере есть какая-то субкультура, вращающаяся вокруг какого-то очень геометричного психоделического техно, со временем я её не обнаружил, или может быть она рассосалась, и пришлось сделать свой вариант.

Ну и абстрактная тематика, на почве которой рождается подобная музыка — она по большому счёту не совсем нормальна для сознания. В том плане, что это грубые импульсы, катящийся грув, почти brute force, как указание человеку, танцующему под неё — «двигайся вот так, а теперь так». То есть это едва ли музыка для прослушивания — скорее, какая-то функциональная штука, дизайн.

То есть ты преднамеренно ставишь акцент на функциональность музыки, не жалея при этом чувства посторонних людей?

Так а это же в первую очередь танцевальная музыка. Она и разрабатывается именно для танцев, а не для прослушивания. Чувства используются только как топливо. Стоит разделять мою музыку, написанную под псевдонимом Kausto и, к примеру, то, что появляется под маркой Cylindro. Kausto это такой техно-медиум больше, оператор: кто подключился — добро пожаловать, кто не догнал — извините.

Кузьма Палкин. Изображение № 1.

Почему, кстати, Kausto? Caustic Window? (прим. — один из многочисленных псевдонимов Aphex Twin).

A: С одной стороны, да, поэтому. А с другой стороны, в детстве был еще ещё Fausto Papetti (прим. — итальянский саксофонист) — это когда мы с моим другом Артёмом (Tiemu) лепили музыку из всего, что под руку попадётся, в форме грубого прикола. Причём с одной стороны вроде прикол, а с другой — какой-то дикий азарт от вандализма, который мы творили с музыкой. Потом всё это переросло в любопытство, как и что устроено внутри музыкального процесса.

А что такого происходило в Северодвинске в то время? Что ты тогда слушал?

В том-то и дело, что там мало чего происходило. Если прокручивать к началу, то есть импринт, первое впечатление от музыки — как бы пафосно это ни прозвучало — когда я был очень маленьким, папа слушал пластинки Led Zeppelin. Я не поклонник, но для меня это своего рода baseline, некая басовая, базовая основа. А ещё есть воспоминание такое: детский сад, дети играют, из радиоприёмника звучит какое-то диско, может быть это было даже итало диско, и я оттуда помню только впечатление от прямой бочки и визуальный отпечаток в этот момент — покрашеные синей краской стены и лампа на колёсиках (такая, знаешь, противомикробная, вокруг неё по утрам все вставали, напяливали очки и облучались), замотаная в простыню и похожая на приведение. И вот для меня тогда это было ого-го как странно — пульсирующий бас и ощущение, что ты вываливаешься из привычного пространства, контекста.

Потом уже, по мере формирования психики, бас в музыке, которую я слушал, стал утяжеляться, ускоряться, становился ещё быстрее, изощрённее и маниакальнее, — я какое-то время слушал grindcore и black metal, согласись, что это довольно экстремальная музыка. И тут появляется AFX с его третьей Analogue Bubblebath. Для меня это был просто взрыв, полное выпадание, выход из клетки. Это же всё происходило на фоне небольшого индустриального северного города, в довольно кризисное время с бандитами, гопниками — понятный фон.

Меня заинтересовала электронная музыка и я стал её искать в том или ином виде. Я начал ходить в клубы на дискотеки, где из ночи в ночь игралась одна и та же программа — например, весь альбом Westbam, но при этом по телеканалам MCM, Viva и Viva Zwei показывали совершенно другие дискотеки. Ну и появилось желание что-то изменить в этой ситуации. Так что сначала сформировалось такое небольшое сообщество друзей-единомышленников, у которых была общая цель показать людям что-то новое. Потом сообщество разрослось и свою задачу, пожалуй, выполнило.

Я к тому времени уже знал, что такое Force Inc., Background Records — это с одной стороны, а с другой находился «передний край электроники» — я регулярно читал «Музпросвет» и писал письма Андрею Горохову, на которые он мне отвечал смачными затрещинами, которые потом стали смягчаться. «Нормального человека из тебя не получилось. Ну и хорошо». Короче, я усвоил кучу информации. При этом, учась в институте и проходя практику, я работал на заводе, в огромном цехе, обычным слесарем-монтажником на участке гидравлики выдвижных систем атомных подводных лодок. Там тоже очень много впечатлений получил.

Возможно, что в некотором роде такая жизнь на отшибе, в изоляции, послужила импульсом для внутреннего развития. Может быть природа самого места что-то вносила, а может ещё и радиационный фон. Тем более что из Северодвинска я не один такой. Может быть, есть тенденция: взять тех же Антона и Игоря Гладкобородовых, основателей дизайн-студии Нимблер, которая сделала проект LookAtMe. Или Свету Устинову из параллельного класса, которая играла в главной роли во втором Бумере. Я знаю людей, которые пока в процессе развития, вынашивающие что-то своё. Хотя, может, это во мне такой патриотизм говорит?

Кузьма Палкин. Изображение № 2.

А как ты взялся что-то делать самостоятельно, что тебя на это подвигло?

Думаю, что у многих, если не у всех, в голове играет музыка, эдаким фоном с разной степенью интенсивности. Когда я был ребёнком, подозреваю, что это просиходило вообще потоком — отражение всего, что видишь вокруг себя, но только в музыке, теми символами-звуками, которые ты уже изучил. Потом была музыкальная школа, но мне там как-то не понравилось. И как-то всё законсервировалось, но я не прекратил интересоваться музыкой.

Потом мы с Артёмом стали передразнивать рок-сцену, в школе на уроках рисовали всякие смешные группы и их концерты, дошло до того что стали рисовать целые музыкальные журналы, причём мы с Артёмом друг с другом конкурировали, то есть у нас были как бы конкурирующие группировки. Ходили ко мне домой после уроков, бренчали на гитаре, пианино. Потом вообще собрали из коробок, велосипеда, ведра, зонта барабанную установку и записывались на магнитофон. Характер этих записей был примерно такой: скажем, у группы Queen была песня Flash Gordon Theme, там поётся «Флэш! О-о!», а Артём перепевал всё это как «Бомж! О-о!». Шутки шутками, а у меня в это время начал появляться серьёзный интерес к процессу, я стал экспериментировать со звуком, чтобы всё, что я делаю, было больше похоже на то, что мне тогда казалось «настоящим». В панк-рок группе играл на ударных, и примерно в то же время у меня появился компьютер, на котором я стал изучать, что там можно делать со звуком…

Причём я вот сейчас вижу, что мне в то время было абсолютно наплевать на всё остальное — то есть я учился, проживал день в фоновом режиме, а ночью, когда родители спали, я ползал по разным сайтам, выходя в интернет с низкоскростного модема, и скачивал музыку в модульном формате — в отличие от MP3 её можно расковырять и посмотреть, как она устроена изнутри.

Что меня подвигало на всё это и двигает, я пока толком не понимаю. Я получаю удовольствие от процесса и потом с другим удовольствием любуюсь результатом труда, если он не вымученный и сделан на одном дыхании. Создание музыки (именно музыки, а не техно-треков) вызывает у меня состояние, когда ты находишься здесь и сейчас и полностью включен в процесс. Некоторые техно-треки, которые в себе несут какие-то новые идеи и хорошо работают, тоже создают такое ощущение. Возможно, всё это из области поиска новизны.

То есть у тебя есть и определённо этюдные работы, и вполне самодостаточные вещи?

Да, думаю, именно так, но пока мало чего хочу, например, издать где-то.

А посторонний слушатель тут в какой роли и в каком виде появляется?

В роли постороннего слушателя. Если думать о слушателе во время творческого процесса, то всё сразу летит строго в трубу.

А почему то, что ты делаешь — это скорее техно, и скорее даже минимал-техно — это если на минуту забыть, что в принципе ты в разных жанрах работаешь?

Ну, это действительно не только техно. У меня появляется стремление делать более комплексные и сложные вещи, при этом техно и его минимализм тренируют умение видеть/слышать ритмические нюансы в раскрытом виде. Да и вообще я не считаю, что я уже состоявшийся музыкант. Техно для меня это как школа, или даже лаборатория. И опять же, я чувствую, что в техно ещё есть много нераскрытого и недосказаного.

А будет у тебя какой-то большой тематический релиз, или ты дальше так и будешь понемногу и в разных жанрах? Кстати, эта вот электронная полижанровость — она вообще откуда?

Да, я хочу дойти до какого-то большого релиза, пока заниматься этим вплотную мне не позволяют обстоятельства. А полижанровость это же удивительная вещь — начинаешь чувствовать различия музыкальных тканей, пытаешься почувствовать какой-то аутентичный вайб и воссоздать его, чтобы понять, почему в этом конкретном музыкальном жанре всё происходит так, а не иначе…. В какой-то момент вдруг понимаешь, что все эти градации очень условны и толком не нужны. В любой области, в любом жанре можно найти свой подход и развивать его, а можно и постараться сделать совсем уж что-то своё, причём тут может очень пригодиться умение не перегибать особо палку, которое ты развиваешь, делая техно.

В музыкальном жанровом пространстве всё напоминает освоение нашим видом неизвестной территории — тут так вырубили, тут таких колышков наставили… вчера здесь был один я, сегодня пара человек, а завтра набежит куча народу и станет нечем дышать. Причём эти территориальные мотивы — они словно бы заложены в человеческой психике.

И ты сам не представляешь, куда ты придёшь в результате этих подвижек?

Ну есть, наверное, какие-то личные цели, но я не думаю, что ими стоит сейчас делиться. Рановато. Пока всё происходит в таком режиме развлекательного обучения — я и не останавливаюсь, но и не гоню сломя голову.

Что у тебя играет в плеере и в голове — помимо музыки с прямой бочкой?

Taylor Deupree, Tortoise, To Rococo Rot (хотя по отдельности они мне вообще не нравятся), Flying Lotus, J Dilla, Mouse On Mars, Lithops, Oval, Fennesz, Radian, Sun Ra… могу включить и Radiohead, честно говоря.

Твои живые выступления в Москве и в Питере: как люди реагируют на твою музыку?

(смеётся) Люди танцуют.

Кузьма Палкин на Look At Me

Автор интервью Антон Уткин

Рассказать друзьям
14 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются
чтобы можно было оставлять комментарии.